Почему развалился Советский союз

Капустин Избранное
               

                Посвящается  Светлане  Гавраевой 

Социалистическое планирование и оценка результатов хозяйствования по качеству отчётности, а не по удовлетворению нужд  потребителя, со временем привели к тому, что потребитель, в цепочке участников производственного процесса, оказался не у дел, и как следствие на прилавках магазинов были только те товары, которые были выгодны производителю.

Николай Петрович Гавраев знал об этом ещё учась в сельскохозяйственной академии. Но, получив после учёбы направление в совхоз на должность главного агронома, столкнулся с  этим на практике.
                Совхоз имел плодоовощное направление, однако год от года сужал ассортимент и к моменту описываемых событий сосредоточился на продукции, которая давала большой вал и не требовала больших забот.
                Николай Петрович пару раз обращался к директору, но тот попросил его не отвлекаться от выполнения плана.
-Есть кому думать кроме нас с тобой - закончил директор разговор.

Но очень скоро, после этого разговора, директора и главного агронома
 пригласили в обком партии, где на собрании сельхоз. актива области
 секретарь по сельскому хозяйству Гудков довёл до собравшихся решение бюро обкома партии об улучшении ассортимента сельхозпродукции на столах трудящихся, в свете выступления товарища Леонида Ильича Брежнева на недавно завершившемся пленуме ЦК КПСС.
-А то, понимаешь ли, завалили всю область капустой и картошкой.
По сводкам редиска почти совсем не проходит. Позор. А огурцы, помидоры?

Кто-то попытался объяснять создавшееся  положение в связи с сезонностью
 и отсутствием дождей, но секретарь резко оборвал непонятливых.
- Кто не сделает выводов, положит партийный билет.
Чтобы план был выполнен и в ассортименте. А капусту прекратить поставлять на базы. Она там просто гниёт.
Все свободны.

Директор совхоза Алёхин Александр Иванович, по дороге домой, выразил  главному агроному своё недовольство и сказал, что ассортимент это его агрономовские заботы и свой партийный билет сам он терять не намерен.

От такого нахальства Николай Петрович даже растерялся, но спорить с директором поостерёгся.

               Жена Светлана, работник культуры, выслушав жалобы мужа на директора, предложила пойти посоветоваться к соседу Льву Михайловичу Гальперину, который до пенсии работал в заготконторе потребкооперации по заготовке мяса.
Лев Михайлович недавно похоронил жену Бэлу, а потому целыми днями сидел дома и горевал.

Выслушав  жалобы Николай Петровича и осознав, что партийный билет последнего под угрозой, потому что выполнить план без капусты невозможно, он сказал, что до завтра подумает.

Назавтра, не сводя глаз с портрета любимой жены, он объяснил соседу
 куда завели его ночные размышления:
-Ты говорил, что твоё тепличное хозяйство вместе с полем могут дать тебе в день пару тонн огурцов и центнер редиски.
                Значит, я тебе предлагаю сдавать двухрублёвые огурцы на базу и в магазины, а накладные просить оформлять на двадцатикопеечную редиску.
Тогда ты в день по бумагам сдашь двадцать тонн редиски, а потом и тридцать.
-Так кто же купит столько редиски?
-Ты что, вообще…? – вспылила Светлана - Никакой редиски не будет, а будет в десять раз меньше огурцов.
-А…… А кто же мне даст такие накладные? - обречённо спросил Гавраев.
-А это зависит от того, сколько  огурцов ты им оставишь на память.
В общем, идея у тебя есть – остальное дело техники и аккуратности.

Через месяц в обкоме партии отметили резкий рост производства редиски в совхозе Путь Ильича, хотя в других хозяйствах ничего подобного не замечалось.
На постоянные жалобы председателей и директоров о невозможности выполнения плана без капусты, которую всегда принимали в любых объемах, а потом весной актировали и списывали, ссылаясь на неожиданно высокие морозы, обком отвечал, что совхоз Путь Ильича нашёл выход и их продукция идёт нарасхват и даже большую часть закупают другие области и республики..

К концу года на надоевшие обкому разговоры о том, что их редиску ни базы, ни магазины не принимали и не принимают, потому что завалены ей и без этого, обком наказал особо горластых и посоветовал изучить опыт ильичёвцев и использовать их семена, методы выращивания и реализации.

              На бюро обкома было принято решение послать комиссию для изучения семян и технологии выращивания сорта, который так раскупается потребителем.

План по редиске на следующий год увеличили всем хозяйствам вдвое.

Прибывшая комиссия, после хорошего застолья, отметила, что редиска действительно отличается особым вкусом и сочностью, а также поставляется в торговые сети мытой и упакованной в удобную тару.
Действительно, то небольшое количество редиски, что поставлялось в торговлю  фактически, имело исключительный товарный вид.
Комиссия предложила распространить опыт на всю область, а главного агронома отметить в постановлении обкома партии.

Однако, и в следущем году только совхоз Путь Ильича выполнил план по овощам и опять за счёт редиски. Мало того. Совхоз план перевыполнил настолько, что это помогло всей области выполнить обязательства перед государством.
У других руководителей большая часть выращенной редиски осталась нереализованной.
             Наказав виновных за срыв государственного и партийного задания, бюро обкома приняло решение направить молодого коммуниста, главного агронома совхоза Путь Ильича на работу в партийные органы на должность инструктора обкома партии по сельскому хозяйству.

На  конец  следущего  года,  благодаря научной организации труда и новаторским методам, область вышла по овощам на первое место по Украине, что побудило секретариат ЦК КПУ перевести на работу в  Киев
 инструктором по сельскому хозяйству  коммуниста, кандидата сельскохозяйственных наук товарища Гавраева Николая Петровича.

Ещё через два  года наш герой работал  в Москве в сельхоз.отделе ЦК
 заместителем заведующего  отдела.
             Передовой опыт выращивания редиски был успешно внедрён по всей стране, что позволило Николаю Петровичу почти завершить докторскую диссертацию, основываясь на личном опыте.

А в это время аналитические отделы спец. служб США и их союзников,
стали отмечать в статистических документах резкий рост производства овощей в СССР, особенно редиски.
Не веря в то, что такое увеличение объёмов связано с заботой о народе,
умные головы на Западе стали копать глубже и шире.
Было замечено, что в газетах и журналах всё чаще и чаще стали появляться статьи  о пользе овощей для очищения организма от радионуклидов  в
 случае  радиоактивного заражения.
             Всё это, вкупе с отяжелевшей риторикой после прихода в Министерство обороны маршала Устинова, побуждало делать определённые выводы.

А в это время, вместо ушедшего из жизни члена Политбюро Кулакова
 Фёдора Давыдовича, на его место курировать сельское хозяйство был
 поставлен Михаил Сергеевич Горбачёв.
                Просматривая статистические отчёты, он, сам всю жизнь занимавшийся приписками и очковтирательством, обратил внимание на ненормальные цифры по редиске.
И то, на что он закрывал глаза прежде, как и все его коллеги, теперь терпеть он не мог, так как поставленные им политические цели этого не допускали.
              Он приказал  статистам уменьшить цифру по редиске в десять раз, а старые отчёты изъять из оборота.
               Разобравшись во всей истории с этим  очковтирательством, он приказал
 Гавраева отозвать из партийных органов и направить профессором в сельхоз.академию.  Благо, докторскую последний уже защитил.

А в это время разведка США отметила, что в СССР изымаются статистические документы и заменяются новыми, в которых объем овощей резко сокращён, особенно редиски. Русские, по всем данным, прятали концы в воду.

            Сам собой напрашивался вывод, что Москва готовится к войне, с непредсказуемыми методами ведения.
           И действительно, не успела высохнуть краска на новых статистических отчётах, как русские вторглись в Афганистан.
                Уверенность в том, что Москва готова применить ядерное оружие, несмотря на опасность быть атакованной, заставило США промолчать и смириться.
           Однако оборонное ведомство обратилось к конгрессу с просьбой выделить деньги на разработку программы СОИ и получило пятьдесят миллиардов долларов.
             Наши политики и военные недоумевали, почему, вдруг, США стали опасаться ядерной войны. Никаких объективных предпосылок для этого не было.
Но на всякий случай были приняты адекватные меры с не менее дорогими затратами.

Однако, на фоне резко упавших цен на нефть, экономика страны такого напряжения не выдержала, и Советский Союз развалился.

           А в это время главный виновник этого противостояния доктор наук профессор Гавраев готовился стать деканом факультета, куда его упорно рекомендовали партийные органы.
               
Перестройку семья Гавраевых пережила относительно легко.
               Позже они стали заниматься бизнесом и, разбогатев, уехали жить в Испанию.
В Россию, а вернее на Украину они за всё время приезжали один раз на похороны старого одинокого еврея  Льва Михайловича Гальперина, чем удивили многих его соседей.