Мои таблетки

Светлана Блажкевич
       Совершенно согласна с утверждением: «Красота спасёт мир». Считаю её, красоту, своей главной чудодейственной таблеткой: более двадцати лет помогает жить, жить почти полноценно, активно.
Очень люблю всё красивое: природу, детей, рассветы и закаты, бриллианты росинок на моих цветах и сами цветы в саду родительского дома – нашего родового гнезда - картины, музыку, щебет птиц:

                «Люблю июнь за солнца запах земляники,
                За приятную вязкость глянцевой черники,
                За воздуха прозрачность на заре
                И яркость зелени нефрита на траве,
                За жимолости иней голубой
                И аромат пионов, что несём домой…».

       Сейчас после многолетней борьбы с недугом (тремя инсультами), в которой мне помогали моя милая, скромная мама и повзрослевшие дети, каждое проявление добра, щедрости, красоты, приятности волнуют до слёз, потому что я могу понять это, оценить, увидеть: мой голос, чувства вернулись, и я сама в состоянии вкусно приготовить, помочь детям, внукам, знакомым и незнакомым людям. Бесконечно рада этим возможностям. Каждый день, просыпаясь, благодарю Всевышнего за и то, что он подарил мне ещё один день жизни, прекрасный её миг.

       Именно красота помогла мне трижды встать, заговорить, начать ходить и потихоньку ощутить себя снова нужной не только любимой семье, но и другим. Помогли мне и проталинка в окне, сквозь которую мечтала долгие дни увидеть небо, и солнышко-одуванчик, расцветший на окне в январе и поднесённый к моим глазам плачущей мамой, рокот волн морских и щебет птиц, записи которых включали дети для меня, и определитель цветов, который принесла мне моя институтская подруга Людмила Квиткова – Стрелова. Именно благодаря ей, этому справочнику я вновь влюбилась в землю и цветы, которые после выздоровления начала с её помощью (она мне их покупала, рассказывала о тонкостях ухода за ними…) выращивать, и у меня это стало получаться. Так вот – наперекор запрету врачей: «Забудьте о саде - огороде!», занимаясь моими любимыми цветочками – сыночками -  дочками при помощи мамы, детей, а потом и внуков, друзей – я заново начала потихоньку, через удачи и неудачи, возвращаться к активной жизни. Было очень сложно, казалось, невозможным, но! мы победили!

                «Как мне хотелось!
                Как мечталось
                В проталинку на небо и на Солнышко взглянуть!
                Увидеть свет, расслабиться, легко вздохнуть,
                Немножко полежать и встать,
                И к жизни новой побежать!..
                По лестнице на улицу спуститься,
                В привычном мире очутиться
                По улицам, по лесу побродить
                Какое счастье вновь здоровой, быть!..»

       За время моей болезни дети с мамой выходили меня, женились, внуки появились. И вот теперь я вместе с моими главными таблетками – внуками, моими ангелами-хранителями сыном и доченькой, с мамой выращиваю цветы, осваиваю основы ландшафтного дизайна: со Стасенькой и Матвейкой сделали в Матвеевке на даче голубую гостиную: посадили цветы сине-голубых оттенков с лёгкой разбивкой белыми цветами; оформили открытую гостиную на свежем воздухе для приёма гостей и вечернего чаепития; посадили розарий, где царят розы и лаванда. К сожалению, дачу пришлось из-за стяжателей – соседей продать, но мы продолжили работу по восстановлению сухого ручья в родительском доме, возродили детский уголок…. Сотрудничество с красотой продолжается. Я радуюсь каждой победе. Ура! Я живу!

       Вот так и повелось: весной, летом, осенью в душе царит весна, она радуется, поёт, но вот приходит зима, белая пуховая шаль всё покрывает, очарование бытия как бы замирает. Что же делать? Как разноцветность вернуть?! И вот! Эврика! Вспомнила про фотоаппарат, что года два назад подарили дети. Сейчас прибавилась ещё таблетки счастья: фотографирую цветы, пейзажи, город, людей, Амур, рассветы и закаты, дарю снимки тем, кому они понравились, участвую в фотовыставках. Внуки Стасенька и Матвейка тоже увлеклись фотографией и цветами, а Светочка и Ярославчик прекрасно рисуют. Прекрасный тандем фотографий и рисунков! Мечтаю устроить их выставку, выставку очарованного красотой детства!

       Наши фотографии радуют близких и не очень людей в Петербурге, Москве, Екатеринбурге, в Эдмонде (США), в кабинетах врачей и преподавателей. Им понравились наши снимки, значит, они разделили нашу радость, с одной стороны; с другой стороны – это оценка нашего труда. Вывод: нужно ещё серьёзнее изучить фотодело, совершенствоваться.

       Внуки ещё растут, но они с такой любовью снимают что-то интересное, красивое. Очевидно, что болезни века – дефицит эмоций – у них нет. Мне это очень нравится! Внук Матвей решил создать свой розарий, Ярик ему помогает. Стасенька с удовольствием записывает щебет птиц: он такой разный! Потом мы слушаем аудиозаписи и обсуждаем, что за информацию птички «сообщают» друг другу. Это очень весело, интересно и ценно для развития их чувств, правда?
Очень нравиться, что в моём окружении становиться больше любителей цветов, значит мой любимый Хабаровск станет ещё краше:

                «…Хабаровск наш подобен цветнику,
                Садов и клумб в нём сосчитать я не смогу...
                Их нежный аромат гостей встречает,
                А красота цветов их восхищает…!»

       Это – цитата из одного из моих стихов. Да! Теперь я снова пишу стихи. Это – ещё одна моя «таблетка». Удивительно! Значит, ожило не только моё тело, но и душа! Пишу их большей частью осенью, вот моя дочь Оленька и сын Станислав шутят: «Мама, у Пушкина- «Болдинская осень», а у тебя – «Бондаревская осень» (мы живём на улице Бондаря, героя Великой Отечественной войны).

       Стихи мои обо всём, что вижу, о чём и о ком тревожусь, что и кого люблю: о Хабаровске, временах года, о людях, о России, о цветах, о стрекозах, о внуках…. Очень жаль, из-за переезда потерялись стихи юности, но надеюсь, что вдохновение не оставит меня. Круг людей, которым мои стихи интересны, потихоньку расширяется, ждут новых и говорят, что с удовольствием бы сами их перечитывали и читали бы своим друзьям, домашним. Мне страшновато пустить их в «дальнее плаванье», но решусь.

       Начала писать книгу, надеюсь, она заинтересует детей и внуков, дай Бог, чтобы я справилась с этим испытанием своих возможностей, ведь внуки познакомятся с жизнью в другое время, в другой стране (СССР), надеюсь им будет интересно это узнать, так сказать, из первых уст, что мы тоже учились, плакали, радовались, любили, что жили интересной жизнью, а то мой внук как-то спрашивает в пять лет: «Бабуся, ты что ли жила, когда были динозавры, да?!» Надо рассеять сомнения ребёнка. Думаю, что смогу это сделать: он же мне пообещал изобрести «таблетки вечной жизни». Персонально!

       Ещё одна «таблетка», помогающая выкарабкаться, выжить – это осознание того, что есть вокруг люди, которым гораздо хуже и что им нужна твоя помощь. Понимание этого хорошо держит на плаву в трудные минуты. Это истинно так! Это – проверено!

       Как я это поняла? Однажды меня в очередной раз пришла навестить Люда Квиткова – Стрелова и сказала, что на несколько дней уезжает в Комсомольск – на – Амуре: нужно срочно помочь старшей сестре. А потом добавила: «Набралась детская одежда – тоже отвезу Наташе, а то она так бедствует». Я поинтересовалась, кто такая Наташа и что у неё случилось. Оказалось, что она живёт в одном доме с сестрой Люды. Это очень красивая, молодая женщина, которая попала в беду: когда её старшей дочери был один годик, её законный муж вдруг исчез. Куда? – этого не знала даже его не совсем здоровая мама. Наташина доченька подрастала, и однажды раздался звонок в дверь – вернулся муж – потеряшка. Он валялся у неё в ногах, плакал, умолял его не выгонять: «Я понял, без вас не могу, пропаду». 21-летняя Наташенька ему поверила. Прожили ещё один год. Мама с доченькой нарадоваться не могли на папу: он – то и работает, он-то и денежку зарабатывает и помогает по дому. Свекровь тоже счастлива: сынок единственный нашёлся! И тут стало известно, что Наташа ждёт ребёнка, и… сценарий повторился: папа исчез! Оставив больную, немолодую мать и свою семью. А у беременности молодой женщины был уже срок в пять с половиной месяцев. В нужное время и в Богом данный час родилась … двойня: близнецы – здоровая «лапочка – дочка» и очаровательный, серьёзно больной сыночек.

       У мальчика было очень-очень редкое, малоизученное заболевание: ему нельзя было кушать пищу, содержащую хоть каплю белка, а он-то есть практически во всем! Он мог питаться только очень дорогой американской смесью. Положение в этой семье резко ухудшилось. Ребёнок был очень слабенький, но от этого и ещё более родной! Ему постоянно требовалось мамино внимание, он подрастал, нужно было исключить возможность, что кто-то угостит,  в первую очередь сострадательные сестрички, ему в любой момент могла потребоваться безотлагательная помощь.

       Питание американское нужно было получать из рук в руки в Хабаровске, про него время от времени люди, отвечающие за это, забывали. Получить самой и разобраться в казусных обстоятельствах Наташа не могла, для этого ей нужно было бы ездить раз в месяц со всеми ребятишками в Хабаровск, а денег не хватало даже на еду. Сыночку, которого мама называет Зябликом, до где-то шести лет не давали инвалидность. Видимо, ждали, что вот-вот его не станет.

       И вот Люда каждый месяц по специальному рецепту выкупала смесь для мальчугана, отвозила в Комсомольск - на Амуре, ходила во ВТЭК, по кабинетам, добиваясь, чтобы смесь можно было бы приобрести в любой момент, ведь это единственная пища этого маленького, терпеливого, очень терпеливого мальчика. Ещё, с помощью моей подруги ребёнок наконец-то получил инвалидность. Много Людмиле пришлось обить порогов, чтобы этого добиться. Ей говорили: «Ну зачем нужно столько усилий, если он обречён. Ему же будет лучше, если его не станет!» И вот Наташа, Люда, церковь, её прихожане объединились в борьбе за жизнь ребёнка. Ему надо было продержаться до одиннадцати лет. А потом он будет бегать, вместе с мальчишками играть в футбол! Всё кушать! Семья эта жила сначала только на детские, а потом малыш подрос, и они вместе мыли лестницы в доме, где  жили.

       А жить становилось всё труднее: дети подрастали, требовалось больше расходов. Вот Люда и собирала у себя всё, что подходило детям и Наташе, и отвозила им. Узнав эту грустную историю, мы с моей дочерью Оленькой решили помочь этой мужественной молодой женщине, которая наперекор всем трудностей оставалась красивой, удивительно терпеливой, улыбающейся мамой трёх деток и которая трудилась изо всех сил и дома, и на подработке, когда ребёнок подрос.

       Мы с дочерью очень хорошо знали, что такое нужда. Сами прошли через неё, растя нашу радость, наше счастье - Стасеньку. Сколько раз, приходя к нам, мама плакала, глядя в открытый пустой холодильник. Для Стасеньки было всё, а мы с Оленькой порой перебивались чаем с хлебом. И вот теперь Люда возила деткам в Комсомольск ещё и наши баулы для Наташи и её детей. На Новый Год и на Пасху посылали деньги, чтобы молодая женщина могла на эти замечательные праздники порадовать деток и себя. Но, как оказалось, она их тратила на другое: оплачивала долги за свет, который отключали. Как можно было отключить Солнце у малых деток?! Дети не должны жить во тьме! А энергетикам не хватало внимания, чтобы не сделать этого, чтобы как-то помочь этой мужественной женщине. Представляете, как ребятишкам было страшно в квартире зимними долгими вечерами и ночами, как они вздрагивали от любого звука, прижимаясь в страхе к маме! Сразу вспоминаются «Дети горчичного края». Но ведь сейчас другой век!

       Наташа никогда никому не жаловалась. С благодарностью молилась за тех, кто им помогал. А нам повезло, что близняшки были одногодками Стаси. Так что и игрушки у них были одинаковыми. Люда Наташе рассказывала о нас. а нам о ней и её детях. Мы так и были заочно знакомыми. Оказывается, у неё есть очень хорошо обеспеченная сестра, когда однажды Наташе стало просто невмоготу, обратилась к ней за помощью, но та ей сказала: «Нечего нищету было плодить!» - и захлопнула дверь.

       Знакомство с этой историей помогло воспрянуть и нам с дочерью: у нас по сравнению с этой семьёй всё было нормально. Это и была ещё одна таблетка, которая в своё время здорово помогла. Надо всегда верить – дальше будет лучше, а ещё будет лучше, если с кем-то поделишься не только своей бедой, но и радостью.