Русский асс против большевиков

Александр Быков 3
К юбилею Александра Казакова. Отрывок из главы моего документального романа "Демократия, не оправдавшая надежд"

"Командующий Двинской колонной канадский полковник Шарман, вызвал командира летного отряда и приказал произвести воздушную разведку в районе Шенкурска, чтобы окончательно прояснить ситуацию. Британские наблюдатели в то время летали с русскими пилотами. Один из таких экипажей в составе легендарного русского летчика капитана Александра Казакова и молодого наблюдателя, англичанина Фрэнка Шрайва, того самого, что оставил потомкам свои воспоминания о службе на Севере России, должен был выполнить задачу.
В мемуарах британца подробно описан этот полет.
«23 января 1919 года. Четверг. Сегодня вечером я прибыл к полковнику Шарману, который является старшим офицером союзных сил на Двинском фронте. Командир авиаотряда капитан Казаков тоже был там.
Полковник обрисовал нам ситуацию на фронте под Шенкурском, сейчас дело там обстояло весьма серьезно. «Боло» собрали значительные силы, бросив их на штурм города, который они уже почти целиком окружили. Наши силы были слишком малы, чтобы оборонять Шенкурск в течение длительного времени. Нас попросили проверить все дороги, ведущие в город, чтобы определить наиболее безопасные маршруты для эвакуации наших войск в Березник. Казаков по своему опыту полетов хорошо изучил и знал эту территорию.»
Летчики -народ веселый и своим машинам они часто дают смешные имена. Аппарат «Сопвич», на котором предстояло совершить полет они у шутку называли «Сопа, полторы забияки».
-Загрузите полный комплект бомб и побольше дисков к пулемету Льюиса,- скомандовал механикам Казаков.
-Разве у нас не разведывательный полет? - спросил его наблюдатель Шрайв, -зачем столько лишнего веса?
-При возможности сбросим все это большевичкам,- Казаков поправил аккуратные вощеные усики,-это эффективней, чем разбрасываться никчемной макулатурой.
Капитан имел ввиду агитационные листовки, которые пилотов заставляли сбрасывать над территорией противника. Летчики слабо верили, что листовки способны распропагандировать солдат противника. Они вообще недооценивали фактор убеждения, ведь перебежчиков среди пилотов были единицы.
-Нам предстоят посадка на льду Ваги у Шенкурска и доклад о положении дел, садиться лучше без боекомплекта,- осторожно сказал ему Шрайв.
- Так и будет лейтенант,- улыбнулся Казаков.
-Погода ясная и холодная, температура воздуха около тридцати градусов ниже нуля. Надеюсь, что нас ждет удачный старт,- сказал Шрайв.
-От винта,- скомандовал командир экипажа.
Дальнейшая история этого легендарного вылета известна со слов британского пилота-наблюдателя.
«Возможно, Казаков ошибся в тот момент, когда установив безопасный маршрут эвакуации шенкурского гарнизона, решил, что заодно можно бомбардировать пушки большевиков, которые вели огонь. Он приказал мне проверить бомбы, которые не были закреплены в секциях, а покоились у меня под ногами. Я вытащил пару из них и положил к себе на колени в ожидании, когда Казаков даст команду на сброс. Через версту я увидел поляну в лесу, приблизившись к которой, мы разглядели на ней пушку и два домика. Мы летели на высоте шестидесяти метров, поэтому первую бомбу я прицельно бросил через борт самолета над ближним краем поляны, а вторую — немедленно, вслед за первой. Черт побери, одна бомба взорвалась с недолетом, а следующая — с перелетом.
Капитан Казаков пошел на второй круг. У меня в запасе были еще две бомбы, и когда самолет развернулся носом на цель, я был наготове. Бросив первую, я вдруг увидел двух солдат перед домиком. Один из них уже взвалил на плечи пулемет, а второй открыл огонь. И в тот же миг я ощутил дробный стук пуль по нашей машине. Я поспешно бросил за борт четвертую бомбу и схватился за свой пулемет, целясь в людей на земле.
«Льюис» сделал всего лишь один выстрел и замолчал, словно замороженный. Пулемет заклинило. Я повернулся к Казакову, он жестом показал мне сесть на место, что я и сделал. Невдалеке нам был виден Шенкурск, через минуту мы сели на лед Ваги, скользя по замерзшей реке. Перед этим Казаков выключил зажигание, и самолет с молчащим мотором коснулся льда.
Я обернулся назад, чтобы что-то сказать летчику, но тут у меня все мысли разом вылетели из башки — с Казаковым стряслась беда. Его голова упала на грудь, и беспомощно моталась и стороны в сторону. Он мучительно стонал. Я тут же вскочил на крыло и увидел, что кровь залила весь летный костюм Казакова. Капитан был тяжело ранен.»
При спуске на лед Шрайв неподалеку увидел на наблюдательной вышке канадских артиллеристов, забрался как можно выше на самолет и просемафорил им призыв: «Помогите!»
«Канаки» поняли сигналы и выслали к самолету сани с ездовым и двумя пулеметчиками. Все вместе солдаты бережно достали капитана Казакова из кабины, погрузили в сани, и отправили в госпиталь.
Беглый осмотр самолета показал, что пулей был перебит маслопровод, из которого лилось масло.
Шрайв беспомощно взмахнул рукой.
-Мы потеряли самолет! Времени на починку просто нет, я должен идти с докладом в штаб. На кого кого-то надо оставить машину.
-Я попробую вам помочь,- о вдруг отозвался на призыв канадский капрал, из тех, кто прибыл вызволять Казакова из машины, я немного понимаю в механике, к тому же у нас есть и русский механик. Вдвоем мы наверняка исправим поломку.
-Я очень на вас надеюсь, - благодарно сказал Фрэнки Шрайв.
Его сопроводили к командованию, которому наблюдатель передал пакет от полковника Шармана. В пакете были инструкции по возможной эвакуации города.
-Какова обстановка на подступах, - спросил Шрайва британский майор.
- Зимник на реке перерезан большевиками, туда дороги нет,- ответил Шрайв,- капитан Казаков наверняка еще что-то знает о способах эвакуации, если это возможно, переговорите с ним, он сейчас в госпитале.
Фрэнки с радостью поехал проведать своего пилота.
«Я нашел его в палате,- позже рассказывал Шрайв русским летчикам, переживавшим за судьбу своего командира,- к моему удивлению, он сидел на кровати и был в полном сознании. Пуля попала капитану в грудь, пробила легкое и вышла через плечо. Он был очень рад видеть меня и через переводчика попросил рассказать о подробностях полета в Березнике. Он передает вам, что у нас в целом все хорошо и он прибудет лично через несколько дней.»

Дальше случилось непредвиденное- скорое отступление- Щенкурский исход. О последующих событиях читайте в романе "Демократия, не оправдавшая надежд".
На фото. Александр Александрович Казаков, человек, который не предавал Родину, подобно всяким петиным, самойло и прочим.. Слава герою!