Завистливые глаза

Саша Ларин
     «Ты когда-нибудь в круизе был?»- спрашивает меня коллега.
     Очередное двухчасовое производственное совещание только что закончилось, весна на носу и уже хочется помечтать о предстоящем отпуске.
     «Да, на речном теплоходе до Рязани плавали» - отвечаю.
      Теплоход 60-х годов постройки,  каюта на четверых как купе вагона, на открытой палубе ветрено и дожди без конца шли. Три дня нас в кают-компании развлекали, хорошо кормили, в двух экскурсиях прибрежные достопримечательности посмотрели. На обратном пути всех эвакуировали с корабля, так как путь перекрыла затонувшая баржа, и от Бронниц в Москву на автобусах уже довезли. Ничего такого приятного больше вспомнить не могу.

     «А я  прошлым летом на круизном лайнере  по Средиземному морю ходил!» – стал вспоминать коллега.
     «Супруга моя до сих пор в восторге пребывает.    Она за границей нигде не была, и  к 50-летию я подарок ей сделал – путевку на двоих в круиз. Ночью плывешь, а днем экскурсия по городу. Причалили в  порту Савоны, можешь по городу погулять или в Монако на автобусе 60 км съездить, Ницца рядом, до Канн 30 мин электричкой доехать. Выбирай!  За неделю в шести городах и четырех странах побывали. А корабль какой?! Выходить из него не хочется. И стоит это не так уж дорого. Очень рекомендую». 
 
      Меня агитировать не надо, вкус к путешествиям не потерян, на турбазах Волги и Селигера вырос. Мелодию из динамиков проходящих теплоходов  и сейчас напеваю: «Как провожают пароходы…».

       А еще я помню, как в порту Новороссийска всей  семьей в 4 пары восхищенно-завистливых глаз смотрели на трофейный лайнер «Адмирал Нахимов» и его пассажиров, у которых, как нам казалось,  жизнь удалась…
     В ночь «Нахимов» вышел из порта, столкнулся с сухогрузом и, в считанные минуты, затонул. Погибло более 200 человек….   

    «Продай последнюю рубашку – купи билет на теплоход»,  читаю я рекламу круизов. Средний сезон май-начало июня, 9 дней - 8 ночей, круизный лайнер «Costa Concordia», маршрут Барселона – Марсель - Савона– Милан ¬– Мальта – Тунис – Пальма де Майорка – Барселона,  1200 евро + трансфер до порта. 

      А названия городов как манят!  Уже петь хочется  Марсельезу или  Шуфутинского. Испания, Франция, Италия, Мальта, Тунис – пять стран и два континента за одну поездку, а это не так уж дорого.   Дети до 16 лет бесплатно. Если берем двух внуков, так это  будет дешевле, чем в Турцию слетать, это мы еще по рубашке каждому прикупить сможем!

     Летим в Барселону.
     Какие корабли огромные! А наш-то красавец! «Costa Concordia»  (Берег гармонии) - тринадцать пассажирских палуб вверх от входного трапа, несколько технических вниз, триста метров в длину, полторы тысячи кают, пассажиров с персоналом около пяти тысяч. Почти в два раза больше «Титаника»!

     Входная дверь в шести метрах от ватерлинии, это первая пассажирская палуба.        Главный холл корабля от борта до борта и высотой в несколько этажей    ослепляет блеском позолоты, сотен люстр и точечных светильников, изменяющих    освещение во всем спектре радуги. Вычурные витые трапы к верхним палубам, стеклянные шахты и такие же кабины четырех лифтов. В центре красный диск эстрады, черный рояль, микрофон, вокруг кресла и столики для публики, бар и многочисленные стойки администраторов. На верхних палубах в зоне холла неоновые огни многочисленных магазинов.

    Нас, ослепленных, услужливый филиппинский персонал  сопровождает  в  каюту, где уже стоят чемоданы.

    На купе вагона это совсем не похоже. Стандартная  двух местная каюта 26 квадратных метров, раскладной трехместный диван, «трехспальная» кровать, трехстворчатый шкаф, комод с холодильником, телевизор с он-лайн трансляцией с носовой и кормовой камер, большое окно и всякие штучки интерьерного украшения. Санузел в полном оснащении.  Здесь и шесть человек разместятся без стеснений.
Бывают похожие каюты,  развернутые во внутрь корабля, с нарисованным окном – они подешевле.  И люксовые съюты с кухонным гарнитуром, в  котором нет практической надобности.

    Несколько часов мы ходили по палубам и, с плохо скрываемым восторгом, осматривали корабль. Кино-концертный зал на 1500 человек, пять ресторанов, вереница круглосуточных кафе типа «шведский стол», большой и хорошо оснащенный фитнес-центр, аквапарк, четыре бассейна, казино, танц-полы «диско» и «классика», церковь,  лифты, магазины, в которых золотые цепи прямо с бабин продают. Чайные зоны и зоны отдыха, сотни лежаков на верхних палубах и  600 –метровая прогулочная дорожка.  Везде позолота, цветной хрусталь, мозаика, живопись, гнутое дерево, бархат – роскошь!

    В технической зоне шесть сумашедшесильных силовых установок, судовая ТЭЦ, насосные,  опреснительные и очистительные установки, системы вентиляции и кондиционирования, камбузы, холодильники, прачечные, склады белья, продовольствия, ГСМ, др. системы жизнеобеспечения и безопасности. Город на плаву современной постройки. 

     С кораблестроителем из Питера пытаемся оценить стоимость лайнера, не смогли. Потом узнали страховую  – 1,5 млрд. евро. «Costa Concordia» входит в десятку самых больших, красивых и дорогих кораблей мира.

    Вечером, для вновь прибывших, объявили учебную тревогу. Нужно было со спасательными жилетами спуститься на четвертую палубу к месту сбора и эвакуации. Примерить и подогнать жилет, посвистеть в свисток, прослушать инструктаж, посмотреть на шлюпки. Мы, конечно, звонок тревоги не поняли и пропустили.

   Я провел собственный инструктаж с членами семьи.  Показал на палубах секционные перегородки, которые при угрозе затопления или пожаре  могут автоматически блокировать зону ЧП. Тоже происходит и с дверьми кают. И с какой стороны задраенного отсека останется народ, это  уж как повезет. Рассказал, как покинуть опасные зоны,  чем разбить  оконное стекло в запертой каюте.

      Делюсь со всеми: единственная подходящая железка в пассажирской  каюте, которой возможно разбить закаленное стекло иллюминатора, это винтовой штырь  вращающегося кресла. Кресло привернуто к палубе, а его сиденье со штырем можно вывернуть.

    Моя внучка Леночка, она такая впечатлительная, ей только тринадцать лет. Я испортил ей весь отдых. И взрослому трудно принять суровую действительность морского закона по спасению корабля ценой жизни замурованных людей. Она везде с ужасом находила «..эти страшные толстые перегородки..» о которых другие и не подозревали. И только моя уверенность, что мы сумеем их миновать, и что такой большой и современный лайнер утонуть не может, в конце - концов успокоили ее. Кроме того, в миле от нас параллельным курсом все время  шел  такой же большой красавец.

    Я взял ответственность за свою семью и обязан был научить их выживать в чрезвычайных ситуациях, даже когда меня нет рядом.

    К 9 часам утра лайнер пришвартовался  в порту французского города Марсель и до 18 часов город во власти  туристов.

    Прибытие круизного лайнера это событие для любого порта, города, замков, музеев, экскурсионных служб, таксистов, торговцев, карманников. Громада многопалубного корабля возвышается над всем городом, информируя о своем прибытии и восхищая воображение горожан, а всем домам на берегу становится стыдно – они такие маленькие.
   
    Потом были итальянские Савона и Милан, где у меня вытащили пластиковую карту – пропуск на корабль. Она же единственное удостоверение личности, ключ от каюты и электронного сейфа. Экскурсии по  острову мальтийских крестоносцев и в карликовое княжество Монако, с самой высокой в мире плотность населения и продолжительностью жизни - 89,5 лет. Проплыли над маленьким замком Иф, широко известным благодаря двум узникам: «Железной маске, который там никогда не был, и Эдм. Дантесу, которого никогда не существовало» - шутят французы. Полюбовались на остров Капри, где страдали  в  роскоши буржуазии вождь мирового пролетариата и Буревестник революции. Везувий спал, сделав свое черное дело, а  жерло Этны еще дымилось. Узнали, почему должна сниться Пальма де Майорка, теперь снится...

      Усталыми от семичасовых экскурсий, наполненными новыми знаниями и впечатлениями, возвращались мы с памятников истории и культуры,   на мягкие диваны родного корабля. Сначала  ноги на стенку, потом в сторону «шведского стола» и к вечеру на ужин в чопорно-аристократический ресторан. Там на огромных тарелках подадут  маленькое произведение кулинарного искусства, от которого восторгаются только глаза. На десерт  официанты  проводят почтенную публику в танце ламбады в сторону  киноконцертного зала, а потом будут танцы, и замученные отдыхом  в полночь мы рухнем на  кровать. Утром нас ждет новый сказочный город Средиземноморья.

      Ночью случился  шторм. Проснулся от того, что качусь колбаской к краю «трехспальной» кровати и, не успев свалиться, покатился обратно. На девятой палубе даже маленькая раскачка судна имеет большую амплитуду колебаний. Рассмеялся, разбросил руки – ноги, лег по диагонали, и скоренько  заснул, а то еще морская болезнь прицепится.

     За девять дней круиза мы в полной мере удовлетворили любознательность путешественников, а восторгов и положительных эмоций получили на несколько лет вперед.

    Вскоре все СМИ сообщили, что ночью 13 января 2012 года  у берегов Италии круизный лайнер «Costa Concordia» наскочил на риф, критически накренился набок и наполовину затонул.

    Как потом выяснилось, итальянский капитан Скеттино недопустимо близко приблизился к берегу, чтобы с капитанского мостика покрасоваться или поприветствовать то ли женщину, то ли друга. На скорости 16 узлов (30 км/час) гранитная скала подводного рифа, как консервный нож, вспорола обшивку борта и, через 53-х метровую пробоину, вода в считанные минуты затопила   половину судна. Раненый лайнер лег на правый бок, на тот самый риф, который теперь уже спас его от дальнейшего переворота и сползания на глубину.

    Вода прибывала быстрее, чем соображал капитан, и когда через час, он объявил тревогу, четыре палубы были затоплены, крен судна превысил 30 градусов и спуск  шлюпок на воду  с   одной  из сторон корабля стал уже невозможен.

    В числе первых судно покинули услужливый филиппинский персонал, который должен был обеспечить эвакуацию пассажиров, и итальянский капитан. Переодевшись в гражданский костюм он, как показал на следствие,  «поскользнулся на наклонной поверхности и случайно упал    в отходящий спасательный катер».  Тонущих людей до утра спасали местные рыбаки, вертолеты и прибывшие службы спасения. Кто мог, добирались до берега вплавь. От самосуда скотского капитана спасла береговая охрана.

     Как рассказывают, корабельный кок до последней возможности препятствовал закрытию секционной перегородки, обеспечив возможность людям покинуть отсек, а сам уже не успел, закрылась вторая перегородка…

    Погребенными в корабле, разбившимися при падении и утонувшими в холодной воде оказалось  больше 30 человек…

    Вот и не верь после этого приметам. При первом спуске на воду бутылка шампанского отскочила от борта круизного судна, не разбившись.

   Капитана судили, сторона обвинения настаивала на сроке заключения 2696 лет (по восемь лет за корабль, каждого погибшего и оставленного в бедствии человека), посадили на шестнадцать (шоу из всего делают).

   Затонувшую «Concordia» через год подняли и отбуксировали в ближайший порт,  на утилизацию.

    А мы, ненормальные оптимисты,  вскоре отправились в новый круиз на лайнере «Fаvоlosa», двойнике «Concordia». Капитаном там был маленький итальянец Пенис. Как они персонал подбирают?  Капитан Пенис на судне фаллос, шутят всё.

    Делюсь последним впечатлением: Средиземное море – жуткая помойка. Кисель из бревен, досок,  п/э пакетов, бутылок и прочих упаковок  товаров  супер-гипермаркетов. И чем дальше от берега, тем этот кисель гуще.

    Теперь жена мечтает обогнуть по морю северо-западное побережье Европы. Я возражаю. Курс рубля уже не тот, вода в Северном море холодная, долго не продержимся в случае чего,  и круизный лайнер для террористов привлекательной мишенью является.
   Сопротивляюсь, как могу, пока…

P.S. Следствие и суд посекундно восстановят  обстоятельства до и после крушения судна, определят  виновных в этом лиц.
      Но мне кажется, беда случилась потому, что очень много восхищенно-завистливых глаз смотрели на этот лайнер-красавец, офицеров в белоснежной морской форме на его мостике и  пассажиров на палубах, у которых, как всем казалось,  жизнь удалась…


   03.02.17