Внук - австралиец

Борис Креймер 3
                Почти суточный перелет закончился. Мы выбрались из самолета, получили багаж, погрузили на тележку и покатили к выходу. Наконец-то! Нас встречали сын и внук. Обоих не видели больше полутора лет.

         Да! Именно столько времени они живут, работают и учатся в Австралии. Конечно, мы общались. Телефон, мессенджеры. Видеосвязь. Но когда я подхватил на руки моего любимого внука и прижал его к себе, стало понятно, как мы соскучились друг по другу. Жена крепко обняла и расцеловала обоих, внука и сына. Все замерли на минуту. Потом двинулись к машине.

         Ехать было недалеко. Пригород Мельбурна, район Гринсборо, находится в 25 минутах езды от аэропорта. Сыну с женой разрешили ипотеку и они приобрели дом с участком земли. Я разглядывал окрестности.

         Ничего, кроме двух-трех церквей внимания не  привлекло. Мы приехали. Внучек повел  нас в дом. Невестка встретила на пороге и после недолгих рриветствий, повела в гостевую комнату.

         - Располагайтесь, устраивайтесь. Будьте, как дома! - она улыбнулась и оставила нас.
         - Это Ваша обитель! Надеюсь, понравится! - сказал сын и тоже вышел в коридор.

         - А что Вы мне привезли? - в комнату заглянул внук.
         - Сейчас распакуем чемоданы и ты все увидишь и получишь! - жена притянула его к себе и поцеловала. Потом я повторил ее действия. Мальчик наш был с нами!

         - Идемте, я покажу мою комнату, потом дом, а потом будете доставать подарки! - он повел нас за собой.
         - Ты стал таким взрослым! А не забыл, о чем я просил? - спросил я.
         - Ты просил, чтобы я не торопился вырасти! - весело засмеялся малыш. Он не забыл!

         Дом был просторным. Четыре комнаты, кухня, две ванные. Прачечная, веранда. Во дворе гараж, кладовая, два бака для дождевой воды, место для еще двух машин.

 .         Мы вручили всем наши подарки. Внук обрадовался и тут же опробовал две игры и примерил майки и куртку. Невестке и сыну тоже понравились нарядные блузка и жилет.

         Сын и невестка трудятся по своим специальностям. Сын - инженер. Работает над перспективными проектами в области энергетики. Невестка - архитектор. Творит в одном из архитектурных бюро Мельбурна.

         А главный герой учится. В двух школах. В подготовительном классе начальной школы. Здесь он занимается пять дней в неделю с  9.00 до 15.30.

         По вторникам, после уроков и по субботам с утра наш мальчик около часа проводит в бассейне. Осваивает плавание. Его возят папа или мама. По воскресеньям  с 10.00 до15.30 внук учится в Воскресной Русской Школе. Изучает русский язык, шахматы и математику. Во всех этих предметах он весьма преуспел. Особенно в шахматах.

         Мы были поражены. За полтора года малыш освоил разговорный английский. Это  медленно укладывалась в  сознании. Он знает английский и русский алфавиты. Научился сносно читать на английском. Начал немного писать. На русском он тоже читает, но медленнее. А еще в школе изучают китайский язык, “мандарин”.

         Сын и невестка владеют английским свободно. Дома же было принято разговаривать только и исключительно на русском. Так, что внучек спокойно говорит на двух языках. Когда прошли первые  “ахи” и “охи” и улеглись эмоции от встречи, жизнь начала входить в свое обычное расписание.

         Дети с утра и до вечера на работе.  А мы колдовали на кухне, чтобы побаловать их и малыша  “изысканными яствами”. К 15.30 мы шли за внуком в школу. В первый раз  сын показал дорогу.  Потом уже ходили сами. Чаще вдвоем, иногда кто-то один. Нам всё было интересно.  Мы смотрели, сравнивали, пытались понять и осознать увиденное.

          Приятно порадовала приветливость людей. Все были вежливы и не наигранно предупредительны. Как тут не вспомнить  мудрого старика Сервантеса, сказавшего: “Ничто не обходится столь дешево и не ценится так дорого, как вежливость.” В таком сообществе хочется и самому быть не хуже. Нам это не было  в тягость

          Встречание после уроков сразу стало  ритуалом. Блюсти его надлежало без  каких-либо отступлений. Внук первым выбегал из класса. Через 10-15 секунд после “звонка".

         - Привет, деда! А бабуля здесь? - он отдавал мне свой рюкзак и, не дожидаясь ответа, мчался к бабушке, которая ждала на скамейке.
         - Привет, бабуля! Я пойду поиграю! - он бежал под навес, где был расположен комплекс из лесенок, мостиков, колец и стоек-шестов.

 Это замечательное сооружение было симбиозом парковых турников и брусьев, парусного корабля с мостиками и трапами и противопожарной станции с шестами для спуска. На этом комплексе человек двадцать пять лазали, раскачивались, прыгали с площадок, расположенных  на разных уровнях.

         Весь пол под навесом был засыпан очень толстым слоем стружек. Это оберегало ребятишек от травм. Удивительно, что никто не толкался, никто никому не мешал. Гомон, шум, смех заполняли пространство.

          Минут пятнадцать все прыгали и проделывали разные трюки. Обменивались опытом и делились  “секретами”. Потом внук играл в баскетбол с ребятами из разных классов. Старшие давали маленьким поиграть и бросать мяч в кольцо. Опять-таки, никто не толкался и не мешал товарищам. После игры мы отправлялись домой.

         По своему обыкновению, путь домой внук  превращал в путешествие. Мы совершенствовали знания правил движения и перехода улиц. Рассматривали деревья, кусты и цветы, которые росли вдоль тротуаров. Ещё  любовались на попугаев, сидящих  на деревьях.

         Крики этих красивых птиц были очень громкими и неприятными. По формуле  “красота-голос”, их можно сравнить с павлинами.  Мы опять заговорили  о разных опасностях на улицах.
Движение в Австралии левостороннее и надо быть более внимательными. Наши навыки подверглись испытанию.

         - Бабуля! А почему взрослые всегда держат детей за руку, когда переходят дорогу? - спрашивал любознательный мальчик.
         - На случай какой-нибудь опасности. Чтобы ты, например, не рванулся бежать. Взрослые лучше маленьких принимают решения. - объясняла ему бабушка. Он кивал головой.
         - Вообще мне нужен баскетбольный мяч! Как я научусь играть, если у меня нет мяча? - рассуждал внучек.

         Сын уже купил ему мяч, но пока еще не решили, как его задействовать. Мяч большой. Носить его неудобно. Да и в школе надо не забывать о нем. Решили в итоге, что утром внук берет мяч с собой. После школы уже мы контролируем наличие мяча и его доставку домой.

         Нашему мальчику очень к лицу школьная форма. В комплект входят: красные трикотажные рубашки с короткими и длинными рукавами, черные брюки и шорты, черная широкополая шляпа-панама и черная куртка с капюшоном. Очень даже симпатично! Все ребята выглядели нарядными и красивыми.

         У всех школьников имеются ранцы-рюкзаки. У внука в рюкзаке находятся:  папка с тетрадями и дневником, “ланч-бокс” (коробочка для еды), чтобы поесть на перемене.
        Кроме этого,  бутылочка с водой и, необходимые в данный день, вещи. Например, свитер или плавки, очки, полотенце для урока плавания или зонт. Все это имело чувствительный вес. Но дети носили свои пожитки и не жаловались. Правда, часто несли лишь до машины.

         Мы пришли домой. Жена нас покормила, и мы пошли играть в шахматы. Внук  играл здорово. Я не играл много лет. Да никогда и не был силен в этой игре. Моих скромных способностей едва хватило, чтобы сыграть вничью. Мальчик  впрямь играл толково. Мне очень понравилось, как он затевает и развивает комбинации.

..       Наши высокоинтеллектуальные полеты прервала жена. Она принесла роскошную деревянную шкатулку. А внутри лежали мешочек с бочонками и пачка карт.

         - Что это? - спросил внучек.
         - Это игра. Называется  “ЛОТО”! - объяснила ему бабушка. Она показала бочонки, карты и рассказала правила игры.
         - Давайте сыграем! А по ходу игры освоим все правила и термины. - предложил я.   

         Мы играли. Внук был в восторге. Он впервые видел все это. В третьей партии он уже сам выкрикивал номера. В процессе мальчик учил нас названиям цифр на английском. Польза была несомненная. Он. Играя, он лучше усваивал цифры и числа и совершенствовал свой русский.

         В школе вспыхнул баскетбольный бум. И мальчики, и девочки (правда, в меньшей степени) играли в эту чудесную игру. Для малышей мяч бвл великоват и тяжеловат. Но они играли, старательно копируя старших, которые знали толк в баскетболе. Наш внучек понес свой новенький и до нормы подкачанный мяч в школу.
..
         Когда прозвучал  “звонок”, я увидел его с рюкзаком за спиной и с мячом в руках. Он отдал мне мяч и рюкзак. Потом  мяч забрал и, демонстрируя дриблинг, повел его к скамейке, где сидела бабушка. Мяч он оставил ей и побежал к любимому комплексу, чтобы полазить и попрыгать.

         Через четверть часа он прибежал, попил воды, схватил мяч и на площадке, где был щит с кольцом, принялся бросать мяч. К нему присоединились ещё ребята и вся компания весело играла. Наконец, игра остановилась и игроки пошли к ожидающим их, родителям. Почти всех увезли.

         Мы же отправились домой пешком. Рюкзак, понятно, нес я. Мальчик стучал мячом по тротуару. Когда переходили дорогу, он держал его одной рукой, прижав к боку. За другую руку его держала бабушка. Потом опять стал стучать по асфальту.

         - Если мяч  “ускачет” или выкатится на проезжую чась, ни в коем случае нельзя бежать за ним на дорогу! - учили мы юного баскетболиста.
         - Да! Я знаю!  Это опасно! Водители не ожидают появления мяча и могут сделать аварию! И даже на меня наехать! - быстро согласился внук.

         Мяч, конечно, укатился и мы долго шли за ним по уходящей вниз улице. Но урок получился наглядным. Так, отрабатывая технику ведения мяча, мы дошли до дома.

         Внук обладает неисчерпаемым запасом энергии. Он хочет все успеть, все узнать и ничего не пропустить. Утром он встает чуть свет. Спит меньше, чем обычно в его возрасте.

        По утрам, не одевшись, он бежал к родителям. Потом, к нам. Забирался под одеяло и смотрел мультики на планшете. Планшет этот малыш любит ещё с тех пор, когда подолгу гостил у нас. Родители запрещают ему это с утра, но мы его  “прикрывали”.

         - Деда! А ты  оставишь планшет мне, когда будете уезжать? - спросил он однажды. Вопрос не застал меня врасплох. Я и сам хотел сделать это.
         - Конечно, мое сокровище!  Он будет твоим. Но не ссорься с родителями из-за него! - ответил я. Мои любимые глазки засияли.

         - А что это за игра в буквы, в которую ты любишь играть? - спросил мальчик.
         - Эта игра называется  “БАЛДА”. - объяснил я. Рассказал о сути и правилах. Он заинтересовался. Мы сыграли партию вдвоем. И внук не был  пассивным наблюдателем. Он предлагал варианты, которые мы использовали.

         - Ты не должен играть в игру с таким названием! - вдруг сказал малыш.
         - Почему? - удивился я.
         - Ты умный! Можно же было назвать игру  “СЛОВА”, тоже пять букв! - развил мысль мой юный философ.

         - В чем-то ты, конечно, прав. Но в эту игру играют многие миллионы людей! Они посмеиваются, но не меняют названия. Внучек засмеялся и сказал:
         - Ладно! И я буду играть в  “БАЛДУ”! - и с большим удовольствием играл со мной вместе.

         Эти игры, особенно  “Балда”, принесли ощутимую пользу. Внук научился лучше читать по-русски и начал писать. Разговорный язык  также пополнился  и улучшился. Это всем было приятно.

         В субботу, после тренировки внука в бассейне, мы все отправились в центр Мельбурна. Гуляли, любовались. Чистота кругом, порядок.  Красиво. Река Ярра, неширокая, спокойная, пересекает весь гигантский город.

         Множество мостов дают возможность без труда переходить с берега на берег.
Вдоль берега чинно прогуливались белоснежные птицы. Намного крупнее голубей. Только по характерному клюву, я опознал чаек. Впервые видел этих птиц гуляющими.

         Каждую субботу или воскресенье сын возил нас куда- нибудь посмотреть красоты. Иногда мы ездили все, чаще вчетвером. Прекрасный  “Королевский ботанический сад” произвел могучее впечатление. Залив с парусными яхтами и прекрасными пирсами тоже достойны восторженных слов.

         Пока жена с внуком рассматривали  различные достопримечательности, мы с сыном обсуждали варианты его карьеры, перспективы и особенности учебы нашего  мальчика. Планы на ближайшее время. Нам было легко говорить. Мы понимали друг друга.

          Время шло и мы начали считать, сколько раз еще пойдем в школу за нашим любимцем. Потому, что все красоты были для нас не главными. Главным было, как всегда, общение с веселым и смышленым мальчишкой, нашим внуком.

         В шкафу жена обнаружила коробок с домино. Мы показали его внуку. Он загорелся и с удовольствием стучал костяшками. Потом я научил его играть в  “Уголки”. Он узнал много новых игр. Чтобы мальчик мог играть и один, я установил на планшете хорошие программы  “шахматы”, “шашки”, “уголки”. Потом мы вместе отыскали и установили “баскетбол”, “волейбол” и “гольф”. Хороший набор!

         Мальчик каждый день  интересовался прогнозом погоды. Чтобы знать, что надеть. Брюки или шорты, рубашку с рукавами или без них.
         - Папа! Сегодня будет  “тёпло”? - спрашивал он.
         - Правильнее говорить  “тепло” - поправил я.

         - Но если говорят “тЁплый” день,  “тЁплая” погода, значит надо говорить  “ТЁПЛО”! - резонно возразил внук.
         - Да! Так логичнее. Но принято говорить  “тепло”. Запомни! - разъяснил ему сын. Мы улыбались.
.
         Жена лепила пельмени и в школу я пошел один. После уже привычных  “комплекса” и баскетбола, мы шли домой и беседовали.

         - Деда! А я знаю, почему ты меня  “Так” любишь! -  заявил мальчик подчеркнуто значительно.
         - Во-первых, как  “ТАК”? Во-вторых, расскажи мне и я тоже буду знать! - спросил и попросил я.

         - Я очень похож на папу и напоминаю тебе, каким он был маленьким. Ты не раз говорил это. Ты любишь папу и любишь меня! Но меня еще потому, что я - копия папы. Получается, что ты любишь меня в два раза больше, чем папу! Это и есть “ТАК”! - выдал мне  “логику” мой самый ненаглядный. Он смотрел на меня.

         - Наверное, это имеет место. Но я не могу сравнивать. Чувства не поддается таким, математически точным измерениям. Я просто люблю и папу твоего и тебя! Вот и все! Понял, родной? - очень серьезно ответил я. Как он сумел сформулировать сложную мысль!

         Мы пришли. Пельмени были отменными! Потом мы играли в домино и лото. Я некоторое время размышлял над недетской логикой внука. Современный ребенок! Как я буду скучать по этим нашим беседам! А они мне куда важнее и дороже всех красот и чудес Австралии!  Но у сына и у невестки здесь больше перспектив и возможностей, чем дома. Значит и внуку здесь  хорошо.

         Время нашего отъезда приближалось. Вот, осталась неделя и самолеты понесут нас домой. Всем было грустно.
Я пришел в школу немного раньше. Сидел на скамейке и понимал, что  буду скучать и по  “походам” в школу, и нашим “путешествиям” домой.

         - Вы скоро уедете… И это очень печально! - вслух размышлял мой мальчик. Он повернулся ко мне и спросил:
         - Деда! А почему ты сказал, что даже когда я с тобой, ты все равно скучаешь? - он был серьезен и хмурил брови.

         - Потому, что мы опять будем очень далеко от Вас! Потому, что не буду тебя видеть! Мы не будем вместе  играть!  Я это хорошо представляю и потому грущу и скучаю! - он, видимо, услышал, что голос мой чуть дрогнул.

         - Я тоже скучаю! Я же очень люблю бабулю и тебя! -  он, как раньше, подошел ко мне, я взял его на руки и так мы стояли долго...
         - Я стал тяжелым. Меня трудно держать! - посетовал малыш, но я еще с минуту не отпускал его. Поцеловал и вернул  на тротуар. Мы продолжили путь.

         Мы поели и пошли поиграть, как повелось в последнее время. Но у мальчика было другое настроение.
         - Нет, я не хочу в игры играть!  Давай дурачиться, как раньше!  Ты уедешь, кто так будет со мной играть? - внук потянул меня за руку. Мой славный мальчишечка ничего не забыл!

         - Я буду проверять твой слух! - заявил он.
         - Давай, проверим! А как ты будешь это делать? - мне стало интересно.
         - Я буду отбивать какой-нибудь ритм, а ты  должен будешь повторять. И стараться точно и без ошибок. Понял? - провел инструктаж мой любимец.
         - Понял! Потом я буду отбивать, а ты повторять! - я был готов к испытанию.

         Внук постучал ладошкой по столу. Я  легко повторил простой ритм. Он предложил более сложный. Я справился.
         - Ты молодец, деда! -  удостоился я похвалы.
         - Теперь моя очередь! Я буду задавать ритм, а ты повторять! Только я буду отстукивать  на твоем пузе, ладно? -  смеясь, спросил я.

         - А сначала ты будешь надувать моё пузо? - весело спрашивал мальчик, зная ответ.
         - Или можно стучать по попе!  Как ты хочешь? - много раз раньше мы играли так.
         - И ты опять будешь говорить не Пеппи, а “попа - длинный чулок”! - хохотал он.

         Так мы веселились с полчаса. Малыш, к радости моей и удивлению, на самом деле помнил все. Он положил голову мне на колени, я ее погладил. Потом считал пальчики на руке. Мне было радостно и мой малыш тоже был весел. Доброе сердечко! Он любил эти наши дурачества и я придумывал разные новые.

         - Деда!  А почему, когда ты считаешь мои пальчики у тебя получается то 9, то 23 и даже 31? Все знают, что их пять?! - спрашивал внук.
         - Я же честно считаю, но так получается! - отшучивался я, мальчик смеялся и требовал объяснить.

         - Можно считать 1, 2, 3,4, 5! получится пять пальчиков, как и должно быть. Но я считаю: 19, 20, 21, 22, 23! и тоже получается, что пальчиков пять. Просто я присвоил им другие номера. Понятно? - объяснил я ему.
         -  Понял! Это ты для меня придумал? Конечно, так можно! - радовался малыш простенькой выдумке.

         Пришли с работы сын и невестка, мальчик убежал к ним.  Мы славно поиграли! Когда еще доведется так? Мне стало спокойнее. Все, что рассказывали дети по  “СКАЙПу”, оказалось чистой правдой. И дом, и машины, и их работа, и обе школы внука.

         Они все многого достигли. Время, на подготовку к переезду, не зря было потрачено. Конечно, волнений наших не стало меньше, но понимать их рассказы  будет намного легче...

         Вот и наступил час отъезда. Все было буднично и тихо. Мы попрощались с невесткой и нашим любимчиком. Сын повез нас в аэропорт. Через сутки мы были дома. Жизнь начала входить в обычный ритм. И живем мы теперь мечтами и надеждами. Впрочем, “СКАЙП” работает отлично...