История Тамани часть 81

Николай Мринский
Немецкие быстроходные десантные баржи (БДБ) у побережья Тамани. Захваченные у фашистов, часть из них ещё долго использовалась после войны при перевозке камня-ракушняка, угля и других грузов из Керчи в Тамань и обратно.

Десантники при поддержке авиации ЧФ (56 самолето-вылетов, в т. ч. один Ил-2 сбрасывал грузы) удерживали плацдарм вплоть до подхода частей 55-й гвардейской сд и 5-й гвардейской танковой бригады, которые продвинулись вслед за отходящим на очередной рубеж противником. 83-я бригада и 143-й батальон были высажены восточнее Солёного озера в ночь на 26 сентября. На этот раз десантные отряды были встречены огнём с берега, а также атакованы парой дозорных БДБ. Атака с моря была отражена сторожевыми катерами, а оборона на берегу смята высадившимися десантниками. Всего на берег были доставлены 2047 чел. при восьми 45-мм пушках и 22 миномётах (в т. ч. три 120-мм). По району высадки вела огонь немецкая береговая батарея с мыса Железный Рог. Но поскольку в свете прожектора были видны только сторожевые катера, огонь вёлся по ним, а десантные боты разгрузились без особых помех. При поддержке огня катеров и высаженной артиллерии десантники закрепились на плацдарме, но вглубь продвинуться не смогли. Флотская авиация поддержала их 26 вылетами ночью и 81 - днём. Так как сил для решения поставленных задач десанту явно не хватало, ген. Петров приказал перебросить ему на помощь 8-ю гв. и 107-ю стрелковые бригады. В ночь на 27 сентября их перевозку из Анапы начали не только катера десантных отрядов, но и торпедные катера. Поскольку за ночь перевозку не закончили, она продолжалась и в светлое время под огнём, отчего катера получали повреждения, неслись потери и в личном составе.

По воспоминаниям контр-адмирала Г.Н. Холостякова, в какой-то момент он начал опасаться, что всё закончится как в Южной Озерейке. Тем не менее удалось перебросить 5354 чел. с 24 пушками и 17 миномётами. К исходу дня с десантниками соединились передовые части 18-й армии. Однако немцы удержали господствующие высоты и не дали перерезать пути отхода своих арьергардов на очередные отсечные позиции. Десант не решил поставленных задач. Десантные отряды 25-27 сентября, помимо затонувшего в непогоду бота, потеряли на донных минах на рейде Анапы малый охотник и три десантных бота. Это, а также удар, нанесённый немецкими торпедными катерами по открытому рейду Анапы в ночь на 28 сентября (были потоплены 2 катера-тральщика), заставило прекратить использование данного порта, выведя из него все корабли. 4 октября немцы полностью ушли из юго-западной части Таманского п-ова. В целом десанты в ходе Новороссийско-Таманской операции не оправдали ожиданий командования фронтом. Впрочем, основной причиной этого были малоудачные действия самого фронта из-за чего не удалось не только разгромить 17-ю немецкую армию, но даже существенно нарушить график операции «Брунхильда». Но так или иначе, Таманский п-ов был освобождён, а отход противника сопровождался неизбежными в таких случаях потерями техники и имущества. Из журнала боевых действий 55-й (до 18 декабря 1942 г. - 30-я сд) гвардейской Иркутской ордена Ленина и трижды Краснознаменной имени Верховного Совета РСФСР стрелковой дивизии ген.-майора Б.Н. Аршинцева: 30 сентября 1943 г. противник продолжает упорно обороняться и ведёт огонь прямой наводкой с господствующих высот над местностью, по нашим боевым порядкам.

Ю-87 регулярно производят бомбёжку переднего края, где наши части продолжали оставаться после безуспешного ночного наступления. 1 октября в течении суток дивизия продолжала вести подготовку к очередному наступлению. Вели разведку, эвакуировали раненых, подвозили боеприпасы. Противник проводил частые огневые налеты по переднему краю артиллерией и бомбометанием по 20-25 «юнкерсов». 2 октября 1943 г. части дивизии, занимая прежний рубеж, приводили себя в порядок, подвозили боеприпасы и вели разведку. 3 октября с 2-х часов ночи части дивизии начали преследование отходящего врага и уже через полчаса овладели высотой 130,5 у пос. Веселовка. К 8 часам утра части дивизии, продолжая преследование врага, достигли гор. Тамань и заняли его, захватив большое количество пленных. Всего за неделю наступательных действий с 10 сентября 1943 г. было взято в плен 73 солдата и офицера. До 16 часов 3 октября части 55-й сд приводили себя в порядок (л/с, техника, вооружение) и в 17.45 выступили в направлении пос. Приморский и Сенной. Не встречая сильного огневого сопротивления 164-й гв. сп (стрелковый полк) к 18 30 достиг отметки 19,9 и продолжил движение на Приморский, которым овладел к 6 утра. За период боевых действий с 10 сентября по 4 октября 1943 г. части 55 сд. понесли большие потери: убито -47 офицеров, 158 -сержантов, 364 -рядовых; ранено -190 офицеров, 680 -сержантов, 1222 -рядовых. В плен за это время взято 86 чел., уничтожено 2330 вражеских солдат и офицеров, 2 лошади, пулемётов лёгких - 37, станковых - 25; пушек 75 мм - 2, 105 мм - 8, самоходных орудий - 3, зенитных - 2, танков - 24, минометов - 7, грузовых автомашин - 10, тягачей транспортёров - 1; ПТР ружей - 2.

Уничтожено артогнём - дзотов - 1, блиндажей - 10. Подавлено огнём - самоходок - 1, пулемётных точек - 16, миномётных батарей - 8, арт. батарей - 7. Рассеяно и частично уничтожено до 380 солдат и офицеров. Захвачены трофеи: ПТР - 1, велосипедов - 11, минометов - 4, танков - 8 (из них 3 на ходу), пушек 75 мм - 5, 105 мм - 1, автоматов - 12, пулемётов лёгких - 20, станковых -12, винтовок -147, лошадей -9; 5 октября дивизия получила пополнение - 350 чел. 7 октября - противник обстреливал Тамань и наши части имели небольшие потери. В ночь с 8 на 9 октября 1943 г. 55-я с д совершила марш из района ст-цы Тамань на северную и западную окраину станицы Старотитаровской. В её составе находились: 164, 166, 168 гв. полк, а также 126-й гв. артдивизион и 62-й гв. отдельный истребительный противотанковый дивизион. При этом КП занял позицию на восточной окружности сев. части Старотитаровской, а 62-й ОИПТД расположился в районе нас. пункта Красная Стрела. 3 октября части дивизии выдвинулись в район станицы Ахтанизовской, где с 15 по 21 октября на её западной окраине производили аэродромные работы. Затем части 55-й сд передислоцировались в район с. Кучугуры и начали подготовку к десантной операции через Керченский пролив. В течение 4-7 октября противник продолжал с боями отходить в северном направлении. Захваченные пленные немцы и румыны показывали, что им доводили информацию о выходе войск с Таманского п-ова, причём последними в Крым будут переправляться 94-й пехотный полк 19-й пехотной дивизии румын, 560-й штрафной батальон немцев и 944-й штрафной батальон румын.

5 октября немецкая авиация вела разведку в районах: Тамань, Старотитаровская, Витязевская, Благовещенская, Геленджик, Холмская, Туапсе. Вражеские бомбёры группами до 18 самолётов сбрасывали свой смертоносный груз в  районы Старотитаровская, Благовещенская. Огнём наших зениток сбито два Ю-87. Вражеская артиллерия массированным заградительным огнём из районов восточного побережья Керченского п-ова, коса Чушка и западной части северного выступа Таманского п-ова препятствовала высадке нашего десанта на косу Тузла. Крупнокалиберная артиллерия с северного побережья Таманского залива обстреливала южное побережье этого залива. В течение 7 октября резко возросла огневая деятельность артиллерии дальнего действия. В район косы Тузла прибыло 16 торпедных катеров с пехотой; в районе 5 км севернее ст-цы Тамань курсировало 13 торпедных катеров. Пленный Освальд Гагнер штабной роты 121 пех. полка 50 п д, захваченный 4 октября в районе Вышестеблиевской показал: окончательный отход немецких частей будут прикрывать румынские подразделения численностью свыше 700 чел. От своего командира он слышал, что в ближайшее время также будет очищен Крым; немецкие части будут удерживать оборону по западному берегу р. Днепр. При отходе каждая часть выделяет специальные истребительные команды - "ягдкоманды". В их обязанности входит угон работоспособного населения, поджог и взрыв всего ценного имущества и зданий; установка мин замедленного действия производится дивизионными сапёрами. Согласно приказа верховного командования немецкая армия после своего ухода должна оставить пустыню.

ДЕСАНТ НА ТУЗЛИНСКУЮ КОСУ

Из книги Мартынова и Спахова "Пролив в огне". В ночь на 7 октября 1943 г. четыре наших мотобота вышли с Анапы и скрылись в ночной мгле. Ни грузов, ни пассажиров на их борту не было. Шли балластом в кильватер. Только команды по 4 чел. управляли ими. Ночь выдалась темная. Море штормило. Рваные тучи низко проносились над ними. На головным мотоботе № 5 находился командир отряда лейтенант Попов В.А. Он получил боевое задание от командира дивизиона мотоботов капитан–лейтенанта Жукова прорваться в Тамань, где взять на борт морских пехотинцев 83-й бригады и высадить их на косу Тузла, ещё удерживаемую немцами. «Легко сказать: прорваться», - думал про себя лейтенант. Здесь – то не опасно у Кубанских берегов. Наше командование высадило десанты у ст-цы Благовещенской и у Соленого озера, они ударили во фланг фашистам и помогли нашей Армии очистить Таманский п-ов от немцев. Значит, берег Кубанский уже наш. Но как пройти Керченский пролив. Там полно вражеских мин. До утра бы проскочить её незаметно, тихо, когда фашисты будут дремать. Лейтенант окинул взглядом: берег чуть заметно виден, затем перевёл взгляд на мотобот. У руля рядом с ним стоял командир мотобота старшина 1 статьи Валентин Горчаков и внимательно смотрел вперёд, сигнальщик матрос Николай Солдатов наблюдал за морем. Два зисовских мотора ритмично рокотали. Их обслуживали командир отделения мотористов старшина 1-й статьи Иван Найда и его помощник моторист Иван Шевцов. Мотоботы миновали ст-цу Благовещенскую, затем х. Веселовку, обогнули мыс Железный Рог и вошли в Керченский пролив.

Продолжение следует в части  82                http://proza.ru/2021/03/02/1005