422 Игра в кто кого с океаном 22 августа 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

422. Игра в "кто кого" с океаном. 22 августа 1973 года.

Сводка погоды: Атлантический океан. Северо-Восточная Атлантика. Среда 22 августа 1973 года. БПК "Свирепый" в открытом океане к югу от островов архипелага Вестманнаэйяр (Исландия). Дневная температура: мин.: 9.0°C тепла; средняя: плюс 13.6°C тепла; макс.: плюс 16.0°C тепла, без осадков, на ветру температура воздуха плюс 10.2°C. Восход солнца – 06:09, заход солнца – 20:54 (GMT+1), район наблюдений метеостанции Бенбесюла айленд остров Бенбекьюла (Великобритания). В районе пребывания БПК "Свирепый" в Атлантическом океане ("Фареро-Исландский рубеж", англ. GIUK gap) ветер умеренный (4 балла), скорость ветра 6 м/с (21,6 км/ч). Умеренное волнение (4 балла) в океане, волны удлинённые, во многих местах гребни с белыми барашками, впадины между волнами покрыты стекловидной пеной. Средняя высота волн 1-1,5 м, длина - 15 м. Ветер уже поднимает в воздух водяную пыль, но ещё комфортный, свежий, веселящий, если бы не прохладный и влажный воздух Северной Атлантики. Сильная океанская мёртвая зыбь. Длинные и пологие волны зыби испещрены ветровыми волнами и барашками. Корабль сильно и плавно качает на длинных волнах зыби и попеременно моряки ощущают то невесомость, то перегрузки.

При рывке грузовой стрелы, во время которого оборвался трос оттяжки-расчалки, что-то случилось с правой вьюшкой и она не работала, поэтому закрепить на ней новый пеньковый трос не было возможности. Оставался только один способ оттянуть грузовую стрелу и удерживать её в положении перпендикулярно борту корабля - вручную, просто удерживая оттяжку руками матросов, мичманов и офицеров. По команде старпома десяток моряков-добровольцев бросились к тросу, схватили его голыми руками и выстроились в ряд друг за другом, как в игре-состязании "перетягивание каната". Катер с тремя членами экипажа на борту (матроса сигнальщика-радиста БЧ-4 удалось передать с борта катера на трап-сходни) в это время следовал за БПК "Свирепый", пытаясь приноровиться к его ходу... Вот как описывает этот момент командир катера лейтенант В.Г. Бочковский в книге А.С. Дробота "Свирепый" на страже Отечества (Калининград, 2015, Стр.317).

... "И тогда командир принимает решение принимать катер на ходу (на скорости 6 узлов у корабля начинают работать успокоители качки, скорость катера около 9 узлов, на это и был расчёт). А вот то, что катер попадёт в кильватерную струю, я как-то не сообразил сразу, поэтому катер, наверное, с полчаса не мог догнать корабль. Потом уже, когда мне подсказали, что нужно делать, катер подошёл к борту и его подняли на борт".

Я фотографировал с кормы, стоя у флагштока, как отчаянно пытался Валерий Геннадьевич Бочковский догнать корабль и преодолеть мощный поток воды кильватерной струи взбудораженной винтами БПК "Свирепый". Увы, катер РБК-30 "стоял" как вкопанный, пытаясь вырваться из желоба мощного потока воды, пока вахтенный офицер не дал команду "Стоп машинам!". Поток кильватерной струи прекратился и катер смог уйти в сторону. Я тоже побежал на шкафут, где команда моряков БПК "Свирепый", отсортированная старпомом и командиром БЧ-5, выстроилась в ряд с оттяжкой-расчалкой в руках. Я видел, как снова у матросов, мичманов и офицеров БПК «Свирепый» сурово заиграли желваками на скулах, скрепили свои души мужской выдержкой и с удвоенной энергией начали «соображать», как вытащить наш катер из объятий начинающего сердиться Атлантического океана…

Первыми в ряду "спасателей" стояли рослые, сильные и высокие моряки - командир БЧ-3 старший лейтенант О.А. Белонин, потом рослые старшины-годки из РТС, БЧ-2 и БЧ-4, позади них в трос оттяжки вцепились и никому не хотели отдавать и уступать место в ряду боцмана и "маслопупы" БЧ-5. Позади них поставили мичманов и матросов "на подхвате", чтобы они вовремя могли подхватить "оттяжников", когда те будут либо падать, либо их сорвёт с места и швырнёт на палубу или за борт. Всё были "при деле" и на своих местах" и наши отцы-командиры решили попробовать работу "оттяжников" вхолостую, с ненагруженной грузовой стрелой кран-балки. В это время катер РБК-30 уже подошёл вплотную к правому борту и теперь его скорость движения была согласована со скоростью хода БПК "Свирепый".

Да, скорости хода катера и корабля сравнялись, но тут оказалось, что равновесие на качке получает только корабль, потому что только у БПК "Свирепый" были бортовые подводные крылья-рули, как у подводной лодки, а наш катер, был подобием скорлупы грецкого ореха на воде и его швыряло, качало, мотало из стороны в сторону, как пушинку... Принять "на ходу" при усилившемся волнении моря-океана катер опять было невозможно, потому что, если опустить гак (крюк) грузовой стрелы слишком низко, то катер, подскочив на волне вверх, мог снизу-вверх удариться об этот гак и моряки могли получить травмы, а днище катера - пробоину... Я явственно слышал (но не видел, потому что всё происходящее вокруг меня я видел сквозь маленькое окошко видоискателя фотоаппарата "ФЭД-3"), как кто-то рядом со мной со стоном произнёс: "Опять не так! Что же делать?! А?".

- Что делать, что делать! - гневно заорал "благим матом" старший помощник командира корабля капитан-лейтенант Н.В. Протопопов. - Спасать ребят надо! Всем по местам! Начинаем подъём! Валерий Николаевич, командуйте!

Капитан-лейтенант Валерий Николаевич Силкин, командир БЧ-5, явно тушуясь, волнуясь и непривычно суетясь, что-то сказал мичману-лебёдчику и мичману на левой вьюшке-оттяжке, а сам побежал к команде "оттяжников", которые должны были удерживать грузовую стрелу и не давать ей мотаться и "схлопываться". Старпом капитан-лейтенант Н.В. Протопопов дал команду командиру катера лейтенанту В.Г. Бочковскому приблизиться к борту корабля вплотную.

Океан не хотел отпускать наш катер. В тот момент, когда Валерий Бочковский, Виктор Фёдоров и Владимир Баранов решительно направили свой катер к борту БПК "Свирепый" океанская «мёртвая зыбь» сменилась активным и крутым ветровым волнением, которое налетело на нас как шквал. Ветер был не сильный, но порывистый и откуда-то из дальних мест пригнало «большую волну». Волны начали громоздиться отрывистой «острой» рябью на поверхности пологих и уже высоких водяных валов-холмов. Наш катер РБК-30 то взбирался по пологому рябому склону водяного вала, то нырял с его вершины вниз к подножью и скрывался от взгляда за пологим гребнем вала-волны. Так мы с тревогой ждали приближения нашего катера и готовились его принять на борт корабля.

Эх! Если бы у нас была запасная оттяжка для грузовой стрелы! Но быстро разобрать и установить новую оттяжку тоже не представлялось возможным, так как для этого нужен был трос, такелажные работы с тросом, крепёж и т.д. Поэтому к концу стрелы кран-балки привязали обычный крепкий пеньковый трос, выстроили в линию матросов, одетых в оранжевые спасательные жилеты и объяснили им, что в их руках «жизни наших товарищей»… Я тоже ринулся в ряды «спасателей» к пеньковой оттяжке-расчалке, но старпом капитан-лейтенант Н.В. Протопопов раздражённо меня прогнал, заявив, что моё дело снимать на фото всё, что происходит в данной аварийной ситуации. Он уже горел желанием найти виновных в неподготовленности грузовой кран-балки к усиленной нагрузке.

- Вы что? - спрашивал Н.В. Протопопов у командира БЧ-5 В.Н. Силкина. - Не испытывали кран-балку на динамические нагрузки? Почему оттяжка оборвалась!
- Я отвечу Вам на этот вопрос, - вежливо и с напряжением отвечал командир БЧ-5 капитан-лейтенант В.Н. Силкин, - но после того, как подниму катер с людьми на борт и проведу расследование аварии.

Это «подниму» в единственном личном числе ещё больше ярило старпома. Он намеренно громко и нарочито активно лично начал командовать матросами и мичманами, организуя расстановку людей на оттяжке-расчалке, но его почти никто не слушал, потому что все взгляды и всё внимание моряков было приковано к катеру, к фигуре и рукам командира БЧ-5, который в это время, опасно перегнувшись через леера фальшборта, следил, как подходил к нужному месту катер. Грузовую стрелу кран-балки вывели в нужное положение (перпендикулярно к линии борта корабля) и мичман-лебёдчик начал опускать грузовую стрелу над морем и спускать вниз гак (крюк).

Фотоиллюстрация: 22.08.1973 года. Северная Атлантика. "Фареро-Исландский рубеж" (англ. GIUK gap). БПК "Свирепый". ЧП (чрезвычайное происшествие) с корабельным рабочим катером РБК-30 пр.337. В момент спуска затвора фотоаппарата неожиданно на небе прояснилось и выглянуло ослепительное северное солнце, поэтому фотоснимок получился таким, как есть (диафрагма и выдержка была рассчитана на другие условия съёмки). Тот самый момент, когда команда "оттяжников" усиленно удерживала грузовую стрелу кран-балки БПК "Свирепый" пеньковым тросом-оттяжкой-расчалкой, а Атлантический океан играл с ними в игру-состязание "перетягивание каната" или "кто кого". Ботинки ребят скользили по мокрой палубе, они никак не могли согласовать общие усилия и удержать стрелу в одном положении. А что будет, когда на гаке (крюке) повиснет наш тяжёлый катер с тремя членами экипажа на борту?