Эх, дороги

Владимир Третьяков 3
В припеве известной «Песни журналистов», ставшей своеобразным профессиональным гимном, есть такие строки:
«Трое суток шагать, трое суток не спать
Ради нескольких строчек в газете…»
Эти слова, как нельзя лучше, описывают те трудности, с которыми, порой, приходится сталкиваться газетчикам, при «добыче» интересного и живого материала.
Не стану врать, в моей практике до трех суток дело не доходило, но трудности, иногда даже сопряженные с риском для здоровья, случались.
А в качестве примера можно вспомнить один случай, произошедший в 2005 году.
В начале марта начались ежегодные отчеты акимов всех уровней перед населением,  самые интересные из которых необходимо было освещать на страницах областной газеты. Нашей бригаде, состоящей из водителя и двух корреспондентов (одного из них с приставкой фото),  выпало отправляться в самый малонаселенный район области - Егендыкольский.
Отчеты должны были состояться после полудня, но путь предстоял неблизкий, а потому, чтобы иметь, на всякий случай, запас времени, выехали рано утром. Трудность была еще в том, нам предстояло побывать на двух встречах, которые проходили не в райцентре, а в разных сельских округах, отделенных друг от друга приличным расстоянием.
В Егендыколь, несмотря на начавший обильный снегопад, прибыли вовремя и без происшествий. Аким района, правда, уже отправился на первую встречу, но нас должен был сопровождать председатель местного маслихата.
По дороге он ввел нас в курс дел района. По всему чувствовалось, что и он сам, и глава исполнительной власти, ситуацией владеют.
Отчет в первом сельском округе прошел очень организованно и без заминок. Наскоро пообедав, мы отправились дальше. Валивший с утра снег, немного сбавил интенсивность, температура стояла где-то рядом с нулем, но зато начал  дуть пока еще слабый ветерок, в перспективе грозивший превратиться в неслабую метель.
А тут, как на грех, во втором сельском округе встреча подзатянулась. И не сказать, что поставленные людьми вопросы были несущественными, но сами выступления чересчур затягивались. А потом следовали ответы, которые перебивались с мест, и акиму приходилось вновь начинать все сначала.
Лишь около восьми вечера собрание полностью исчерпало себя. Аким попрощался с нами, сказав, что у него дела еще в одном селе,  и мы, в прежнем составе отправились в Егендыколь, чтобы оставить там председателя маслихата, а уж затем ехать в Кокшетау.
До райцентра добирались тяжело. Худшие опасения насчет метели, к сожалению, оправдались, ветер уже не просто посвистывал, а прямо-таки завывал. К тому же случилась еще одна неприятность. Водителю постоянно приходилось маневрировать на занесенной снегом дороге, и когда до Егендыколя оставалось всего ничего, уже были видны не только огни сельских домов, но и свет фар тех автомобилей, которые ехали в районный центр из Астаны, нашу «Волгу» неожиданно занесло вправо и она села «брюхом» на глубокий снег.
Поначалу это не вызвало особой тревоги. Казалось, что четверым крепким мужчинам без особых усилий удастся извлечь машину из снежного плена. Как бы ни так! Все наши попытки оказались тщетными, «Волга» никак не желала покидать насиженного ею места, да к тому же ветер мгновенно выдувал из нас все тепло.
Кто-то сейчас может сказать, что нужно было позвонить с «сотки» в село, и попросить там помощь. Увы, этот вид связи в те времена еще был большой  редкостью, так что приходилось надеяться только на себя или на какое-то чудо.
У водителя была одна лопата, и мы по очереди пытались подкопать снег под днищем. В этих трудах прошло минут тридцать, и лишь тогда мы увидели первый автомобиль, идущий в нашем направлении. Это был старенький «Москвич - 412», водитель которого без лишних разговоров откликнулся на наш призыв помочь. Но, к сожалению, перебороть стихию «москвичок» не сумел,  а потому отправился восвояси.
На какое-то время мы вчетвером собрались в салоне «Волги», дабы немного согреться и собраться с силами. И тут председатель маслихата словно прозрел.
- Сегодня же пятница! – воскликнул он, хлопнув себя по лбу.
Мы недоуменно воззрились на него, словно ожидая чего-то такого, что положит конец нашим мучением. И председатель оправдал эти надежды. Он посмотрел на часы и сказал:
- Минут через пятнадцать должен идти автобус с нашими ребятами, которые учатся в Астане. Подождем.
Пятнадцать минут тянулись очень долго. Но вот показался и начал приближаться свет фар, и когда стало ясно, что это именно автобус, председатель выскочил из салона и бросился вперед, отчаянно размахивая руками.
А дальше все было как в цирке. Из автобуса вышли двадцать по-деревенски крепких парней, попросили нас покинуть «Волгу», после чего подняли ее на руки и просто перенесли на свободное от снега место. Сделано это было так слаженно и быстро, словно бы студенты только тем и занимаются, что ежедневно выручают застрявшие в снегу автомобили.
Через несколько минут мы уже были в Егендыколе. Оставив там нашего благодетеля, выехали в Кокшетау, но на этом наше приключение не закончилось.
Дело в том, что у нас два возможных маршрута: длинный через Атбасар и более короткий по Астраханской дороге. Выбрали второй, плохо представляя состояние этой трассы. А оно в те годы было очень печальным, так что пройденный по ней километр очень отличался от своих собратьев на других, более комфортабельных дорогах. Снег занес все имевшиеся ухабы, и мы, поняв, что в случае поломки здорово рискуем остаться здесь до утра, сбросили скорость до минимума. 
И лишь проехав Астраханку, вздохнули с облегчением. Дорога здесь была гораздо лучше, да и движение более оживленное.
В Кокшетау же мы приехали лишь в четвертом часу утра. А в девять уже надлежало быть на работе, чтобы писать свой отчет об отчете акима.