Святитель Василий Великий

Свет
Святитель Василий Великий архиепископ Кесарии Каппадокийской (†379)

Святитель  Василий Великий родился примерно в 330 году в Кесарии, столице Каппадокийской области в благочестивой семье, многие из его родных пострадали за имя Христа во время гонения. Первые годы детства Василий провел в деревне у своей бабушки Макрины, благодаря которой будущий святитель и полюбил всем сердцем Господа. Родители, желая дать хорошее образование сыну,  отправили его учиться в Кесарию, в Царьград, а затем в Афины. Василий быстро преуспел в науках и скоро стал одним из лучших учеников школы.
Теплая вера  помогла ему устоять против всех искушений в годы обучения в Афинах, где  господствовала языческая философия. Он подружился там  с  юношей по имени Григорий, будущим святителем Григорием Богословом, который также  был воспитан в благочестии и вере. Когда после пятилетнего пребывания в Афинах Василий вернулся на родину, ему предложили стать наставником в местном училище, занять  место его умершего отца, которого так же звали Василием.  Но юноша, прежде чем принять это предложение, решил  посетить святые места, связанные с жизнью и страданиями Христа, там и  желал принять святое крещение. (У древних христиан таинство крещения часто совершалось уже над взрослыми.)
Прежде этого Василий пришел в  Афины, чтобы привести к истинной вере своего бывшего учителя Еввула. Они долго беседовали. Больше всего понравился   учителю ответ бывшего ученика на его вопрос: «В чем заключается высшая премудрость?». Избранник Божий,  не задумываясь, уверенно  ответил: «В памятовании смерти, если мы бы чаще помышляли о конечности нашей жизни и о переходе в иной мир, мы не привязывались бы так сильно к преходящим благам мира этого, а более бы старались о приобретении благ вечных». После трехдневной беседы о вере,  Еввул  решил принять святое крещение.
По милости Божией Василий и Еввул удостоились принять  таинство Святого Крещения в Иордане от Иерусалимского епископа Максима. Когда они пришли в Иерусалим и обошли с великим благоговением в душе, все святые места, припадая к святыням связанным с жизнью Спасителя, они явились к епископу Максиму, и просили его крестить их в Иордане. Епископ, видя их великую веру, взяв своих клириков, отправился с ними к Иордану. Когда они остановились на берегу реки, Василий пал на землю и со слезами молил Бога, чтобы Он явил ему какое либо знамение для укрепления его веры. Как только святитель начал совершать таинство,  молния вдруг озарила Василия. Отрывок из жития святителя Василия: « …Внезапно спала на них огненная молния, и вышедший из той молнии голубь погрузился в Иордан и, всколыхнув воду, улетел на небо. Стоявшие же на берегу, увидев это, вострепетали и прославили Бога».
Потом Василий и Еввул отправились в Антиохию, где Василий был поставлен архиепископом Мелетием в диакона. Немного времени спустя, они отправились в Каппадокию. Когда они приближались к городу Кесарии, архиепископу  Леонтию, было возвещено в сновидении об их прибытии и сказано, что Василий со временем будет архиепископом этого города. Проснувшись, архиепископ повелел встретить их, а когда их привели к нему, начал говорить с ними о Писании. Удостоверившись в  мудрости и глубине познаний Василия, он вскоре  поставил его  пресвитером, позже епископом.
Вернувшись в родные края, подвижник поселился в пустынном месте, на берегу реки Ириса, в Понтийской области. (На противоположном берегу реки его мать, Эмилия и сестра  основали женскую обитель.) Тут, в прекрасной местности, окруженной лесом и водой, он жил некоторое время в совершенном одиночестве, предаваясь молитве и созерцанию. Господу было угодно, чтобы на этом месте со временем он основал святую обитель. Вокруг подвижника стали собираться благочестивые люди, желавшие посвятить свою жизнь служению  Богу. Так будущий святитель стал настоятелем обители. Братия подчинялась правилам, которые он составлял для нее. (Правила эти до настоящего времени служат руководством для православного монашества.)
Мудрый настоятель требовал от братии постоянной деятельности, считая праздность величайшим злом. Сам он был постоянно занят: изучал Священное Писание, писал толкования на него, молился, обрабатывал землю, сажал деревья. Григорий, часто посещал его и разделял его занятия и труды. Он тоже любил пустынную жизнь; но вынужден был несколько раз возвращаться к своему престарелому отцу, епископу Назианзского, который нуждался в его помощи.
 В то время  пресвитер Александрийской Церкви Арий, отрицавший Божественность Иисуса Христа, не признающий его равным Богу Отцу, активно проповедовал это ложное учение, среди своих последователей. Арианская ересь распространялась в империи, надо было противодействовать ей. Святитель Василий был известен своим благочестием и ученостью; православные епископы обратились к нему, чтобы он оставил избранное им пустынное житие и переехал в город.  Святитель Василий  покинул святую  обитель, чтобы наставить на путь истинный колеблющихся в вере. Он усердно помогал Церкви, выступал в защиту православной веры,
Желая прекратить споры и распри среди христиан, император Константин в 325 году созвал в Никее Первый Вселенский Собор. Собор осудил ересь (лжеучение Ария), его самого лишил священства и составил Символ веры, в котором Сын Божий признается единосущным Отцу, рожденным, несотворенным. Этот Символ веры, дополненный на Втором Вселенском Соборе учением о Духе Святом, принят и доныне неизменно сохраняется Православной Церковью.
Епископ Василий проповедовал любовь к ближним, милость и сострадание, сам подавал пример того, к чему призывал; продав имущество, оставленное матерью, он все деньги раздал неимущим людям. Усилиями  милосердного пастыря  воздвигались в Кесарии больницы и странноприимные дома. А когда в  Кесарии возник голод, пламенный проповедник сумел убедить богатых людей поделиться с нищими братьями своими.
Когда  преставился правящий архиепископ Евсевий, Богу было угодно, чтобы на  архиепископский престол был возведен, посвященный собором епископов,  епископ Василий. (Известно, что архиепископ Василий посвятил в пресвитера своего брата   Петра,  а впоследствии поставил его епископом города Севастии.)
Отрывок из жития святителя Василия: «Спустя несколько времени, блаженный Василий просил у Бога просветить его разум для того, чтобы он мог совершать приношение бескровной жертвы Богу собственными своими словами, и чтобы ему для сего была ниспослана благодать Святого Духа. Чрез шесть дней в седьмой, когда Василий, стоя пред престолом в храме, начал совершать предложение хлеба и чаши, ему в видении явился Сам Господь с апостолами и сказал: « По просьбе твоей, уста твои пусть наполнятся хвалою, чтобы ты мог совершать бескровное служение, произнося свои молитвословия».
После сего Василий начал говорить и записывать такие слова: “Да исполнятся уста мои хвалением, да воспою славу твою”, “Господи Боже наш, создавый нас и введи в жизнь сию!” и другие молитвы святой литургии. По окончании молитвы, он воздвиг хлеб, усердно молясь такими словами:  «Услышь, Господи Иисусе Христе, Боже наш, в небесах жилища Твоего и у престола Царствия Твоего, и приди освятить нас, и на горе этой восседай и здесь с нами невидимым пребывай, и сподоби рукою Своей преподать нам пречистое Тело Твое и Кровь всем нам, людям». Когда святитель совершал сие, Еввул с высшими клириками увидели свет небесный, озарявший алтарь и святителя, и неких светлых мужей в белых ризах, которые окружали святого Василия. Увидев это, они пришли в большой ужас и пали ниц, проливая слезы и прославляя Бога.
В то время Василий, призвав золотых дел мастера, приказал ему изготовить из чистого золота голубя – во образ того голубя, который явился над Иорданом, – и поместил его над святым престолом, дабы он как бы охранял Божественные Тайны».

Много чудес совершил Господь, прославляя Своего избранника; свидетели  после чудесных явлений принимали святое крещение семьями.
Примечательно, что когда во время литургии святитель возносил святые дары, то золотой голубь, висевший над святым престолом движимый силою Божьею, сотрясался три раза. Однажды, когда Василий служил и возносил святые дары, обычного знамения с голубем, не было. Когда Василий оглянулся, то увидел, что один из диаконов, державших рипиды , смотрел на одну женщину, стоявшую в церкви. Василий повелел тому диакону отступить от святого жертвенника и назначил ему епитимию – семь дней поститься и молиться, проводить целые ночи без сна в молитве и из имения своего раздавать милостыню нищим. С того времени святой Василий повелел устроить в церкви пред алтарем завесу и перегородку, для того чтобы ни одна женщина не могла смотреть в алтарь во время совершения божественной службы; непослушных же повелел выводить из церкви и отлучать от святого причащения.
В годы правления царя Валента  (с 364 по 378 гг.),  царские вельможи угрозами пытались  заставить святителя прекратить исповедовать Христа, но эти попытки  не увенчались успехом. Святителю стали угрожать, что отнимут у него имущество, а сам он будет изгнан или предан смерти. Подвижник отвечал, что кроме ветхой одежды и книг, в которых заключается все его богатство, у него  ничего больше нет. А  изгнания он не боится, потому что он не связан местом, а то место, на котором он живет не его, и всякое, куда меня ни сошлют, будет мое, пояснив словами из псалма: «Лучше же сказать: везде место Божье, где ни буду “странником и пришельцем” (Пс.38:13). А мучения что могут сделать мне? – я так слаб, что разве только первый удар будет для меня чувствителен. Смерть же для меня – благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь, и к Которому давно я стремлюсь».
Когда царю донесли о непреклонности святителя, он собирался предать его смерти, но смертельная болезнь сына вразумила его, и он, призвав святителя Василия, сказал ему: «Если Богу угодно учение твоей веры, то исцели своими молитвами сына моего!» Святитель ответил: « О царь! Если ты обратишься в православную веру и даруешь покой церквам, то сын твой останется жив».  Царь обещал это исполнить, и  Господь по молитвам святителя облегчил состояние его сына. Видя это, царь отпустил святителя, но позже,  поддавшись на уговоры еретиков, лишился его.
 Отрывок из жития святителя: «Ариане, воспламенились завистью и стали убеждать царя, что тоже смогут совершить это чудо. Но когда взяли царского сына, чтобы окрестить его, он тотчас же умер».
За свою  строгую жизнь и крепкую веру подвижник удостоился  даров Святого духа: прозорливости и чудотворений. Известны многие случаи чудесных исцелений.  Сила молитв святителя Василия была столь велика, что он  мог испросить у Господа прощение отрекшемуся от Христа грешнику, приведя его к искреннему покаянию.
Жизненный путь святителя был короток, его здоровье  ухудшалось год от года, но  он принимал болезни с великим смирением, не просил облегчения страданий. Даже находясь на смертном одре, святитель сумел привести ко Христу врача иудея Иосифа, который уверял его, основываясь на своем богатом опыте, что он не сможет дожить до утра. Иосиф даже пообещал, что в противном случае уверует во Христа и примет Крещение. Святитель помолился и попросил отсрочки своей кончины.
На следующее утро, к изумлению Иосифа, святитель Василий пришел в храм, сам совершил таинство Крещения над Иосифом, отслужил Божественную Литургию, причастил Иосифа, преподал ему поучение, а затем, простившись со всеми, с молитвою отошел ко Господу. (Это произошло 1 января в 379 году, после восьми лет и шести с половиной  месяцев архипасторского служения Церкви.)
На погребение святителя Василия Великого собрались не только христиане, но уважающие его язычники и иудеи. Прибыл проводить своего друга и святитель Григорий Богослов, которого святитель Василий незадолго до своей кончины благословил принять Константинопольскую кафедру.
Святитель Василий оставил богатое духовное наследие для потомков. Господь прославил Своего избранника, святитель Василий он был причислен к лику святых.  За свои заслуги перед Православной Церковью святитель Василий назван Великим и прославляется, как «слава и красота Церкви», «светило и око вселенной», «учитель догматов», «палата учености». Святитель Василий Великий является небесным покровителем просветителя Русской Земли – святого равноапостольного великого князя Владимира, нареченного в Крещении Василием.
 Где находятся в настоящее время святые мощи святителя Василия  неизвестно. На Афоне в лавре св. Афанасия хранится его святая глава; тело же его святое, по сказаниям западных писателей, во время крестовых походов было взято из Кесарии и перенесено крестоносцами на Запад – во Фландрию.

Дни памяти святителя Василия в Православной церкви отмечаются: 1 (14) января
 и 30 января (12 февраля) — Собор трёх святителей.