Об этом не пишут

Саша Ларин
               
 Во  всяком случае, я об этом никогда не читал. Ни раньше, ни сейчас. А теперь, что называется, приспичило и терпеть больше не могу. У меня возникли колики  осознанного позыва сказать всем без стеснения:
«Мне нравится посещать общественные туалеты!»

    Это не пьяный бред и не глюки шизика, и с ориентацией все в порядке. Мне на самом деле нравится посещать общественные туалеты в торгово-развлекательных центрах, городских парках, в заведениях общепита и даже на вокзалах и в аэропортах.

Там  кафель подобран профессиональными дизайнерами, зеркала в полроста и блеск никеля замысловатых смесителей в свете точечных светильников. Дорогая сантехника искрится стерильностью и белизной даже в глубине фаянсовых изгибов.
Там запах полевых цветов…(дезодоранты конечно), птички поют на все голоса…(по громкой радиотрансляции). Служащие с поломоечной машиной и средствами гигиены за каждым посетителем гоняются. И много еще чего есть нужного и полезного для современного человека.

     Выхожу я  из дома, например, в магазин и первая мысль в голове предусмотрительного гражданина с российским жизненным опытом: «Надо бы на дорожку заскочить на минутку…»
     А потом осознание: «Ну, нет, уж лучше я в места общего пользования забегу, удовольствие получу».

    В доме у меня  унитаз скромнее будет, чем  сиденье и крышка общественного. Кабинка потеснее и нет автоматики расхода воды и света. Туалетной бумаги шелковистой  там немерено, и «под рукой» лейка биде бывает. Все для человека, кто пришел в этот магазин, парк, вокзал. А для инвалидов-колясочников самые большие кабины, оснащенные на все возможные случаи.

    Я рожден в середине прошлого века и вырос на выгребных ямах дощатых уборных, густо удобренных хлорной известью. Даже в отмытых белых домиках неизвестного архитектора было омерзительно заглядывать в «очко» выгребной ямы, а еще ужаснее был детский страх провалиться в это  отверстие.

     Мне и сейчас во снах часто видится как в этом зловонном сортире я пытаюсь подойти к чернеющему в полу отверстию, выбирая где ступить, чтобы не испачкаться и не провалиться, и вовремя просыпаюсь… Вот ни разу не приснился мне цивилизованный Water Closet, исключительно вонючие выгребные ямы.

     Я удивляюсь на современных  людей, которые в своих загородных владениях ставят будочки уличного туалета с дыркой в стульчаке, стыдливо прикрыв ее крышкой от унитаза. Вонь от этого домика все соседи чувствуют, а крышку при нужде все равно  придется поднять…

      Был я летом в гостях у интеллигентной семьи, народу много, все с высшим академическим образованием. После обеда потребовалось заглянуть под крышку, такое впечатление получил… Теперь молюсь чтобы не приснилось это, а то и проснуться не успею. Внук тоже заглянул  и ушел в лес.

      Потом был «треп за жизнь» умных мужчин, кокетство милых  женщин. Я смотрел на них, а перед газами стояли торчащие из глубины ямы сталактиты хозяйского г….а, которые мой впечатлительный мозг пытался соотнести  с этими вроде бы образованными людьми.

     Может действительно, что естественно, то не стыдно?  Я не ханжа, все понимаю, но мне  стыдно. И за них, и за себя, и перед внуком.

     Как мне было стыдно во Вьетнаме 30 лет назад. Там нет дверей в общественных уборных. Там мужские и женские ручки, выставленные за пределы боковых перегородок, сигнализируют,  что этот толчок занят, проходи дальше. Как в ясельной группе каждый на своем  горшке в общем зале. Там ученики начальных классов ходят в штанах с незашитой промежностью, белые попки сверкают.

     «Что бы целоваться, надо скрываться, а все остальное можно делать везде» - поясняет переводчик (выпускник Ташкентского университета) условия моего проживания во вьетнамских джунглях.

      Я возразил. И доводы, что их министр товарищ Ан, когда приезжает, тоже здесь останавливается, меня не убедили.

«Иди, принимай работу» - зовет  меня переводчик на следующий день.
«Это первый туалет с дверью в  провинции. Все правильно сделали?»
«Отлично все сделали». Свежевыстроганные доски сандалом пахнут.
«Хорошо бы еще шпингалет или крючок  на дверь установить.»
Читаю на лицах вьетнамцев недоумение, но к полудню крючок уже висел… на наружной стороне двери.

    При этом, мои вьетнамские коллеги считают себя образованными и современными людьми (я это не оспариваю) и среди них тоже интеллигенция есть.

    Первый культурный шок я получил лет двадцать назад в городском парке маленького курортного городка с трудным названием в двухстах километрах к югу от Флоренции. День был свободный от поездок, и мы ходили по улицам «куда глаза глядят», пока не попали в городской сад. Постриженные газоны, яркие клумбы, причудливые деревья, извилистые дорожки, манящие вглубь парка, и оркестр, играющий для пятерых человек,  включая нас. Подают кофе  с ванильным ликером. Такой кайф, сам себе завидуешь.

     На выходе спускаемся в подземный туалет. Как здесь чисто и красиво! Кабинок шесть-восемь и никого нет. В кабинах: зеркало во всю ширину стены; огромная стеклянная раковина с флакончиками косметики; пакетики, салфетки; унитаз и биде… «Ой, я наверно в женский туалет попал». Вернулся к входу посмотреть – мужской силуэт, а напротив дверь с силуэтом женщины. «Кавалеро, кавалеро» - снимает мои сомнения пожилая итальянка со шваброй.

      Я долго не мог уйти из этого туалетного рая: бесплатного, общественного. Все рассматривал, трогал, нюхал и не верил своим глазам, потому что такого быть не может в городском саду глубоко провинциального города. Во всяком случае, в моей голове все это не укладывалось и  биде для кавалеров тоже.
 
     Я хорошо помню туалет в горсаду областного  Калинина. За несколько метров до него попадаешь в зону стойкой вони отхожего места, а внутри глаза слезятся от хлорки и лотка с мочой вдоль стены. Такой же лоток постройки ХIХ века я встретил в туалете Казанского вокзала г. Москвы. В этих местах надо надолго затаить дыхание и быстрее выскакивать наружу на ходу застегивая ширинку.

     Удивительной особенностью Калининского горсада  был аппетитный аромат жареных пончиков по границе со зловонием общественного туалета. Эти запахи годами соседствовали, никогда не перемешивались и давали повод для всяких домыслов и шуток.

     Да что там горсад?! В храме науки – местном университете, - все вертикальные поверхности туалетов в «граффити» сексуально озабоченных недоумков (будущей интеллигенции) и  нецензурных пожеланиях в адрес преподавателей, которые эти туалеты тоже посещают. Признаков цивилизации там нет и шпингалетов на дверцах кабин тоже нет. Так что «извиняйте,  профессор, что побеспокоил», а поза орла на пьедестале – вынужденная защита от грязи и возможных заболеваний.

     Второй человек в области, бывший  секретарь обкома КПСС, возглавивший в конце 90-х годов региональное управление в Твери, не видел ничего предосудительного в том, что в туалетах этого заведения унитазы стояли рядком без каких либо перегородок.
«Чисто здесь всегда» - утверждал он. Тоже образованный человек!

    «Мне нравится посещать общественные туалеты!» - написал я вначале и не трудно догадаться, что они находятся  далеко за пределами России. В бедной аграрной Испании, где более тридцати процентов учащихся школ остаются на второй год, за много лет я ни разу не видел сеньора, поливающего обочину дороги.
Все организации общепита обязаны предоставлять бесплатно свои туалеты не только посетителям, но и любому  проходящему мимо. Иначе их лишат лицензии. Кафе на пляжах начинаются с оснащенных средствами гигиены туалетных кабин для всех загорающих и персональные - для инвалидов.

     Туалет в испанском торговом гипермаркете, где дорогой кафель и сантехника, птички поют и пахнет цветами,  имеет зону ожидания с мягкими креслами и забавными автомобильчиками, за рулем которых дети перестают быть свидетелями родительских потуг. Там имеются: камеры хранения; банкомат; автоматы для продажи средств контрацепции и чистки обуви; аптечка первой медицинской помощи и, что  больше всего впечатлило, -  электрический дефибриллятор для  массажа сердца!!!

     Бывают в этих местах и наши соотечественники. Если  слить забыл или сиденье не поднял, то понятно, что посетитель на выгребной яме вырос.

      А вот сожительницы человека - кошки всегда  все аккуратно присыпят.  Этому их никто не учил, у них это на уровне врожденного инстинкта независимо от страны проживания. Такое впечатление, что им тоже  стыдно…

     Когда задумывал этот рассказ мне хотелось сказать нашим людям, что так жить нельзя в XXI веке! В других странах WC тоже не сразу появились, а как сейчас, разницу почувствовали? И конечно, начинать надо с себя, со своих владений потому, что даже на горшке надо с уважением к себе и окружающим относиться.

      Увы, прочитав, не кинутся мои дорогие сограждане перестраивать многовековые устои бытия, в лучшем случае задумаются. А когда сам перечитал,  понял,  и на участок свой меня пускать больше не будут, а кому-то опять захочется настучать мне по голове.

      Доброго всем нам здоровья  в новом году желтой свиньи, господа!   

      01.01.2019 год