Первый опыт вождения автомобиля

Николай Кладов
Этот первый опыт у меня случился поздно. Но хорошо, имея жизненный опыт в других областях, я уже могу оценить это вид деятельности человека - управление современным легковым автомобилем и  езда по дороге.

Вообще, езда на автомобиле по дороге не представляет большой сложности. Этому можно легко научится. Но есть одна сложность, которая превращает это дело в кошмар. Там же, по этой дороге, едут другие автомобилисты и идут пешеходы.

Первый вывод, который надо сделать , он очевидный. Наши автомобили и наши дороги - далеки от совершенства.
Начнем с дорог и мы уже об этом говорили. Дорога, на которой движение в противоположных направлениях не разделено бетонным забором высотой в десять метров  - это дорога на кладбище или в больницу, как минимум. Такие дороги, где автомобили едут ( точнее несутся)  навстречу друг другу, строить и эксплуатировать должно быть запрещено.
Это однозначно.

Наши города, особенно старые, такие как Москва,  построены в то время, когда понятия дорог еще не было и в лучшем случае по улицам городов  передвигались - кареты с господами.
Теперь на эти улицы хлынул поток современных машин, в то числе больших.

Автомобиль.
Современный автомобиль у нас это чаще всего с механической коробкой передач.
Это значит, что у вас три педали на две ноги.
И левая нога на сцеплении, а правая - и на тормозе и на газе. Перебор.

Во первых. Человеческая нога, а именно стопа - не предназначена для жизненно важных функций управления и человеку приходится её долго этому учить.
Без особого успеха - нога все равно путает тормоз и газ. Тем более, что смотреть туда вниз запрещается и делать это надо на ощупь.

Во вторых, процедура (алгоритм действий) по запуску двигателя и управления автомобилем слишком усложнена. И водитель фактически приучается действовать автоматически - без времени на раздумье.
Опишем действия, которые должен выполнять водитель, управляя автомобилем:
- делать запуск двигателя (только на нейтральном положении рычага)
- включать и выключать стояночный тормоз;
- нажимать и отжимать педаль сцепления;
- переключать рычаг коробки передач ( только при нажатом сцеплении);
- управлять педалями газа и тормоза;
- выключать и выключать поворотные и сигнальные огни и дворники;
- управлять рулём, поворачивать его.
- подавать звуковой сигнал;
- смотреть в задние и боковые зеркала.

Получилось девять.  А человек может отслеживать только семь своих функций.
А еще нужно делать - самое главное. Следить за дрогой и движением и реагировать на это - часто экстренно.
И помнить и соблюдать при этом сложные правила дорожного движения с дорожными знаками, разметками и сигналами светофора.
Может человек все это выполнить? Судя по тому, что автомобили по дорогам ездят, может.  Но автомобиль справедливо называют объектом повышенной опасности.

Самым большим удивлением было для меня, когда человека, который сел за руль в первый раз, прослушав только полтора часа лекции по ПДД, сразу посадили за руль и выпустили на автотрассу. *
И хотя я доехал туда и обратно в зимнее время с большим встречным и попутным потоком это было сильно и мне очень скоро захотелось покинуть это "чудо технической мысли" и двигаться на своих ногах как можно быстрее и в противоположном от него направлении.

Только достигнув дивана в своей квартире и убедившись в своей безопасности, я смог  оценить произошедшее. Там на дороге я быстро утратил способность что-либо оценивать. Это как компьютер, если его перегружаешь заданиями, нажимая на кнопки, он зависает.

Да, механическая коробка передач - не совершенна и обременительна.
Это старая модель от которой надо отказываться.
На ней можно ездить в деревне и на природе. Но в городе нужен "автомат" и я не про автомат Калашникова.
А еще лучше автомобиль с электроприводом. Электропривод облегчает процесс управления до минимума. Простой двигатель - генератор и всё. Но это пока очень дорого. Жизнь, пока дешевле.


   2. Что надо делать?
Во первых. Переключение сцепления надо доверить правой руке и доверить рычагу.
И расположить этот рычаг там же где и рычаг коробки передач.  Выключать сцепление нужно для того, чтобы производить переключение передач и расположить эти два рычага рядом - вполне логично.
А ещё лучше попытаться совместить рычаг сцепления с рычагом коробки передач.


  3. Управляя автомобилем ВАЗ в  условиях снежного наката на дороге, я столкнулся с плохой его управляемостью. Что особенно было тревожно в условиях интенсивного встречного потока.
  А потом, выяснил почему. По тому что у автомобили ВАЗ - заднеприводные.
  Очевидно, что тянуть лучше, чем толкать. Безопаснее.
  Мы так возим санки и чукчи также ездят на оленях.  Хотя если бы наши конструктора поехали на север и занялись там своим делом, то они бы заставили оленей толкать сани рогами.
  Вот такие у нас автомобили: привод на задних колесах, а мотор и управляемые рулем колеса - спереди.  это состояние в физике называется состоянием неустойчивого равновесия. Когда центр тяжести - выше точки опоры.
  и езда по дорогам превращается в номер эквалибристики.


Ссылка
*  21.1. Первоначальное обучение вождению транспортных средств должно проводиться на закрытых площадках или автодромах.