Курильские острова

Вадим Росин
Историческая справка

       Открытия Курильских островов принадлежит русским. В 1639 г. отряд казаков под начальством пятидесятника Ивана Юрьевича Москвитина достиг Охотского моря. Тогда же казаки впервые узнали от местных жителей о бородатых людях - айнах (куях), живущих "по правую сторону", т.е. на островах. Четыре года спустя сведения об айнах поступили от казачьего письменного головы Василия Пояркова, также достигшего Охотского моря. Казак из отряда Пояркова Микула Тимофеев свидетельствовал, что бородатые люди называли русских братьями. Можно допустить, что русские уже тогда, в 1640-1641 гг., побывали на Курильских островах и вступили с айнами в непосредственный контакт.

        В 1649 г. казаки во главе с Федотом Алексеевичем Поповым, одним из организаторов экспедиций Семена Ивановича Дежнева, также побывали на Курильских островах, в частности, на острове Шумшу.

       В 60-е годы ХVII в. вдоль Курильских островов плавал якутский казачий десятник Михаил Яковлевич Стадухин, в некоторых источниках - Тарас Стадухин. Именно Стадухину некоторые историки отдают пальму первенства в открытии Курильских островов, относя это событие к 1654 г. Такого мнения придерживается и английский исследователь Д.Сноу (Д.Сноу. Курильская гряда. Владивосток, 1902 г. (Перевод с английского, изд. 1897 г.), т. VIII, вып. 1, с. 1, 144). Русские источники подтверждают факт плавания Стадухина у северного Курильского острова Алаид, но относят его к 1667-1668 годам.

         Процесс присоединения Курильских островов к России длился несколько десятков лет.

         В 1708 г. Сибирский приказ от имени Петра I предписал Якутской воеводской канцелярии направить на Камчатку людей, которые разведали бы путь в Японию через Курильские острова и приняли бы проживавших на этих островах "иноземцев" в подданство России. Руководствуясь указаниями Петра, якутский воевода Траурнихт Д.А. поручил 9 сентября 1710 г. казачьему десятнику Савостьянову В. построить на Камчатке суда и отправить на них людей для обследования островов, лежащих к югу от "Камчатского носа", и выяснения их государственной принадлежности.

         Во исполнение этих указаний, в 1711 и в 1713 гг. на первые (к югу от Камчатки) Курильские острова Шумшу, Парамушир были направлены небольшие отряды казаков, возглавлявшиеся, как уже отмечалось, Анциферовым Д.Я. и Козыревским И.П. В результате этих походов айны Шумшу и Парамушира были приведены в российское подданство. Тогда же, в 1713 г., в российское подданство был приняты  жители Итурупа, находившийся в тот момент на Парамушире. Приведенные в подданство России жители Шумшу и Парамушира свидетельствовали, что их соплеменники - айны южных Курильских островов - Урупа и Итурупа "самовластно живут и не в подданстве. Козыревский И.П. собрал от местных жителей обстоятельные сведения о всех Курильских островах, составил их чертеж, явившийся первой описью всей Курильской гряды. Козыревский присвоил островам их числовые (порядковые) названия. Никаких признаков японского управления или даже японского присутствия русские тогда на островах не обнаружили.

        В то время в Японии действовали законы, запрещавшие ее жителям под страхом смертной казни покидать свою страну и строить корабли, пригодные для дальнего плавания. Разумеется, контрабандная торговля японцев с айнами Курильских островов все же велась, но об учреждении на островах административного японского управления или о формальном их включении в состав Японии не было речи.
      Летом 1739 г. русские моряки из отряда Шпанберга побывали на островах Кунашир, Шикотан и др., на которых не обнаружили признаков японского присутствия.
        Жители посещенных Курильских островов "объявили о себе в разговорах чрез толмача, что де из оных под властию японского хана только один Матмай (Хоккайдо) остров, а прочие острова неподвластны... и что те все острова с Матмайским имеют торги великие разными товарами".

          Первая официальная экспедиция японцев за пределы Хоккайдо была предпринята в 1786 г. По признанию одного из участников экспедиции офицера Могами Токунаи, многие айны этого острова увидели тогда японцев впервые (Накамура С. Японцы и русские: Из истории контактов. М. 1983 г., с. 62, 79-82).
.        В 1787 г. группа японцев во главе с чиновниками Ямагути Тэцугоро и Аэсима Сюндзо побывала на Кунашире и Итурупе Вторгшиеся на Кунашир и Итуруп японцы угрозами заставили находившихся там русских промысловых рабочих покинуть  остров.
         В 1798 г. японский военный отряд уничтожил все свидетельства пребывания русских на Итурупе и установил на холме Рикоппу столб с надписью: "Эторопу - владение великой Японии". Чуть позже надпись изменили на следующую: "Остров издревле принадлежит великой Японии". Началась японизация местных айнов, которых принуждали менять свои имена на японские, сбривать усы и волосы на голове. . В 1798 г. японский военный отряд на Кунашире и Итурупе уничтожил все свидетельства принадлежности этих островов России.

        В 1801 г. японцы попытались вытеснить русских с Урупа, где буквально на их глазах был поставлен столб с аналогичной надписью (Накамура С. Указ. соч., с. 122, 124-126).

        Правовой титул суверенитета России над Курильскими островами вытекает из права первооткрытия и первоосвоения "ничейной" земли, какой являлись Курильские острова к моменту прихода туда русских. Япония не может доказать своих суверенных прав на эти острова на основе первооткрытия и первоосвоения уже потому, что такая попытка вошла бы в противоречие с ее внутренним законодательством тех лет. Политика строгой самоизоляции, проводившаяся тогда правительством Японии, исключала всякое открытие и присоединение новых земель от имени верховной власти Японии.
       По итогам войны 1904-1905гг южный Сахалин и острова южной Курильской гряды отошли к Японии.
       Однако после поражения Японии во 2 Мировой войне всё вернулось на круги своя.
       Верховный Главнокомандующий ВС СССР  по этому поводу сказал буквально следующее:
«За те унижения, которым подвергла Япония русский народ Южный Сахалин и Курильские острова возвращаются России на вечные времена».

  NB   Надо отчётливо понять то, что с утратой Россией хоть одного острова Курильской гряды, Охотское море теряет статус внутреннего моря и становится морем общего пользования со всеми вытекающими. Тут же появится вдоль всего нашего побережья американский флот и, не исключено, их военная база на Курилах.
Нам это надо?
    
   Предвижу возражения сердобольных соотечественников, что де можно без ущерба для нас подарить о. Шикотан, т.к. он находится за пределами Охотского моря.Помнится, 1963г будучи там в командировке мои коллеги привезли на одежде пепел от извергавшегося там вулкана). Хочу напомнить русскую поговорку: аппетит приходит во время еды. Лиха беда - начало. Дай палец, потребуют ладонь, а там и всю руку. Далеко за примером ходить не надо - щедрые подарки  украинским братьям Ленина-Сталина и Хрущёва. К хорошему быстро привыкаешь.

 И. Шикотан - форпост России на Востоке, как Севастополь - на Юге.
   А лояльным соотечественникам советую освежить память, прочесть записки Новикова-Прибоя "Цусима", а ещё: о подвигах "Отряда 731" генерал-лейтенанта Сиро Исии, ставившего опыты над людьми в годы Второй Мировой войны, дабы не обольщаться гуманизмом соседей.

     Хочу однако закончить трёхстишьем хокку,  М. Задорнова:

     На склоне Фудзиямы расцвёл хрен.
     Розоватою дымкой покрылась даль.
     Не видать японцам Курил.