Лет сто...

                http://www.proza.ru/2019/01/15/925
       Лет сто, сто пятьдесят  тому назад - представить страшно! –  жизнь простого человека была труднлй, устроена несправедливо. А люди, Вань, все были разные: умные, работящие, талантливые есть, завистливые, также ленивые, хитрые, и в каждого чего только ни напихано Боженькой! И все хотели кушать. Но, на «покушать» надо заработать, а работы бывают разные!
       У нас в стране много было таких, кто работал много, а жил голодно, а другие в это время катались, как сыр в масле и при этом ничего не делали… Сегодня люди тоже живут по-разному, но тогда всё было несправедливо до безобразия!... 
       И вот кое-кто посчитал, если у богатых всё отнять и поделить поровну, все сразу станут счастливы.

        Но, оказалось,, чтобы всем хорошо жить, работать надо тоже всем, а работы бывают разные: один дрова хорошо колет-рубит, а живёт голодно и холодно, другой же серёжки для женских ушей делает и живёт припеваючи… Третий шубы меховые шьёт с воротниками и при этом ест от пуза… А тот, который дрова хорошо колет, он может шубу построить на свои доходы?... О-го-го, сколько дров надо будет ему наколоть, чтобы заработать хотя бы на один воротник!… А четвёртый велосипед изобрёл, даже - коли  захочет! – и автомобиль сможет…       
       А если тому, кто дрова умеет колоть, велосипед понадобится? Он его изобрёл или сделал, а велосипед ему подай за «просто так»? Не выйдет!… Или кто-то киняку знатно пiдковав, огiрки та й кавуны  взращивае… Потрiбности усiх разные: ще  розiбратися треба, як это «поделить поровну та й хто кому i скiльки винен…

       - Деда, а киняка и кавуны что это?...
              - Кiняка это конь по-украински, лошадь, а кавун – арбуз. Только на гарбуз, это по-хохляцки «тыква».       
             Интересно! Любознательность внука предпочла непонятные слова моей «политграмоте»; редко, но Бабусин «суржик», смесь из русского с украинским всё ещё попадает в словеса, излагаемые мною, вот – снова… «Балакать» на этом «языке» я научился во время войны у Бабуси (мы с мамой после Блокады еле добрались к ней в Касимов), а дома она часто сбивалась на чисто украинский…
       А сейчас, увлечённый своей «политграмотой», я, видимо, не сразу заметил, что внук не просто молча слушал меня, но и выглядит обалдело! Теперь, немного оттаявшего, окликнул его: :
       - Эй, паренё-ок! Балакла-а! Вы меня слышите или вы меня не слышите? («С чевой-го вдруг, - проплыло во мне – вылезла эта фраза из «Приключений мистера Питкина в тылу врага», дурацкого фильма, виденного когда-то? - отвечай, потомок, продожаем пение, или?...   
       Ступор потомка покинул всё-таки, не сразу, я восхитился:
       - Ну-у, парень! Такого слушателя да в подарок бы каждому! Тогда уши к бою, десантник! – и продолжил в том же ритме:
                Нам нена-вист-ны тира-нов коро-ны,
                це-пи наро-ода-страда-альца мы чтим…
       Дверь слегка приоткрылась, в образовавшецся щели улыбалась Катюшкина физиономия:
       - Ванька, пора Йоську выгуливать - папа уже одевается!…
       Застывший на момент внук, буркнув ответное «иду», мигом исчез, и спина его сказала о многом… Идиотизмом было бы солирование перед воинством, замершим в недоумении,хотя… Главное-то  в песне вложено автором именно в третий куплет, а это, как-никак – программа того «Союза борьбы за…»:      
                …кровью народной залитые троны
                кровью мы наших врагов обагрим!
                Смерть беспощадная всем супостатам,
                всем паразитам трудящихся масс!
                Мщенье и смерть всем царям-плутократам -
                близок победы торжественный час!
                На бой кровавый, святой и правый,
                марш-марш вперёд, рабочий народ!...

       Помню, в очаге мы с Борькой Матвеевым смеялись: посмотреть бы на всех этих тиранов, супостатов, плутократов и паразитов, сваленных в кучу перед марширующим в цепях и вногу «народом-страдальцем»: вот было бы звону, бряку да  смеху!… Теперь, оставшись наедине с воинством, я мысленно задал вопрос этим «кметам, под шеломами взлелеянным, с колнца копья вскормленным»: с какой целью автор этой р-революционной песни запихал эти редкие слова всего в пару строк куплета?  А с такой, пояснил этим «рыщущим, акы серыи влкы» в поисках «себе чти, а князю славе» - чем выше куча непонятных слов вываленных на слушателя, тем сильнее раздражает она раздражаемых!
       Буржуй, это – паразит, понятно, но сколько ж их, паразитов!... А-аа, кой тебе хрен!... Буржуй, тебе, не буржуй... Всё одно - кровопивец!… Ату их всех!... И… цель достигнута - «что и требовалось доказать»! 
      
       А… Скажи-ка, дядя… Вернее, старейшина своего  клана,  помнящий с детства множество подобных песенок… Ты, ведь, давно уверен, что  лишь слепой и глухой ёж в тупости своей не поймёт, что всё, напиханное в эту песенку, есть неталантлывая попытка спровоцировать малограмотных и замороченных людей, дабы очертя головы, расхватав кастеты и ухваты, ринулись они… к факелам и топорам, и мир вокруг захлестнули цунами самых низменных инстинктов и… на Руси восстало – да-да! - Смутное Время!... Желание Герострата!...

       И ещё: куда ты клонишь – нет, не дядя! – дед, «помнящий множество песен»? Что, непонятны устремления геростратов?  Забыл, что издревле во всём мире считалось недопустимым являть UrbI et Orbi свою стратегическую, истинную  цель? Тем более,, политически неверным было бы этот «Союз борьбы за освобождение…» именовать открыто «Союзом геростратов».
      Встречаются, конечно, в литературе «революционные откровения» вроде строфы из гениальной поэмы Блока «Двенадцать»:           «…мы на горе всем буржуям
                мировой пожер раздуем –
                мировой пожар, гори!
                Господи, благослови…»  - но, это  не более, чем литература, фигура речи, которой автор показывает цель и сущность описываемых событий, вовсе не сама явленная цель политика! А эта «варшавянка» - чистая политика, песня-пропаганда, рассчитанная на обман тех замороченных и малообразованных -  то есть, именно  «рабочего класса»! Это за его «освобождение» (без какой-либо просьбы или желания этого «класса»!) намеревался вести борьбу этот самый «Союз борьбы…», не упомянув ни словом, ни звуком, ни намёком что протребует от «класса» в качастве компенсации после завершения  борьбы… А оно и не важно! Минует какая-то пара лет и сформировавшаяся (наконец-то!) РСДРП(б) - так называемая, «партия пролетакиата» - укажет сторонникам путь к получению власти и заявит, чем  намерена руководить и владеть (в лице тех самых «мы»)! Владеть, постепенно развёртывая веер претензий на получение выгод для «мы»!
               
       Однако, если, уж, так зашвырнуло тебя, дед, на эту «революцию», припомни более древнюю песнь без угроз и навязчивой пропаганды: 
                От-речём-ся от ста-рого ми-ира,
                отряхнём его прах с на-ших ног!
                Нам не нуж-но злато-го куми-ира…
                ...вставай, поды-майся, рабо-чий народ!
                Иди на вра-га, люд голо-одный…               
               
       Пламя пожирает только то, что горит, и сегодня следует понимать, помнить: когда ветер уже развеял дым и разносит пепел, а «мы» отряхивают с ног «прах мира», те, кто зажёг и раздул огонь,  не могли не знать (хотя бы представлять), где искать и скрыть несгораемое! Это – аксиома! А геростратить просто так или ради «погреться у огонька»?… Наивность мила и понятна  у пятилетнего, и только ненормальный может верить в девственность политика! Не успев даже  чиркнуть первой спичкой, «мы» наверняка уже представляли (хотя бы «в осях»), что намерены делать, придя к власти, чем командовать в «вещественном выражении», что и где (примерно) искать, и недаром первыми адресами, куда они ринулись  в дни переворота, были банки, почта, телеграф, конторы крупнейших предприятий и –самое главное! – Зимний и (чуть позже, во время боёв в Москве) – Кремль с его сокровищами! …
Грандиозные мероприятия, вроде «мировой революции», изначально идеалистические и обречённае на неминуемое поряжение  по определениюне могут давать своим сторонникам, «сподвижникам» никаких конкретных обещаний либо гарантий – только ощие посулы и усиленную пропаганду. Лишь по прошествии времени     Вот и опять забросило меня в увядшие идеологические дебри, которые нескольким поколениям таких, как я, вплоть до выхода на пенсию упрямо взрвщивали в каждой голове «сподвижника» – грубо  говоря, полвека «взнузданной» жизни у каждого!   
       Недостаточно образованные, малоопытные и несведующие в оргапнизации произвдства и сельском хозяйстве «мы», незнакомые с внешней ни с внутренней политикой государства ни в жизненных вопросах и малоопытные дилетанты и унылые догматики, они не могли не столкнуться в своей авантюре с катастрофическим разрушением всего хозяйства страны и Гражданской войной!
       Гражданская явилась неожиданностью дя этих «профессиональных революционеров» хотя с самого начала Великой войны (Первой мировой, «империалистической») основным лозунгом РСДРП(б) было ленинское «пренвратим войну империалистическую в войну нгражданскую!» Как не свпомнить народное «за что боролись, не то и напоролись»…
        Уверен, «мы» действительно хотели, чтобы «весь мир насилья был разрушен до основанья» руками «сподвижникоы», а «затем»… был не конкретный план действий, а… испуг и смятение!  Им, не понимавшим сложности человеческих взаимоотношений и «вооружённым» только псевдонаукой под вывеской «марксизм-тире-ленинизм» и встретившимся с фатально разрушающейся экономикой страны и  политикой противодействия со стороны всего мира, каждое из которых блюло свои интересы. Строителдьство «своего нового мира» пришлось отложить.
       Но, поверь, «сподвижник», при научном марксистском подходе подходе к вопросам строительства и снабжения.  Люди, вооружённе знанием научного социализьма-коммунизьма – поверь! – все те, кто был ничем, тут же – естественно! – станут всем! Только не надо торопить и с желанием сесть за глубокое изучение  основ научного коммунизма и «вопросов языкознания»! «Мы», большевики, не можем жнать милостей от природы и уже нАчали разрушение остатков «всего мира насилья»– УглуУбить его разрушение – вот наша задача и -  твоя, «сподвижник», твоя - с ссегодняшнего дня. А с завтрашнего нашей общей задачей станет именно строительство «своего, нового мира», и тебе, «сподвижник», в нём предстоит принять самое активное участие! Вот такая, понимаешь ли, поножовщина…
      Да-да, ты не ошибся: это не что иное, как идеологически обоснованная Программа партии большевиков, разработка основ которой была начата первыми «профессиональными революционерами»  ещё при создании того «Союза борьбы за освобождение…»! Только ипостась этой программы иная – первые кирпичи её…  Однако, Ипостаси ипостасями, а суть одна: стремление НЕ к «освобождению рабочего класса», а – самим занять в государстве место, так называемых,  «эксплуататоров», чтобы «беря на горло» и используя самую оголтелую пропаганду, обрести и сохранять в дальнейшем самое важное в жизни государства, самое сладкое… Власть! Для себя власть, самозваных «философов» и (вкупе с ними) полулюмпенов и недоучек, не умеющих – и не желающих! - добывать кусок хлеба своим трудом!
       И как же ты, дед, три четверти века назад не распознал эту песенку? Ты ж был уже не в яслях - в очаге!... 

       Кстати!... Пока страсть поковыряться в памяти не утащила тебя в какой-нибудь ещё замусоренный закоулок памяти, не забудь объясниь внуку, что такое «очаг»!... Жаль, выскочил по делу - успеешь ещё… Ты сам-то поначалу тоже не задумывался над назваием своего детского учреждения: ну, «очаг» и «очаг»! Потому, видимо, что вскоре с «очагом» вперебой замельтешило привычное теперь «детский сад», «садик»… А раскрыл глаза тебе глаза «Мальчик из Уржума» Серёжа Костриков, найденный в книжке Голубевой… Ну, в той, что была рядом с той листовкой красного цвета!
       Этого Сергея Кирова, когда осиротел, две монашенки (может, просто вдовы? – не помню) забрали в созданный ими «приют». потому-то он и выжил «при царском режиме»… 
       А мамина мама Бабуся, узнав про мой довоенный «очаг»,  сказала, что до революции тоже бывали «очаги» (это, кроме «приютов») – ну, как у меня! А вскоре я случайно обнапужил у неё «Закон Божий» девятьсот четырнадцатого года издания… В этой книжке было написано, что когда мальчик-грудничок по имени Иисус вместе с мамой и папой скрывались от царя Ирода, они нашли приют в каком-то«вертепе» (в пещере)… В том вертепе были «очаг», у которого грелись беглецы и «ясли» для кормления скота - в них-то и укладывали спать будущего Спасителя. Словом, в вертепе был им полный комплект: «приют», «очаг» и «ясли»! После революции «приют» исчез, как таковой, появился «детский дом»; в«очаге» побывал даже я, и все «очаги» вскоре превратились в «детские сады», «садики»…  А «детские ясли» здравствуют до сих пор!
       На днях из телевизора прозвучало «вертеп» применительно к «ночным клубам». Может, посетить разок-другой какой из «вертепов» - проверить, не из того ли они разряда, что былые «ясли», «очаги» и приюты…
        Наверное, было бы правильным вернуть детским воспитательным учреждениям человеческие имена «приют» и «очаг» - вместо безликого «детский дом» и нелепого «детский сад»?... Какой он «сад», «садик» и где  кроется в современных городских кварталах!… А то, что слова эти вылезают из библейского «вертепа»?... Ну, и что! Мало ли кто и какими словами именует то или иное явление, учреждение… Те же «цари-плутократы» или «паразиты трудящихся масс»…
       Ваньке я обязательно подсуну книжку Голубевой и тот «Закон Божий» девятьсот четырнадцатого года (слава Богу, сохранились обе)... И об истории человеческой, библейской ли,  политической мы потолкуем с ним не раз… 
. Закрыли тему! -
                http://www.proza.ru/2019/01/16/1002
               


Рецензии