Июльский дождь

Ирина Рэйн
Жаркий летний день... Тихо... Ни ветерка, ни облачка...
Куры лениво греются в придорожной пыли... Трещат кузнечики!
Перед избой разложено сено. Оно греется на солнце и так хорошо пахнет! Вечером, когда спадёт жара, мы будем ворошить его вилами и рогатинами, потом складывать на сеновал, а сейчас оно сушится...

К старой, раскидистой ветле привязаны верёвочные качели. Я качаюсь, и они тихонько поскрипывают…
Иногда проезжают телеги с сеном...
Лошади, поднимаясь в горку, устало фыркают. После телег остаётся облако пыли... оно медленно рассеивается….  И  снова тихо.....

Жарко. Очень хочется пить... Можно сбегать домой и зачерпнуть ковшом холодной воды прямо из ведра, но за домом пригорок спускается вниз, там ещё одна изба и рядом с ней старый колодец! Напиться воды прямо из колодца намного интереснее! Он стоит под деревьями, в их тени, и рядом с ним всегда свежо и прохладно.
Отодвигаю тяжелый деревянный затвор...
Бросаю ведро... Где-то в глубине слышу, как оно плюхается в воду, и сразу начинаю крутить  ручку… Медленно...
Ведро неполное и поднимать легко... Железная цепь накручивается, издавая этот приятный, чуть лязгающий звук… И вот появляется ведро!
Достаю…
Представляю, как сейчас буду пить холодную, чистую, просто студёную воду! Чистую и такую вкусную-вкусную!
Воду, в которой чуть поблёскивает солнечный луч, каким-то чудом проникший сюда сквозь густую листву...
И вдруг, заглядывая в ведро, я вижу там... маленького лягушонка, совсем крошечного! Он смешно дрыгает лапками и пытается выбраться!
Ставлю ведро на землю...
Опускаю руки в холодную воду и ловлю его!
Такой шустрый!  Попался!!!
Открываю мокрые ладошки и выпускаю его в траву...
Упрыгал !...

          ***

Сеновал...
Залезаю по старой, деревянной, приставной лестнице, и ступаю босыми ногами по мягкому сену...
Оно чуть продавливается подо мной. Каждый следующий шаг не похож на предыдущий.
Это ни с чем несравнимое ощущение - ходить по сену!  Мягко, тепло, чуть скользко, чуть пыльно ...
Прохожу через весь сеновал и дохожу до большого, высокого окна с пыльными стеклами... Отсюда видно лес и пруд с утками ... Есть и второе окно. Маленькое. Из него можно смотреть на огород. Но это окно мне нравится больше. Оно солнечное!

Сеновал - моё самое любимое место!
Раскидываю руки и падаю на спину в мягкое и душистое сено! Как это здорово - вот так вот просто упасть в сено и лежать!... Смотреть на облака, которые медленно-медленно плывут за окошком и никуда не торопятся. Как и я. Я тоже никуда не тороплюсь...
Где-то в дальнем углу в паутине тихо жужжит муха...
Соломинки приятно щекочут шею...

Душистое сено убаюкивает меня своим дивным ароматом...
В нём столько всего намешано, столько запахов самых разных трав, и кажется даже каких-то ягод, и жаркого воздуха, и какой-то свежести, и под теплой крышей этот аромат скапливается густым, и каким-то тягучим облаком…
Вытягиваю чумазые ноги... Раскидываю руки... Закрываю глаза...
Как тихо! Как тихо и как хорошо!

Летним жарким днём звуков почти нет. Бывает проедет телега, или чуть всполошатся куры, или дальний лай собак донесётся откуда-то...
На сеновале всегда жарко, и хочется просто лежать в сене и ничего не делать!
Дышать им, чувствовать его мягкость спиной и затылком, или перевернуться на бок, и поджав под себя ноги, гладить его рукой, искать самую длинную соломинку, или высохшие полевые цветы.
Иногда мне нравилось свернуться клубком и закопаться в сено по самую макушку, как в тёплое, мягкое одеяло, и так уснуть!

Однажды мне очень захотелось увидеть, как курица снесёт яйцо!
На сеновале было несколько мест, где куры неслись. Что-то вроде гнёзд, где им всегда оставляли одно яйцо (подклад) для ориентира.
Я выбрала место, поближе к окну, закопалась в сено так, что только глаза торчат, и стала ждать. Сидела долго, и у меня всё тело начало чесаться от соломинок.
И вот, наконец, слышу курицу! Кудахчет, прыгает по ступенькам на сеновал, суетится,  и уже подходит прямо к окну!
Сижу тихо, почти не дышу, вижу её! Как сильно хочется почесаться от щекочущих соломинок!
Но я сижу и жду. Жду, жду...
И вдруг, раз! Соскочила курица с места и побежала обратно к ступенькам...
Как, уже?!
А я так ничего и не увидела! Вылезаю из укрытия...
Смотрю - вот оно, яичко! Лежит...
Беру в руки, а оно такое тёплое!

                ***
Терраска...
На ней всегда прохладно...
И всегда вкусно пахнет! Какая-то смесь запахов, сразу и не определишь чем.
Стоят кузовки с грибами, черникой, корзинки с яйцами, банки с солёными огурцами, с кислым молоком. Сушатся связки укропа и каких-то полевых трав. Таз с малиной. Вечером из неё сварят варенье...
Большой сундук.
Бабушка хранит в нём муку и крупы. Он обит железом, а внутри оклеен обоями и газетами, которые уже пожелтели и в некоторых местах порвались.
Посередине терраски стоит железная кровать с пологом!
Большой полог из тёмной, непрозрачной ткани. Как здорово залезть под него! Железные пружины чуть скрипят, перина мягкая-мягкая, а под пологом темно и так уютно! Как в норке! Взбиваю перовую подушку, укладываюсь поуютнее, укрываюсь одеялом, закрываю глаза.
Так хорошо! Спать совсем не хочется, но просто полежать так какое-то время, представляя, что под пологом уже глубокая ночь, очень приятно!
 
                ***
 
Кладовая…
Здесь свой запах!
Мешки, мешки, мешки...
Много-много мешков! С мукой, с сахаром, с крупами. В деревнях всё покупают мешками. Они стоят вдоль стенки ровными рядами. Какие-то уже начаты, и по тому, что рядом с ними просыпано на деревянный пол, можно сразу догадаться, что в них!  А какие-то еще плотно перевязаны веревкой. Маленькое окошко... Свет сквозь него всегда кажется чуть туманным и мутным.  Наверное, это от мучной пыли, потому что она здесь везде!
Приставная лестница ведёт на чердак... Осторожно поднимаюсь по ней.
Скрипит …
               
                ***
 
Чердак, или "подловка"...
Не знаю почему, но в деревнях так называется чердак. Это тоже моё любимое место, потому что здесь очень интересно!
Под самым потолком, на больших железных крюках висят копченые окорока. Дедушка заворачивает их в несколько слоёв марли. Местами она уже потемнела. Окорока очень вкусно пахнут. Их запах смешивается с тем запахом, который идет из кладовой, и под этой теплой крышей свой особый аромат!
Здесь тоже тихо и немного душно...
Но здесь можно сидеть часами, потому что здесь полным-полно всяких старых вещей! Их можно перебирать, рассматривать, перекладывать с места на место, и за этим занятием вообще не замечать, как течёт время…

Вот старые чайники и утюги, дырявый самовар без носика, миски, галоши, петли от дверей, ржавая пила. Вот старая люлька, в которой ещё моего папу качали когда-то, потом всех его братьев и сестру, потом меня…
Старые газеты за какие-то древние года, старые школьные ранцы, а в них - школьные тетради. Тетради моего папы и его младших братьев и сестры. Прописи, несколько старых учебников, арифметика, родная речь, тетради с сочинениями.
Часами можно сидеть и рассматривать их!

Вот прописи. Сначала в них написано карандашом, а  вот и первые чернильные буквы. Неровные. Наклон, нажим, волосная линия. Палочки, крючочки. Первые слова.
Нахожу карандаши и старые перьевые ручки, чернильницу.
В ней на самом дне ещё есть чернила? Вот здорово!
Перехожу поближе к окну. Сажусь на старый чемодан. Открываю папины прописи, затем открываю чернильницу, осторожно и медленно откручивая крышечку, как-будто в ней находится что-то очень ценное! Беру старую перьевую ручку… Осторожно опускаю в чернильницу, касаюсь дна...
Поднимаю - пёрышко в чернилах! Можно что-то написать!
Нахожу свободные строчки и аккуратно дописываю в старых папиных прописях своей рукой какие-то слова, что-то вроде  "товарищ",  "Родина " – те , что были написаны когда-то папой. Теперь мной… Смотрю на то, что получилось. На почерк.
Похоже!

Чердак… Чердак…
Сколько всего интересного можно здесь найти!
Старые детские сандалии, деревянные санки и старые лыжи, тоже деревянные и широкие, ещё старые книги, перевязанные веревкой, и укрытые газетами от пыли, крынки с отбитым горлышком, какую-то старую кухонную утварь, назначение некоторых предметов которой мне неизвестно, керосиновые лампы, поломанные табуретки и много-много чего другого….
Всё, что становилось ненужным или приходило в негодность, складывалось здесь, на чердаке...
И за долгие годы здесь собралось столько вещей!
Они никому не мешают, просто лежат себе тихо, доживают свою жизнь и пылятся.....

Мне в детстве всегда очень нравились сказки Андерсена!
Они немного грустные, но такие милые.
"Дюймовочка", "Гадкий утёнок", "Оловянный солдатик", "Ёлка", "Серебряная монетка"...
В сказках Андерсена самые обычные предметы , пусть даже кухонная утварь, монетка, или цветы в саду, одушевлены. Они умеют разговаривать и о чём-то мечтают! Это всегда было так странно для меня! И было интересно  узнать, о чём думает ромашка или новогодняя ель, или старый чайник.
И вот, когда я залезала на чердак, я всегда вспоминала сказки Андерсена, и мне казалось, что наверное, и эти старые и всеми забытые вещи тоже умеют разговаривать!
Просто я сейчас этого не слышу... Но они ,наверняка, радуются, что кто-то пришел сюда, навестил их, подержал в руках, смахнул пыль...