Бросок на юг

Виктор Санин
Дорожные заметки 2009 года, которые почему-то не опубликовал в свое время.

Море в нашей семье как магнит. В любое время года мы нет-нет и возвращаемся в разговорах к теме отдыха на морях-океанах. Вспоминаем, где уже бывали; прикидываем, где стоит побывать.
В 2009 году съездили в очередной раз на сочинское побережье. Поздно осенью.
Мы – это я, жена и наша машинка. Тогда мы ездили на Ниссане X-Trail, которого между собой звали Самурайкой (и как верный самурай он верой и правдой служил нам почти десять лет, он был почти членом семьи, почти полноправным). В таком статусе он имел право голоса, и, бывало, бесцеремонно подавал этот самый голос. То ему бензина надо, то колесо подкачать…

                Часть I. ПУТЬ К МОРЮ
Туда мы обычно едем два дня. Выезжаем из Москвы пораньше, чтобы миновать пробки. Потом бесконечно долго едем до Воронежа. Хотя тут всего-то 500 км. Где-нибудь на половине этого этапа завтракаем.

- Ты не устал? - заботится жена.
- Мы с «Самурайкой» ещё и не разъехались как следует. Всего триста километров отмотали!

Летом ездили на родину, в Сибирь. Вот это была поездка! После нее подумал, что не мешало бы нашим вождям прокатиться по русской дороге. Тысячи полторы — две. Желательно за рулем, хорошо бы — Жигулёнка. Может быть, подумали и спросили бы у подчиненных, куда они закапывают деньги. А то бубнят про федеральные программы. Перечислим федеральные проблемы. На каждую из них есть программа. Мало детей? Нате по 200 тысяч на пеленки. Рано помирает народишко. Несознательные какие-то. Еще и на пенсию не вышли, а уже в ящик сыграли. Хлипкие. Ладно. Получите федеральную программу «Здравоохранение».

За Воронежем почему-то дорога бежит быстрее, если не утыкается в вечные узкие места, проклятые всеми путешествующими: Тарасовка, Павловск... Здесь, переезжая по мосту речку Осередь, хочешь – не хочешь, но скажешь таким же страдальцам и себе: «В Осередь, сукины дети! В Осередь…».
Ночуем под Ростовом-на-Дону.
Хвостик пути до моря преодолеваем быстро, чтобы устроиться до наступления темноты.

Придорожные кафе. Ключ на потрепанном шнурочке. Пять рублей и в туалете. Грязновато. Зато туалетная бумага бывает. И жидкое мыло. За десять можно и горячую воду с бумажным полотенцем получить.

Цивилизованность народа определяется состоянием отхожих мест. О придорожных будочках молчу. В ту поездку особенно удивляла Тульская область. Сами туалеты издалека манили – свежие кирпичные заведения. Но зайти туда!!! Редкой смелости и небрезгливости человек рискнет в них устроиться. Только в болотных сапогах и противогазе. Приходилось, как и другим путешественникам, огибать и на травку… Проще вообще встать на обочине... а вот сесть-то — не проще. Съезжали на проселки. Жуть, но что поделаешь?

Да.... о кафе. То причудливо и затейливо названные, то привычно-непритязательно: «Мечта», «Встреча», «Дилижан»... так и было. Не-то «с» оторвалось, не-то хозяин так назвал. По созвучию. Азербайджан — дилижан. Почему не «ДилиЙджан»?
«Регион 05», «У Палыча», «Ёма-Ё», «Стрелка» (это понятно, она кровавая сестра «Встречи»), «Сюрприз», «Экстрим». Последняя кафешка напротив магазина «У доктора». Ага, тогда сразу и аптеку открыли бы. Напротив. И бюро ритуальных услуг. Комплексное обслуживание: поел – на прием – за лекарством по рецепту. Ну и прямым путем на кладбище.
В кафешках столики на четыре проезжанца. Во многих соль, перец, подозрительного состояния горчица, иногда и зубочистки, иногда и в упаковке. Не б/у, значит.

Заправки.
Нравились цивилизованные «-ойлы» и «…нефти» (это не реклама, это факт) с магазинами, кассами, суетливыми заправщиками в униформе. Некоторые уже тогда были с туалетами. Сейчас еще лучше стало.
И много памятников эпохе первоначального отъёма капитала. Цитадели с тонированным стеклом. Выдвижной ящичек для денег. Разговаривать приходится с собственным отражением. Да, не мешало бы причесаться, но лицо знакомое и это успокаивает. В зазеркалье кто-то есть. Деньги берет. Чек выдвигает. Бензин течет.

                СОПУТСТВУЮЩИЕ мысли:
- словно подслушал Владимир Владимирович мое предложение прокатиться за рулем. Промчался вихрем по Востоку нашей необъятной на Калине. Все наблюдали, обойдусь без комментариев.

- М-4 теперь много лучше, но в прошлом году (2018) мы снова ползли по кочкам и несли по ним же (по кочкам) правительство Воронежской области за чудовищную дорогу через все то же Лосево. Видимо все деньги вхлопали в роскошный платный участок под Воронежем.

- Никакого отношения эти буквы не имеют к трассе М-4! Хорошо иметь неоконченные дела. Мартин Иден достиг цели и разочаровывался. Пока герой двигался, страдал, боролся, побеждал... верил в свою звезду и шел, всё было нормально. Пришел... и  разочаровался.
Наше путешествие — микроотражение его пути. Ехали мы, ехали. И приехали. А ярмарка-то закончилась. Не сезон. Но герою Джека Лондона не надо было назад. Вот и утопился. А нам хорошо. Нас ждут дом и дела. Мы покупаемся и поедем назад.

                Часть II. МОРЕ
- «Голубая бухта»? - озадачился «Самурайка», - надеюсь, что не бухта для голубых?

Дорога уперлась в шлагбаум. Он безоговорочно преградил путь к строениям и морю.
По словам охранника, одетого в эсэсовскую черную форму, в пансионате мест не было: «Не сезон, да, но социалка приехала. Советую у частника в трехэтажке квартиру снять. По цене так же!» - посоветовал он.
Я приостановился в сомнении.
-Позвоню, через пять минут хозяин приедет, с ним договоритесь.
Прошло минут десять.
-Извиняюсь за внешний вид, - из шестерки выскочил полутораметровый колобок весом в центнер в шортах и майке... - я вино делаю...
-Да ничего... - озадачился я. Не сразу дошло, что это и есть хозяин жилплощади.

Интересуюсь у хозяина квартиры.
- Почем здесь квартиры?
- Два миллиона за двушку. (Не спешите покупать. Это цены 2009 года!)
- Покупают?
- Покупают!
- А земля почем?
- Два миллиона участок.
- В собственность?
- В аренду на 49 лет.
Чуть не спросил, что потом буду с землей делать...
Странный вопрос. В сто лет в ней, как правило, лежат.

- Мышей и насекомых тут нет, - успокоил хозяин и протянул мне ключ.
- Мыши здесь есть, - возразил я, когда за ним закрылась дверь.
- Где? - вздрогнула жена. Сказал бы, что медведи или львы, она бы и бровью не повела.
- Вот! - я показал ключ. Вместо брелока болтался маленький Микки-Маус. Мягонький.

«Дороговато», - подумал я, передавая десять тысяч хозяину. Занесли вещи в квартиру. Обошел комнаты, осмотрелся. Вспомнил прошлый год, когда за комнату в Ольгинке отдавал почти столько же. Там стандартный набор: кровать, холодильник размером с табуретку, сплит-система, телевизор, шкаф для двух курток и носового платка, в санузле горшок, раковина и душ. По пути в туалет под ногами надувной матрас. На нем шурин. Там и до моря было дальше. Здесь — триста шагов. Успокоился: «Даром живу».
По телефону позвонил в другой пансионат.
- А машину есть где поставить?
- Три гектара, где угодно.
- Пусто?
- Можно сказать, что пусто.
Переехать? Да зачем. Уже устроились.

Водичка уже бодрит, но мне ли, выросшему на Енисее, пугаться прохладной воды!
Громкое горе пацаненка заставило подплыть к берегу.
- А-а-а-а-а!!!
- Что случилось? Купаться хочет?
- Нет, машинку закинул. Ведерко и мячик не утонули, а она сразу.
- Ты всегда любимые вещи в воду кидаешь? - спросила Наташа.
- А-а-а-а-а!!!
- Тебя Степаном зовут? - поинтересовался я.
- А-а-а-а-а!!!
- Зовут Иваном, а почему вы спрашиваете?
- Разин тоже любимые игрушки в воду бросал...

Дельфины выплыли из-за мыса в тот момент, когда я подумал, что хорошо бы их увидеть...
Всегда бы так!

Ветер. Деревянный шезлонг устанавливается на бок. На него развешивается полотенце. В заветрии образуется курортный микроклимат. Для полноты ощущений расстилается спальный мешок. Тепло!

Безлюдье. Бинокль равнодушно скользит по неинтересным телам. А горизонт опять бездельфинен...

Пара нудистов расположилась у мола поодаль от общего пляжа.
Немедленно организовалась вереница желающих посмотреть, что ловит за ними одинокий рыбак.

Шпион приготовил куртку, маску, ласты. Не таясь, закрепил на лодыжке ножны с ножом. Облачился в снаряжение, взял в рот загубник и бултыхнулся в море.
-Где же наши? - разволновалась жена. Сейчас он в Турцию уплывет.
-Украина ближе, - возразил я. - Да и не уплывет, вот кэгэбэшник.
По пляжу величаво шел мужчина в тройке и лакированных туфлях...

Закат.
Мама разговаривает по мобильному телефону.
Папа кидает камушки в море, печет блинчики. Сын неловко пытается повторить. Проходит несколько минут. У пацана получилось. Три блина!
- Мама, мама! Я три блина съел!!! - сияет счастьем.
- Молодец, - рассеянно отмахивается мать. Разворачивается, идет в другую сторону. Продолжает важный разговор.
Потом спросит, откуда в её ребенке черствость, эгоизм и равнодушие.

                СОПУТСТВУЮЩИЕ мысли:
- Гуляем по парку в Геленджике. Желуди похрустывают под ногами. Явно не хватает свиней!

- В театральных кассах Геленджика предлагали билеты на тех артистов, которых летом к сцене не подпускали. Хотелось сказать: «Я не второй сорт. Я бархатный отдыхающий!»

                Часть III. ПУТЬ ДОМОЙ
У трассы богатые развалы: овощи, фрукты…
Помидоры на юге, по моим наблюдениям, никакие не помидоры. Что с них взять с этих томатов? А огурцы и того хуже. Они растут вареными. Вы любите вареные огурцы?

 «Арбузы. 3 р.» сами видим, что не бананы. Только ценник мелковат. Поставил бы метров за сто-двести... проезжаем еще один тракторный прицеп с полосатой ягодой. Второй. Тормозим у третьего.
-Почем?
-По пять.
-А там по три были.
-Так, то ж там... будете брать?
-Будем, а то дальше по десять будет.

А вот назад мы почти всегда возвращаемся за один бросок. 1500 километров – это, разумеется, не мало. Но жалко терять время и деньги.
С остановками на перекусы, туалеты и подремать доезжаем то за 20 часов, а то и за 23. Мы не гоняем. Пусть ГИБДД жирок нагуливает на лихачах.
Приезжаем домой, и снова начинаем планировать очередную поездку.

                СОПУТСТВУЮЩИЕ мысли:
Писателей нередко закрывают. Был бы человек, а статья найдется. Особенно для писателя.
А иногда их открывают. Представляю: как банку с килькой. Цепляют какое-то произведение на вилку критики, поднимают на уровень глаз и внимательно рассматривают. Думают, проглотить или изъян отыскать.
А таких как мы на прозе.ру игнорируют. И слава Богу!