Гвардия. Охота на слова

Александр Ерошкин
Помню себя очень маленьким, под стол пешком ходил. К нам приехала тётя с мужем и маленьким сыном, почти моим ровесником. Андрей Иванович был в военной форме, с блестящими ремнями, с пистолетом, со множеством орденов и медалей на груди. Я сидел у него на коленях и перебирал пальцами награды. В округе и в родне у нас не было никого, у кого можно было чувствовать себя так спокойно и уверенно. А потом он взял на руки моего старшего брата и дал ему в руки свой пистолет.

Они пошли в огород, а я остался возле сабана, лежащего перед воротами в огород. А на улицу у нас ворот тогда вообще не было, они были сломаны  и отворены к соседней завалинке. Между воротами и завалинкой я натаскал досок и сделал себе укрытие. Я залез на сабан и представил, как в него запрягут лошадь или две, и он будет взламывать землю в огороде раз за разом, а пока моя мать с братом и сестрой вскапывали гряды лопатами. У меня уже тоже есть лопата, но я ещё не копаю. Сабан лежит без дела, мне хочется пахать на сабане. Мне кажется, я хотел спросить у Андрея Ивановича, может ли он найти лошадь и вытащить сабан в огород… Я замечтался, и в это время услышал громкий выстрел с огорода. Юрка сидел на руках и держал пистолет. Они оба смеялись возле парника. Андрей Иванович расхваливал Юрку, что он не испугался, выстрелил и пистолет не бросил.

 Выстрел меня напугал, я побежал вдоль двора и спрятался в своём укрытии. В наш двор пришёл на выстрел сосед Борька, у него одна нога была короче другой,  и он ходил на костылях. У меня было к Борьке недоверие, он обманул меня с компасом, который мне подарил отец, когда приезжал в отпуск. Но я всё равно позвал его в своё укрытие. Кто же знал, что Андрей Иванович подойдёт и просто отодвинет верхнюю перекладину сломанных ворот, и доски полетят нам на головы? Борьке одна доска больно ударила по спине. Мне было и смешно, и жалко его. Андрей Иванович осмотрел его и сказал: «До свадьбы заживёт». Меня он даже не пожалел, мне ведь тоже доской досталось по голове.

В общем, после того случая я никогда больше не сидел на руках у Андрея Ивановича. Я ждал отца. Но не дождался.  А на мужских руках я посидел ещё один раз. Мы возвращались из Карабаша на поезде. Вместо пассажирского вагона, в каких мы ездили летом, дали теплушку с соломой на полу и с какими-то ящиками. Мне было холодно, а к буржуйке, круглой железной печке, не пробиться. И тогда военный в белом полушубке взял меня к себе на колени. На кителе у него было много орденов и медалей, ещё больше, чем у Андрея Ивановича. Он укрыл меня на своих коленях полушубком и я видел, как поблескивают ордена на его груди. А проснулся я уже в Кыштыме на перевалочной базе в зале ожидания, когда меня он ставил на ноги.

В общем, мне рано объяснили, что есть медали, есть ордена, а есть знак гвардейский. Ордена и медали даются за личную храбрость и умение вести себя в бою, а гвардейский знак за коллективную храбрость в масштабах полка, дивизии, армии. В Карабаше мне двоюродные братья объяснили, какие ордена и медали даны их отцу, а главная награда – гвардейский знак. Потом я пробовал гвардейский шоколад, мне кажется, ничего вкуснее не было ни тогда, ни после.

Раз речь о гвардии, то смотрим в словари, в частности, в Википедии.
Гва;рдия (итал. guardia «охрана, защита») в настоящий момент — отборная, привилегированная часть войск, отборные воинские части.
Гвардия заимствовано из польского gwardia или итальянского guardia («стража»), возможно, через немецкий. В романских языках происходит от древнегерманского *wardon, *warton («стеречь, защищать»).
«Гвардией» себя называли местные жители в отрядах по защите  и охране ломбардских  городов, во время борьбы с германскими императорами за суверенитет своих городов-государств. По другим сведениям термин «гвардия» появился в Италии в XII веке и обозначал отборный отряд для охраны государственного знамени.

Вы понимаете логику автора статьи в Википедии? Заимствовано – вот главное. Откуда заимствовано? Это уже не столь важно. Из польского. Из итальянского. Из немецкого. Из древнегерманского…  Главное – подчеркнуть, что русские сами создать ничего не могли, были, как выразился некий Гундяев, варварами и дикарями. А доказательства никакие не нужны. И сегодня они варварами и дикарями остаются. Русофобия давно проникла в ряды тех, кто формирует словари, справочники и учебники русского языка. Отсюда и соответствующее качество этих изданий.

У меня нет никаких сомнений, что понятие ГВАРДИЯ и имя ГЕОРГИЙ  имеют общее происхождение. Многие звуки и буквы одни и те же, но главное – слова указывают на защиту рода земли. Тот же корень мы видим и  в слове ЛомбАРДия.

ГЕОРГИЙ. Смотрим Справочник русских имен. Надо отметить, что всё оштукатурено так, что концов не найти, но нам поможет русский язык. Хотя один оппонент из молодых и заметил, что заниматься этимологией, имея за плечами знание всего одного иностранного языка, всё равно что с трактора пересесть за управление сразу на Ту-134. Не обязательно иметь права водителя, чтобы замечать непрофессиональные действия шофёров во время езды.

Итак, Словарь русских имён считает, что имя Георгий происходит  от греческого понятия земледелец. Народное – Егор. Разговорное – Егорий.
Производные: Гора, Жора, Гера, Геша, Гоша, Гошуля, Гуля, Гошуня, Гога, Гаря, Егорка, Егоня, Егоша, Егуня, Гуня.

Хочу напомнить, как звучит буква r R в большинстве латинизированных языков, например, в английском, немецком и как прозвучит имя Георг в Англии. Как /джойдж/? А как у русских? ГоРА, ЖоРА, ГеРА. Имена как бы подтверждают связь с РА, солнцем, которая была перечёркнута для русского языка фальсификаторами прошлого, когда была уничтожена Великая славянская империя, охватывающая весь открытый к тому времени мир. Отвечу Гундяеву: не русские были варварами, у русских дикция была и остаётся чёткой, а не через жвачку, не через гундосность или гугнявость. Только в русском языке есть сотни слов, характеризующие особенность устной речи и произношения слов. Это о чём-то говорит? А что касается алфавита, то в кириллице немало образных букв, к примеру, Р прописная письменная – это круг-солнце с лучом вниз, а в азбуках прошлого мы видим знаки, тоже напоминающие круг с лучом. Да и полукруг с лучом вниз тоже очень выразителен. А что выражает латинизированная R не то с язычком, не то  с подпоркой?

Смотрим имя Жора. Первая буква – это отражение образа древа, у которого сверху крона, снизу корни. В букве Ж мы видим яркий образ жизни, и не случайно у японцев так выглядит иероглиф, обозначающий жизнь. И слог РА указывает на солнце. Это я к тому, что у русских больше оснований считать имя Георгия своим.

Георгий Победоносец – один из символов русской государственности. На иконах он часто изображается как молодой воин, он  стал одним из популярных святых. Святой Георгий, поражающий копьем дракона,  украшал русскую государственную печать, щит с Георгием Победоносцем был и остаётся в гербе Москвы. Русская монета, отчеканенная по повелению Елены Глинской, матери будущего Иоанна Грозного, названа впервые копейкой, поскольку на одной стороне имела изображение Георгия Победоносца с копьём. Георгиевские кресты, которыми награждались солдаты и младшие офицеры за личную отвагу, георгиевские ленточки, столь популярные сегодня,  - отражение значения Георгия Победоносца.

С именем Святого Георгия связаны многие народные приметы, сейчас День Земли отмечается 22 апреля, в дореволюционные времена праздник Святого Георгия весной отмечался 23 апреля, осенью – 26 ноября.

 Считалось, что  23 апреля появляется на земле роса - это Георгий золотым ключом отпирает росу и выпускает ее на землю:
Юрий, вставая рано,
Отмыкай землю,
Выпускай росу
На теплое лето,
На буйное жито,
Людям на здоровье.

Осенний Георгий  повелевает волками; никакую скотину зверь без его дозволения не тронет: «Что у волка в зубах, то Георгий дал!»

После революций 1917 года многие старые традиции подверглись осмеянию и искоренению. По итогам Первой мировой войны Россия была обречена на расчленение и превращение  в сырьевой придаток западных стран, интервенция была организована именно с этой целью. Большевики и их опора на народ спасли страну от полного краха, но нынешние либералы, монархисты, иерархи РПЦ обвиняют именно большевиков во всех грехах, выводя из-под критики и предателей в окружении царя, и предателей в белом движении, и   Николая II персонально. А большевики организовали в стране устойчивую экономику, дали населению лучшее в мире базовое образование и подошли к тому, чтобы вернуть забытые и осквернённые в прошлом традиции.

В Вооружённые Силы Союза ССР вновь вернулось и понятие ГВАРДИЯ - Сове;тская гва;рдия.  Воинские части, корабли, соединения стали получать почётное звание и  становились «Гвардейские» за массовый героизм, мужество и высокое воинское мастерство, проявленное в боях во время Великой Отечественной войны. Вот почему и дядя Андрей Иванович, и тот военный, что держал меня на руках в теплушке, и многие другие с особым вниманием относились с нагрудным гвардейским знакам, а так же к гвардейским боевым знамёнам  и лентам.
 
Нагрудный знак «Гвардия» был учреждён 21 мая 1942 года Указом Президиума Верховного Совета  СССР. Предусмотрены дополнительные денежные выплаты рядовому и офицерскому составу.

Что же касается далёкого прошлого, то надо отметить, что в начале ХVII века в Московии произошла смута, она привела к распаду Великой славянской империи, где общим языком, как и в Советском Союзе, был русский язык. А 400 лет назад в мае 1618 года началась Тридцатилетняя война по разделу имперского имущества. Европейские страны-победители обзавелись заморскими колониями, откуда стали выкачивать сырьевые, людские и  прочие ресурсы, чтобы самим паразитировать, то есть жить не по средствам. Да и сегодня страны западного мира имеют гигантские долги.

По итогам Тридцатилетней войны (1618 – 1648) в ряде европейских стран появились возможности переписать прошлое. Ныне такой процесс тоже идёт полным ходом в бывших союзных республиках, некоторые из них и письменность, и государственность получили из рук России. Как сейчас, так и тогда заслуги нужно приписать себе, а вину и ответственность свалить на Россию.

Ложь и тогда, и сейчас оказалась очень доходным товаром. Никита Михалков в своём «Бесогоне» демонстрировал, как переписывается история Великой Отечественной войны (1941 – 1945). Лектор подходит к географической карте и на схеме боевых действий, показывает на расположение фронтов и комментирует, что есть Первый Белорусский фронт, Второй Белорусский, Первый Украинский, Второй Украинский, Третий и вывод, что Российского фронта нет, значит, Россия в войне с фашистской Германией не участвовала. Западные историки ХVII века и позднее точно так же выкинули прошлое России, её организующую роль в создании мировой империи, в просвещении народов, в международной стандартизации и разделении труда.

Военные подвиги профессиональных военных империи – Орды были приписаны своим частям правоохраны или правопорядка. На правдоподобие никто и внимание не обращал.  ОРДА – защита РОДА, О + РОД – стала основой для множества слов в латинизированных языках Европы для обозначения ОРДенов, ОРДеров, ОРУжия, ОРУдий, АРТиллерии, рекОРДов,  ОРДинарцев,  ломбАРДов, ОРТодоксов,   ну и , конечно, гвАРДии.

Для примера вспомним историко-приключенческий роман Александра Дюма-отца «Три мушкетёра» (фр. Les trois mousquetaires). Его главный герой -  молодой человек по имени д’Артаньян, он покинул родной дом, чтобы стать мушкетёром, и в первый же день его вызвали на дуэль три друга-мушкетёра: Атос, Портос и Арамис.

 В комментариях к роману есть уточнения, что их прототипами были профессиональные воины. Но имена д’Артаньяна и Портоса указывают на их связь с Ордой, хотя эта связь уже была тщательно заштукатурена, чтобы о ней забыли. Кстати, события происходят на фоне Тридцатилетней войны.
 
Вот Дюма рассказывает о капитане мушкетёров, предшественнике д'Артаньяна:
«Г-н де Труавиль — имя, которое еще продолжают носить его родичи в Гаскони, или де Тревиль, как он в конце концов стал называть себя в Париже, — путь свой и в самом деле начал так же, как д'Артаньян, то есть без единого су в кармане, но с тем запасом дерзости, остроумия и находчивости, благодаря которому даже самый бедный гасконский дворянчик, питающийся лишь надеждами на отцовское наследство, нередко добивался большего, чем самый богатый перигорский или беррийский дворянин, опиравшийся на реальные блага. Его дерзкая смелость, его еще более дерзкая удачливость в такое время, когда удары шпаги сыпались как град, возвели его на самую вершину лестницы, именуемой придворным успехом, по которой он взлетел, шагая через три ступеньки».

Король не имел денег, но он разрешил Тревилю после взятия Парижа включить в свой герб льва на червленом поле с девизом: Fidelis et fortis - «верный и сильный».  Читаем девиз на латыни и снова чувствуем русский корень, ведь  fortis -  это сильный, потому что буквально – в орде, или из орды. С Ордой связана военная и прочая мощь.
Из той же главы мы узнаём, что у короля  Генриха III была ОРДинарная стража, а у  Людовика XI - шотландская гвАРДия.

Ещё одну фразу из романа читаем:

«Кардинал Ришелье, со своей стороны, в этом отношении не уступал королю. Увидев, какой грозной когортой избранных окружил себя Людовик XIII, этот второй или, правильнее, первый властитель Франции также пожелал иметь свою гвардию».

И снова мы видим слова с русскими корнями: кАРДинал, когОРТа, гвАРДия.