Кому Дон тих...

Владимир Лядев
                Кому Дон тих…
               
                Натаскаю дров, затоплю я печь.
                Соберу всё зло, чтоб в печи той сжечь.
                Раскалилась печь, и сгорает зло.
                Приложил ладонь – не идёт тепло!
                (Казак  Дерябкин А.В.)
     Предутренний весенний морозец всё более и более одолевал. Пришлось натянуть почти на уши папаху и «притопывать и прихлопывать» ногами, чтобы как то согреться. На «пятачке» возле кафе «Магнолия», где меня обычно подбирал микроавтобус, кроме меня и  дворника Анатолия в такой ранний час никого не было. Анатолий умница, почти за символическую плату, которую получает в администрации сельского поселения, убирает всю ту неприглядность, которая остаётся после работы торговых палаток и рынка, весь световой день орудовавших на «пятачке». Косо взглянул на Анатолия, негоже казаку показывать, что замерзаю. Да где же он, микроавтобус? Атаман сказал, что выедут из посёлка в пять утра .Уже половина шестого, до Чертково десять километров. Пора бы уже!
Наконец- то фары «Газели» показались из-за угла  бывшего правления колхоза. Вваливаюсь в салон, где уже надышали, и его тепло обдаёт меня своей благодатью. Здороваюсь со всеми, пока ещё плохо различая в полутьме, кто где: «Здорово ночевали, братья казаки!» Нестройный хор из разных уголков «Газельки» грянул :  «Слава Богу!». Слышу голос своего напарника по дежурству в казачьей дружине Володи Громакова (Гром  - так ласково зовут его друзья): «Алексеевич, залазь ко мне!  Рядом со мной свободное местечко». Просто «плюхаюсь» на свободное место  и замечаю, что начинаю согреваться. Гром сразу же взял меня в оборот: « Алексеевич, ты там ближе к начальству. Скажи, что за дурость  такая и кто её придумал: ехать в Советку за триста вёрст, чтобы  сдавать нормы ГТО. Не могли поближе это сделать?  Скажем в Вёшках или в той же Боковской». После этих слов салон притих. Даже заядлые картёжники, вместе с уважаемым «Павловичем», бросили карты и ждали, что я отвечу.  «А что, юртового Атамана Попова Геннадия Георгиевича нет среди нас, что ли?» - спрашиваю.  « Да вот именно он нас отправил на «Газели», не особо распространяясь на эту тему, а сам на «иномарке» с  местным  предпринимателем  поехал с комфортом.  Ну, так что ты нам скажешь?»
Так, братья казаки, тут надо издалека начать, на всё так просто не ответишь. Ну так и расскажи, путь то нам дальний предстоит : Миллерово, станицы Кашарская , Каргинская ,Боковская и затем только Советская.
Ну, коли так, начну с того, что месяц назад нас срочно собрал Окружной Атаман, войсковой старшина Геннадий Вечёркин в Вёшки, на расширенный Совет Атаманов. Докладывал  на Совете Атаман станицы Вёшенской есаул Игорь Васильевич Свирякин  о том, что на территории его казачьего общества в станице Базковской в кафе произошла драка с поножовщиной местной молодёжи с дагестанцами. При «разборе полётов» было выяснено, что казаков среди дравшихся  не было. А зачинщиками драки были молодые дагестанцы, недавно приехавшие в район. Дальнейшее расследование повлекло со стороны дагестанцев угрозы как по мобильному телефону, так и СМС- сообщений в адрес  авторитетнейшего в станице Атамана, который одним из первых откликнулся на зов братьев во время событий «Крым наш». Игорь Васильевич стоял на блокпосту, не позволяя «нацыкам» совершать провокации против Республики Крым. Конечно, это уже был беспредел.  «Ну и что было потом? К чему пришли? Чем же всё это закончилось?» - вопросы сыпались на меня со всех сторон салона Газели , вырвавшейся уже на трассу М4 «Москва-Ростов».
Да хватило благоразумия не схватиться сгоряча за нагайки и шашки, а встретиться с дагестанцами-«старейшинами», которые уже несколько десятков  лет живут на Дону в хуторах, занимаются сельским хозяйством, выращивают овец и никогда «со своим Уставом не лезут в чужой монастырь».
Да, правду говоришь Атаман: « Мы, кто к нам пришёл с любовью, в друзьях держим. У каждого в казачьих семьях на Дону течёт много кровей, поэтому мы себя и считаем отдельным казачьим народом. Вот и дагестанцы, калмыки, армяне нам как братья. Ну и как же старейшины разрулили ситуацию?»
Да мудро и просто. Молодёжь ту, что драку учинила, отправили в Дагестан, а их родителям попеняли  о недостойном воспитании их джигитов.  А затем, как повелось, зарезали барана и под «шулюм», разговорившись, ещё больше побратались.
Слава Богу! Ну а чего это мы едем в станицу Советскую на сдачу нормативов ГТО и как эту поездку совместить с тем, что ты нам рассказал? Не видим связи.
Да связь прямая, братья! Там же на совете Атаманов был поднят вопрос о том, что такая же ситуация как в Базках может произойти в Советке, которая затерялась в степях на околице нашего Верхне-Донского округа. Там уже оказывается приезжие чеченцы,  захватили пустующие хутора и заброшенные фермы, раздули овечьи отары и нарушают границы межеваний казачьих пастбищ и угодий .При этом ведут себя агрессивно и вызывающе. Вот и решили на Совете смотр казачьих дружин провести в Советке с построением, смотром  маршевых колонн, принятием новых членов казачьих обществ. А в заключение сдать обязательные нормативы ГТО и торжественно  установить большой шестиметровый поклонный крест на кургане станицы. Таким образом используя так называемую «мягкую силу», показать местному населению, что казаки -  это реальная сила, а приезжим дать понять ,что до конфликта ситуацию доводить - бессмысленное дело. Приехал на Донскую землю - уважай обычаи и законы, которые веками сложились на Дону. Свои же соблюдай внутри своей семьи, никто не  против.  Вот так то, братцы, и получилась наша с вами поездка.
Понятно теперь, Алексеевич. Спасибо! А то едем и недоумеваем, какая муха укусила нашего юртового, что послал нас на край света киселя хлебать.
На Алексеево-Лозовском перекрёстке и в Павловке в автобус втиснулись ещё казаки нашего юрта. Алексеево-Лозовский  атаман Володя Коновалов, крепкого телосложения, что называется «сбитый» так, что походная казачья форма потрескивала на швах на его могучих плечах. И Павловский атаман Серёжа Дегтярёв, гордость  Сетраковского юрта, в отличие от Володи,  как всегда строен, подтянут, великолепный чуб вырывается наружу из- под  казалось бы, чудом державшейся на затылке фуражки и, конечно, неизменные усики,  которые атаман носил всегда  - всё это, вместе взятое, всегда привлекало к  Сергею взоры и, в первую очередь, женские. А если к сказанному добавить ещё иконостас наград, украшающий его грудь, то подобная женская реакция становится вполне объяснимой. Здесь и «боевая» медаль «За Крым» (Сергей был в самых первых рядах Крымской эпопеи), медаль за конный переход, организованный Всевеликим войском Донским в честь 70-летия Победы из Волгограда до Севастополя. А всевозможных «не боевых наград»: казачьих крестов « За возрождение казачества» , «  За Веру, Отечество и Дон» -  и не перечесть.  Володя и Сергей, не перебивая с интересом,  дослушивали нашу беседу. Затем Лозовец заявил: « Братва , а как же нам поступать, когда в Лозовку поприезжали всякие, за наш счёт живут и в ус не дуют. К, примеру, цыганва!»
А насчёт цыган пусть тебе тёзка, Алексеевич расскажет. У него в Маньково их много расселилось, да и инцидент был с ними. Расскажи ,Алексеевич,  нам подробности.
Да что ж это такое! Опять мне. Только ведь за Вёшенский инцидент рассказал, так давай вам ещё и про цыган.
Давай, давай! Интересно же.
                Ну, тогда слушайте, коли так. После ухода с должности директора школы на так называемый «заслуженный отдых», я ещё два года работал в должности социального педагога. В круг моих  новых обязанностей  входило «курирование» всех «неблагополучных семей», к коим в основной массе и относились  цыганские семьи. Посещая детишек- цыганчат на дому по поводу, в основном, пропусков уроков, в каждой цыганской семье встречаю одну и ту же картину, а именно : браки в цыганских семьях не регистрируются. Поэтому папа у ребёнка есть, а по документам его нет. Зато мама получает статус многодетной матери со всеми гарантиями нашего государства на выплату социальных пособий на каждого ребёнка. А в каждой семье их два и более .Это даёт право мамочке на выплату материнского капитала, по достижению ребёнком  возраста трёх лет.  Ну, а теперь за моё родное Маньково-Калитвенское.  После известных событий нет в нём ни колхоза, ни совхоза, ни комбикормового завода, ни инкубаторной станции, словом тех предприятий ,где ранее молодёжь  после службы в Армии устраивалась на работу. Короче, бежит сейчас молодёжь из села кто куда. В основном туда, где в России нефть и газ или никель добывают. Спасают их заработками и мегаполисы: Москва, Питер, Ростов. Сначала вахта, если повезёт, то и постоянная работа. Но кто позволит себе такую жизнь в молодой семье, когда дети месяцами отца не видят? Вот и продают они свои дома в Маньково, чтобы переселиться туда, где есть работа. Кому продают? Ясно! У кого есть деньги. А они в виде материнского капитала  в руках молоденьких матерей одиночек, окружённых оравой детишек-цыганчат .Как- то ранней весной вместе с педагогами, которые должны были в новым учебном году набирать первоклашек, посетил местную амбулаторию. Информация, которую нам там предоставили, была просто удручающая. Пятьдесят процентов детишек в возрасте от одного годики до шести лет – детишки цыгане. Вот таким образом, уже порядка четверти населения Маньково –это так называемые лица цыганской национальности. И, что удивительно, занимаясь вопросами казачьего призыва на воинскую службу и общаясь с работниками Чертковского и Верхнедонского военкоматов, я не видел цыган военнообязанных. Зато практически возле каждого купленного цыганами дома стоят по одной, а то и по две автомашины, пусть и подержанные. Но когда коренной житель, вкалывая, не может себе позволить в приобретении и такого, это озлобляет. Всё это прекрасно видно каждому жителю села.  Живут цыгане за счёт нас, налогоплательщиков и если бы они ещё  вели себя нагло и высокомерно, то пожар бы заполыхал ещё более жаркий, нежели с  дагестанцами и чеченцами.
А ведь за малым это не случилось. Был года два назад такой эпизод. К настоятелю Маньковского Свято-Троицкого храма отцу Сергию приходит прихожанка и просит защиты от цыган, уверяя, что они изнасиловали её дочь. Благочинный сразу же побеседовал со мной и предложил казакам взяться за разрешение этого вопроса. Конечно, возмущению не было предела.  Цыгане обнаглели уже до такой степени, что стали насиловать русских девчат. Вместе с Главой поселения было принято решение собрать в местном ДК сход граждан  и вынести постановление о выселении цыганских семей из Маньково, а над участниками изнасилования провести выездной суд, на котором бы присутствовали все жители и могли убедиться в справедливости процесса. В общем «волну погнали» нешуточную. Благо, хватило благоразумия вместе с юртовым Атаманом получить консультации  в полиции и следственных органах, занимающихся этими вопросами. Кроме того  встретились ещё с пострадавшей, которая таковой совершенно не выглядела. Как выяснилось, там всё происходило по другому сценарию.
Так вот, братья мои, хотя первая реакция на жизненную хитро мудрость цыган вызывает негатив, но узнавая их ближе, видишь, что живут они, так же как и мы, казаки. В семьях цыганских, как и в русских, есть и горе, есть и ситуации когда «семеро по лавкам», в доме ни крошки съестного. Когда зимой согреться нет возможности. Беседуя с ними, видишь в них таких же людей, как и мы с вами, но ведущих свой, самобытный образ жизни. И поэтому вывод, братья казаки, в этом непростом вопросе только один. Поступать с ними так, как поступаем мы многие столетия в России со всеми народами и народностями,  придерживающимися различных вероисповеданий – по закону Любви и терпимости.  Тьфу ты, чуть не сказанул, по закону толерантности. Хотя  смысл этого иностранного словечка примерно такой же, но не люблю я его. Не приживается в моём сознании. Вспомните только Францию с её толерантностью.  Ведь как « дотолерантничали» с этим журналом «  Шарли Эбдо»! На Иисуса Христа, затем  на Пророка Мухаммеда  писать карикатуры! Да это мозгов не иметь! Ведь и «козе понятно», что любой мусульманин задушит  такого наглеца своими руками. Ведь это самое святое для него. Я понимаю Кадырова, когда он, стиснув зубы, едва находил слова, предназначенные нашим славным толерантам-французам на их выходку в журнале. А теперь Господь на правду вывел. Где тот « Шарли», где та Меркель с Олландом вместе взятые, когда беженцы, в основном мусульмане, заполонили всю Европу? Молчат теперь и за однополые браки, которые самой природе человеческой вызов. Вот почему мне более по душе наше русское: терпимость, духовность, умение договариваться.  А это всё следует из нашей Веры Православной. Мы, казаки, принимая присягу, давали обещание служить Вере, Отечеству и Тихому Дону. Заметьте, на первом месте стоит Вера. Поэтому живя по законам Евангелия , мы никогда не допустим распрей и междоусобиц в своей среде. Я, братцы, смотрел выступление нашего земляка, зам командующего корпусом Минобороны ДНР Эдуарда Басурина. Уж он, мне думается, все эти истории, что мы обсуждали, расставил на свои места, когда говорил: «Война на Донбассе показала, что у людей обострилось чувство духовности. В церковь не просто стали верить, в неё стали ходить даже те люди, которые туда и не думали зайти.  Смерть и страх заставляют людей переосмыслить видение жизни. Были  случаи, когда приходил мусульманин и просил, что бы его крестили. Были случаи, когда жизни спасал крестик или икона. Мне показывали пробитую пулей икону, она и спасла. Когда беда пришла на нашу землю, Господь оберегает нас от больших потерь .Ведь было же такое: в дом попадает снаряд, от дома ничего не остаётся, а у жильцов ни царапины;   рядом с бойцом разрывается снаряд или мина, оружие -  в хлам, а у бойца две царапины –одна на щеке, одна на щиколотке… Над нами кто-то держит зонтик».
Вот и делайте вывод, братья, когда Россию нашу прессуют со всех концов, начиная от Американского « Обкома» и кончая  продавшимся ему ЕС, то нам россиянам, необходимо не враждовать, не размениваться на мелочно- жалкое у кого чего больше, а объединяться и поддерживать друг друга. У всех нас, братья казаки, одна родина Россия и хранит её Пресвятая Богородица наша. А насчёт цыган, так тем более, они люди православные. Как умиленно- трогательно наблюдать в храме, как цыган или цыганка со взводом детворы, застенчиво не поднимая глаз, ставит свечи и осеняет себя крестным знамением. Понаблюдайте как- то при случае, очень трогательная картина.
Тут вмешивается Гром (Громаков Владимир): «А что, братцы, верно всё. У нас в Осиковском  сельском поселении тоже более трети жителей цыгане. Так я не помню ни одной конфликтной ситуации с ними. Даже более того. Каждую осень в поселении проходит фестиваль цыганской песни и танца. Со всего района съезжаются гости, так как  всё проходит трогательно и красиво! А потом, конечно, вечером общее застолье, да настолько дружное, что не поймёшь где казак, где цыган – все братья.
Разговор прервал  Алексеево-Лозовский Атаман Владимир: « Ну и тему вы подняли, всю дорогу проболтали. Слово не могу вставить в ваш разговор. А вон посмотрите на дорожный знак, до Советки осталось пятьдесят километров. Скоро подъезжаем, а я хочу, пользуясь вашим вниманием, признаться, что  у меня сегодня День рождения, и по этому поводу приглашаю вас на обратном пути остановиться под тем старым дубом, который мы проехал, минуя Кашары. Там, я видел, и столик и лавочки есть».
Мощное «Любо!» громом  прокатилось по микроавтобусу.

 
(День рождения Атамана Алексево-Лозовки Коновалова Владимира под старым дубом в ту самую поездку)
Атаман ХКО « Маньково-Калитвенское»,подъесаул Лядев В.А.