1Б. Савонарола для Микеланджело

Моисей Харитонов
(в главке "1А. Предложение эрзацАкадемика", http://www.proza.ru/2019/01/20/1793  я пояснил, как возникла эта тема)

Фрагмент настенной росписи Микеланджело «Страшный суд» - Тела, воскресающие после смерти.

В самом низу, среди тел, воскресающих после смерти, можно различить фигуру, наполовину показавшуюся из-под земли в облике Джироламо Савонаролы. Итальянский религиозный проповедник папой Александром VI был обвинению в раскольничестве, отлучен от церкви, повешен и сожжен на костре в 1497г. как еретик.
Изображая его в таком образе, Микеланджело как настоящий провидец предрек беатификацию Савонаролы, которая состоялась спустя сотни лет – в 1997 году во Флоренции. Джироламо Савонарола. Беатификация - причисление умершего к лику блаженных в католической церкви, следующая ступень – канонизация.


1. Вводное примечание

Есть мировая новизна – когда некто открывает, изобретает нечто доселе никому не известное. Есть новизна локальная – когда для конкретного ограниченного множества людей открывается нечто, уже известное в мире, но доселе не известное им.

Имя Савонаролы я встречал неоднократно. В какие-то краткие периоды обучения или чтения в моем представлении удерживались некоторые факты и характеристики этой личности. Потом все рассеивалось и оставалось самое общее представление – в далекие «средние» века был такой, «крутой», но не во всем хороший человек.

Сейчас беглым просмотром материалов интернета попытаюсь сформировать для себя и предложить моим читателям Савонаролу как личность, влиявшую на Микеланджело.

Воспользуюсь, в основном, двумя источниками.

Более надежный – книга  А.Ф.Лосева, признанного глубоким и ответственным исследователем, «ЭСТЕТИКА ВОЗРОЖДЕНИЯ», 1978.

И второй - книга автора, которая мне представляется ИСКРЕННЕ конъюнктурной. Здесь под «искренностью» имею в виду случай, когда побуждение разглядеть и предъявить мощную фигуру в позиции «за евреев» заставляет принимать желаемое за действительное. Ну, а «циничная» конъюнктурщина – это когда вполне сознательно формируется ложь для зарабатывания какого-то эффекта.

2. Что я почерпнул у А. Лосева

С опорой на «безусловно достоверные исторические факты» А. Лосев опрокидывает ставшую обыкновенной «весьма примитивную и элементарную оценку» этой колоссальной фигуры эпохи Ренессанса. Колоссальность в том, что «Савонарола действительно, будучи представителем средневековой ортодоксии, максимально ее очеловечивал, максимально делал передовой».

Тогдашний высший клир, охваченный настроениями вольностей Ренессанса, погрузился в предельный разврат. А для ортодоксов вроде Савонаролы, воспитавшихся на высоких и благородных идеалах Ренессанса, это было невыносимо. Протесты Савонаролы завершились его казнью развращенным обществом.

Увлеченно воспринятые Савонаролой древнегреческие философские, особенно – этические, идеи были дополненные работой его собственного разума. На этой основе он выстроил свое понимание христианской веры. Его искренние и умные проповеди о свободной воле и нравственной ответственности человека имели чрезвычайный успех и обеспечили большую популярность в его Флоренции. Какое-то время он был политически влиятельной фигурой. «Многие итальянские политические деятели и патриоты последующих веков считали государственное устройство Флоренции 1494 г. идеальным и видели в Савонароле выдающегося политического теоретика, практика и в полном смысле гуманиста, поражаясь его реализму и глубокому знанию людей».
Но не вся Флоренция объединилась вокруг Савонаролы. Заговоры, интриги, козни порождали беспрестанную смену правительств. Папа Александр VI казнил мешающую фигуру.

Призывы в проповедях и дела, которые он совершал при обретении властных полномочий, (например, организация разгула тогдашних «хунвэйбинов» по сбору в богатых домах предметов роскоши и торжественного сожжениях их в кострищах на площадях – празднества «сожжение суеты») были выражением того, что Савонарола «не выносил психологического разврата, возраставшего вместе с гуманизмом, а все время оставался гуманистом в благородном и величавом смысле этого слова».

И, что ВАЖНО В ЭТОМ МОЕМ ПОИСКЕ, А. Лосев пишет – «Микеланджело посещал все проповеди Савонаролы, до конца своей жизни постоянно перечитывал их и всегда с благоговением вспоминал о потрясающем впечатлении, которое производили на него голос и жесты этого человека, которого он считал святым».


3. Евреи в папской Италии XVI века


Своей последовательной карьерой папа Павел III был обязан, помимо личностных достоинств, своим родственным связям и любовным связям родни. Но, конклав, который избрал его папой, в значительной степени руководствовался его дипломатическими способностями. Кардиналы  рассчитывали, что опытный в политических делах он сможет умело маневрировать между Францией и Габсбургами, которые разрушали мир папского влияния. Предпринятые Павлом III осторожные дипломатические шаги привели к заключению на несколько лет соглашения между  Францией и империей.  Как и другие папы, он стал вести наступательную политику в Италии в целях увеличения Папской области, понимая это в смысле упрочнения положения в государстве своих детей и прочих родственников. Но, кроме своих непотов (родни), он сумел  назначить  кардиналами и многих решительных, эффективных сторонников реформы Церкви. (https://ru.wikipedia.org/wiki/...)


В конце XV века в материковую Италию, большей частью в Неаполитанское королевство, прибыли тысячи изгнанников из Испании и её владений в Италии — Сардинии и Сицилии. В 1504 году Неаполитанское королевство стало испанским владением, и в 1510 г. евреев стали оттуда изгонять (в течение 30 лет). Евреи переселялись в другие итальянские государства, где их принимали в целом неплохо. (EJWiki.org - История еврейского народа в Европе в Новое время XVI—XVIII вв.)    

В XVI веке в каждом значительном городе Италии была йешива. В Италии работали знаменитые представители еврейской культуры и науки того времени. Еврейские врачи лечили римских пап. Еврейские печатники издавали книги, в том числе итальянские.

Только позже - во 2-й половине XVI в. начавшаяся контрреформация тяжело отразилась на положении евреев Италии, сопровождалась жестокими гонениями на евреев, ущемлением их религиозных, экономических и личных прав. По приказу римских пап сжигали экземпляры Талмуда по всей Италии, а где-то - и людей. Евреев изгнали из папских владений, исключая три города - Рим, Анкону и Авиньон, где было разрешено проживание в гетто.

4. Что я почерпнул у К. Кантора

Кантор К. М. (1922 - 2008. С 1971 года — в Институте международного рабочего движения АН СССР - позднее переименован в Институт сравнительной политологии РАН. После упразднения Института как самостоятельного научного учреждения в 2005 г. — ведущий научный сотрудник Института социологии РАН) в книге «Двойная спираль истории. Историософия проектизма» реконструирует то видение евреев и антисемитизма, которое владело переживаниями Микеланджело.

Опираясь на тексты К. Кантора, попытаюсь сформировать обобщенное определение смыслов настроений Микеланджело относительно евреев и их врагов.

Цитирую - «… антисемитизм в Италии не исчез ни при Данте, ни позже. Во времена Микеланджело погром евреев на юге Франции был уже почти забыт, но как раз в 1492 году последовало событие, потрясшее Микеланджело: испанские король и королева изгнали из Испании всех мавров и евреев, которые в течение 700 лет конкисты /конкиста - период  завоевания Мексики, Центральной. и Юж. Америки испанцами и  португальцами в кон. 15-16вв./ заложили мавританоско-иудаистский фундамент испанской культуры…
… антисемитские нотки были слышны в голосах кое-каких священников и бюргеров Флоренции, иначе зачем было бы Савонароле - духовному наставнику Микеланджело – так часто осуждать антисемитизм, говорить о единстве Ветхого и Нового Заветов и приписать заслугу распространения христианства по всему миру евреям, которые пошли за Иисусом Христом?»

Дальше ведущий научный сотрудник Института социологии осуществляет творческую реконструкцию внутреннего мира выдающегося художника:

«Микеланджело под воздействием этих событий, и флорентийско-итальянских настроений, и досконального изучения Библии и Данте (современники говорили, что никто не знал Библию и Данте так хорошо, как Микеланджело) задумывался над судьбой богоизбранного народа, о роли Господа в его избрании. Ему было просто необходимо ответить самому себе, в чем причина жизнестойкости этого слабого, беззащитного, всеми гонимого, никем не терпимого племени, в чем вина и других народов в бедах еврейских и в чем их, евреев, собственная вина. А то, что они грешили многократно, об этом он хорошо знал из текстов Ветхого и Нового Завета».

Связка с текстами Ветхого и Нового Завета позволила ученому конкретизировать модель переживаний Микеланджело:

«Он хорошо знал, что евреи разделились на две партии: малая шла за Спасителем, как за Мессией, за Сыном Божьим, в другая, численно превосходящая – и царь, и Синедрион, и богачи, и слепые фанатики извращенной веры, и развращенная толпа, - предала Христа на казнь. Но Микеланджело также знал и Ветхий Завет, знал, что точно так же, как часть евреев не признала Иисуса Христа Мессией, так евреи восстали и против своего первого духовного вождя, пророка Моисея, который, выполняя волю всевышнего и своего собственного умного человеколюбивого сердца, вывел всех евреев из дома рабства к свободе. Они проклинали Моисея, устраивали против него заговоры, хотели убить и, … по вине богоотступников-евреев, вынуждавших Моисея казнить бунтовщиков, Господь не позволил Моисею войти в Ханаан, когда они уже были на границе его.

… И все же, Бог-отец и Бог-сын защищали Богоизбранный народ, наказывали его за прегрешения, но потом и спасали его. … другие народы, зная о великих прегрешениях евреев против Бога-Отца и сына Божия и против пророков и апостолов, так и не смогли понять божественно-исторической роли избранного народа, его жизнестойкости, не могли понять того, как после истребления сотен тысяч и миллионов остаток их непременно сохранялся, народ восстанавливался и влияние его на род людской тоже сохранялось. Другие народы, великие и многочисленные, создавшие города и крепости неприступные, имеющие войска непобедимые и не раз громившие своими многочисленными полчищами слабый народ евреев, в конце концов, оказывались побежденными. Слабейший победил сильнейшего».

Красиво. Поэтично. Но, как-то хотелось бы удостовериться насчет Богоизбранности и этой замечательной семейной пары - Отец и сын. Хотелось бы разглядеть реальный источник силы, который обеспечит выживание в нарастающем противоборстве цивилизационных гигантов – «Запада», исламизма и кто там еще есть.

Фантастическая картина К. Кантора – ученого из Института сравнительной политологии и Института социологии РАН:

«… Микеланджело ни словом не обмолвился о своей вражде к антисемитизму, но в своем Сикстинском плафоне он сделал для Богоизбранного народа нечто большее, чем его любимый поэт Данте, нечто большее, чем сделали все живописцы Ренессанса и после Ренессанса, все живописцы, все поэты и все писатели. Он прославил не только пророков, предсказывавших пришествие Христа, но и весь народ и особенно, как бы в назидание живущим и потомкам, изобразил те эпизоды истории Богоизбранного народа, когда по его ли собственной греховности или по чужому злому умыслу этому народу угрожала погибель, а провидение через своих посланцев – ими были то пророки, то пастух, то обыкновенная женщина – спасало его»

- этой ссылкой на провидение, одинокого пастуха, обыкновенную женщину, как-то не успокаивает.

Истинность приятного еврейскому уху -

«Вдохновителем Микеланджело был Савонарола, не уступавший в силе своего пророчества ветхозаветным пророкам, только те вразумляли иудеев, изменявших своему Божьему избранничеству, а фра Джиролама изобличал римскую курию, изменявшую заветам Христа. Микеланджело слушал Савонаролу, видел его, говорил с ним, привез его произведения с собою в Рим, где перечитывал, когда работал над Сикстинским плафоном. А Савонарола увещевал паству - Но зачем нам обращать свою речь против иудеев, а не против нас самих?»

- приведенного К. Кантором с ссылкой на П. Виллари «Джироламо Савонарола и его время» М., 1995, косвенно подтверждается текстом ведущего научного сотрудника ИМЛИ РАН А. В. Топоровой в Вестнике Свято-Тихоновского Государственного Университета. Сер. Филология. № 2, 2011 – «Гвиттоне д'Ареццо и Джироламо Савонарола: поэзия vs проповедь»:

«Совершенно особое место занимает в проповедях Савонаролы политическая тема. Политика становится у него содержанием проповедей. Наиболее яркий пример тому — цикл проповедей на книгу пророка Аггея, прочитанный им в ноябре–декабре 1494 г., в один из самых драматических моментов в истории Флоренции, когда ее судьба как самостоятельного государства висела на волоске. Собственно говоря, к теме Рождества Христова и подготовки к нему эти проповеди имеют лишь косвенное отношение. Зато они вполне соответствуют требованиям политического момента, переживаемого Флоренцией. Савонарола избирает небольшую книгу пророка Аггея в качестве объекта толкования, разумеется, не случайно. Аггей был пророком возрождения Иерусалима, он призывал к восстановлению Храма и стен Святого города. Савонарола же проповедовал необходимость нравственного возрождения и, как его части, восстановления республики. Он сам проводит аналогию между двумя историческими эпохами: «Аггей проповедовал тем, кто не хотел вновь воздвигнуть храм Божий… Так и я проповедую вам и говорю, что вы должны воссоздать и реформировать ваш город и ваше правление»). Савонарола указывает на сходство ситуаций, в которых проповедовали Аггей и он, Савонарола. Ветхозаветный пророк проповедовал после возвращения евреев из Вавилонского плена. Савонарола проповедует после освобождения флорентийцев из плена тирании Медичи. Свою задачу он видит в утверждении нового политического устройства во Флоренции».

5. «русский» порыв, пригашенный крейсером «Аврора» и «философским пароходом»

Савонарола с его «проектом» нравственного возрождения, включая апелляции к опыту иудеев, был привлечен для выработки сочувственного понимания аналогичного «героического порыва русской интеллигенции шестидесятых-семидесятых годов» XIX столетия.

Журнал "Курьер", ведомый Я.А.Фейгиным, Исааком Даниловичем Новиком, Ефимом Зиновьевичем Коновицером, Коганом Петром Семеновичем (критик и историк зап.-европейской и русской лит-ры. Окончил историко-филологический факультет Московского университета, но в оставлении при университете по кафедре зап.-европейской лит-ры ему было отказано ввиду еврейского происхождения)выходил в 1897 - 1904 гг. А. В. Луначарский из ссылки в Вятке прислал «блестящую статью *В боевой готовности*», пытались напечатать «горючий материал» - горьковский «Буревестник»  (об этом - в книге Гиляровского В. А. «Москва газетная. Друзья и встречи» на https://books.google.co.il/books?)

В журнале "Курьер", 1900 г., No 239, статья «ТЕОРЕТИК ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ» отражает напряженный порыв разноплеменной русской интеллигенции начала ХХ века к мобилизации нравственного перестроечного ресурса для спасения смертельно больного организма российского государства. В этом порыве подключились к череде разработчиков поля нравственности – к череде, где состоялись переживания и судьбы Савонаролы, Лермонтова, Ницше … Одним из каналов подключения был русский писатель из  эстонского и  польского происхождения, постоянный автор «Современника», «Дело» и «Русское слово» А. К. Шеллер-Михайлов (1838 - 1900), который:

«…передал потомству один замечательный догмат, имевший долгое время священное обаяние для интеллигентов - догмат о критически мыслящей личности, вершающей судьбы истории. И вот в настоящую минуту, когда вопросы о роли личности в истории, о соотношении, существующем между индивидуумом и общественным организмом, еще не выяснены окончательно, романы Шеллера могут оказать нам великую помощь: содержащийся в них материал позволяет осветить эти вопросы с генетической точки зрения, объяснить лучше, чем многие другие литературные памятники, как и почему в среде русской интеллигенции зародилось и сложилось представление о мыслящей личности, движущей историю.

…  Это своего рода ницшеанский протест против успокоения: лишь вечная тревога, вечное беспокойство; вечное страдание является ручательством прогресса.
Та же историческая необходимость, тот же инстинкт самосохранения внушили шеллеровскому интеллигенту и другой принцип - принцип всестороннего развития личности. … неспособность мыслить ведет к самым печальным последствиям, является корнем человеческих зол. Развитие их критического отношения к действительности - это истинная история их жизни, история их торжества. Вот почему они и возвели это критическое отношение в священный догмат, вот почему они так много говорят о необходимости выработки наиболее продуманного миросозерцания, о необходимости иметь твердые убеждения. О любви к этим убеждениям, о самом беспощадном самоанализе - они тратят значительную часть своей жизненной энергии именно на самовоспитание, на работу над своим "я", на то, чтобы это "я" проявило возможно высшую жизнеспособность. А истративши значительнейшую часть своей энергии на работу внутри себя, они естественно придают этой работе санкцию догмата.

Этот догмат и есть догмат о критически мыслящей личности, вершающей судьбы истории (конечно, в своем элементарном выражении)».

Попутно отмечу следующее.

В наше время, для израильских евреев «вершение судьбы истории» - это использование себя для выживания маленького Израиля под ногами воюющих цивилизационных гигантов. Минимально возможным вкладом в эту работу, со стороны пожилых бывших советских ученых и специалистов, ищущих заполнения своей праздности, явилось бы досуговое самоудовлетворение БЕЗ ПОПЫТОК ОТВЛЕКАТЬ НА СЕБЯ ВНИМАНИЕ государственных, деловых и иных ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ структур. Можно играться в «академии», «научные» конференции и т. п., но исключительно в пределах своего круга.

В книге «Савонарола. Его жизнь и общественная деятельность» А. К. Шеллер-Михайлов: 

«Авторитет Савонаролы возрастал не только среди простонародья, но и среди образованных кругов флорентийского общества, в числе его почитателей были известные гуманисты Джованни Пико делла Мирандола, Анджело Полициано, прославленные художники Сандро Боттичелли, Фра Бартоломео, юный Микеланджело и многие другие.

… Постепенно проповедник превращался в политического деятеля. По своим политическим взглядам Савонарола был республиканец, но он думал, что республика лишь тогда будет благом для Флоренции, когда граждане станут нравственнее: религиозное и нравственное очищение произведет и политическую реформу.

… Устанавливая во Флоренции новое государственное устройство, Савонарола оставался строго верен своему нежеланию принимать личное участие в управлении делами города. Он только внушал флорентийцам свои предположения, не навязывая их и предоставляя им самим принимать его советы или нет. Свою личную роль он видел именно в положении народного советника, что подтверждается и его проповедями».

Возможно, и этим он был близок переживаниям Микеланджело – тот тоже чувствовал и мыслил себя «советчиком, пропагандистом». И получал ориентир на историю евреев:

«… Все это совершалось по той программе, которую последовательно начертывал Савонарола в проповедях. Свою личную роль он видел именно в положении народного советника. "У евреев были пророки, которых они называли судьями и к которым они обращались в важных случаях. Эти лица после молитвы к Богу высказывали свое мнение, и если народ иудейский следовал ему, то преуспевал, в противном случае - страдал".

… Савонарола стал проповедовать о нравственной жизни. Только нравственно возродившиеся люди могли спасти республику. Истинная дружба, основанная на правдивости, честности и добродетели; сущность свободы и горькое положение рабов страстей; единодушие граждан, дающее силу обществу; любовь и милосердие, на которых должно созидаться общество; высокое призвание женщин поддерживать патриотизм в мужчинах и воспитывать детей гражданами – вот главная сущность проповедей в 1594 году».

Я бы присоединился к такому подходу, только «нравственность» рассматривал бы шире по сравнению с тем, как она видится в текстах о Савонароле.

Понимая под нравственностью предельно личностное мироотношение – без наведенного влияниями извне, без физического или административного принуждения, без давления общественной морали, без манипулятивного воздействия, я бы использовал такую версию понятия «нравственность»:

Полное взятие на себя ответственности за проживание себя с установкой на благотворное проявление себя в окружающий мир. Постоянное соотнесение себя с окружающим миром – с учетом динамики изменения в мире и в своих способностях; на этой основе – конкретизация целеполагания и напряжение способностей для их актуализации.

Нечто такое, в значительной степени, владело юным и зрелым Давидом, образы которого нам явлены и Микеланджело. И это привлекало и привлекает внимание к этой личности.

Ну, и предупрежу о следующем.

Естественно, что экзистенциально важные послания последующим поколениям от Савонаролы и Микеланджело привлекают не только интеллектуально и этически добротный интерес. Появляются и желания легковесно «пообедать», как-то проявиться на этих именах. Пример такой легкой спекулятивности – сентиментальная фантазия в легкий попрек антисемитам: Елена Плетинская. «Роковая страсть фра Джироламо», http://www.isrageo.com/2016/05/21/savonarola/