Тициан. Портрет молодой женщины в шляпе с пером

Алина Алексеева-Маркезин
    Тициан. Портрет молодой женщины в шляпе с пером. Ок. 1536г. Эрмитаж.

    По словам Вазари, известнейшего художника и историка искусства XVI века, «Тициан создал... произведения, которые достойны бесконечной хвалы и которые будут жить ровно столько же, сколько может жить память о знаменитых людях».

      Среди заказчиков художника и поклонников его таланта были самые влиятельные люди своей эпохи: герцог Феррары Альфонсо д'Эсте, маркиз Мантуи Федериго Гонзага, император Карл V, урбинский герцог Франческо Мария делла Ровере, папа Павел III, наконец, испанский король Филипп II. При этом Тициан работал во многих жанрах: религиозном, мифологическом, аллегорическом, портрете. В каждом из них он прославился и создал шедевры.

    Созданные Тицианом портреты больше всех остальных его работ повлияли на дальнейшее развитие искусства. В них впервые мы видим характер и личность изображенного человека, а не идеальное представление о нем, как было принято писать портреты до него. Но все его модели сильные, достойные и прекрасные люди.

Перед нами портрет молодой женщины в шляпе с пером.

       Под отороченным мехом плащом виднеется полупрозрачная белая сорочка. На голове девушки шляпка с перьями, украшенная камнями.  Художник не скрывает своего любования, на грани откровенного вожделения, красотой молодого женского тела. Белоснежная кожа героини, написанная легкими, невесомыми мазками, резко контрастирует с насыщенным темным фоном, благодаря которому её образ кажется ещё более нежным и хрупким.

     Словно умытое утренней росой, дышит свежестью и молодым задором лицо юной прелестницы. Кокетливо сдвинута на бок шляпка, живые любопытные глаза и нитка жемчуга на девичьей шее – перед нами еще один женский портрет великого итальянского мастера. Кажется, подует легкий ветерок и пушинки страусиного пера послушно колыхнутся вслед за ним, так легки они, так воздушны.

       Виртуозной кистью художник делает почти осязаемыми и темный зеленый бархат плаща и невесомый шелк тонкого платья, и теплую кожу нежных женских рук. Спокойные и радостные образы его картин в этот период творчества отмечены жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорным колоритом созвучия глубоких, чистых красок.