Любимый город

Татьяна Александровна Андреева
    Тихая моя Вологда, я хочу объясниться тебе в любви.  Память отодвигает прочь, искажающую твой лик, пыльную завесу времени, вытканную из прошлых и настоящих невзгод и недостатков.  А я оставляю себе лишь чистую, яркую картину достоинств, и ты встаёшь передо мной, сияющая во всей красе…
   
     Бытует в нашем городе старая частушка:

«Город Вологда - не город,
Золотуха – не река,
Если ты меня не любишь,
То валяешь дурака»…

      Так и хочется перефразировать две последние строки: «Если Вологду не любишь то валяешь дурака».
     Видать, появилась эта частушка, когда Вологда была ещё мала настолько, что с трудом претендовала на звание города, а мелкая речка Золотуха служила стоком.  Горожане-вологжане в большинстве своём - бывшие сельские жители.  Зимой мы обитаем в городе, а всё остальное время живём землёю и у земли.  Мы только называемся городскими, а сами мечтаем о деревне.
     Все мечтают: взрослые и дети, обыкновенные трудяги, интеллигенты, заносчивые начальники в дорогих костюмах, важные владельцы бизнесов и бизнесочков,  офисные феи в гламурных одёжках и в думах о принцах.  Как только начинается апрель, сначала по выходным, а потом в отпуск мы кочуем в деревню.  Копаем, сажаем, поливаем, пропалываем грядки, кто привычными к физическому труду шершавыми руками, кто ухоженными, наманикюренными пальчиками.  Деревня не видит между нами разницы, и в этом естественном единении мы наслаждаемся общим трудом, сопричастностью природе.  А потом мы возвращаемся в город, принося с собою свежесть трав и лесов, чистый, вкусный деревенский воздух и печать отмеченности на лицах: принадлежности родной земле и Родине, которая и есть деревня – деревянная и древняя.
     За это я люблю свой город, а ещё за старинный кремль, Софийский Собор с колокольней, возведённый по приказу царя Ивана Грозного, и множество других храмов, которые сейчас восстают из пепла безвременья.   Вологодский народец всегда защищал свой город православной истовой верой и называл его богоспасаемым.  У него судьба такая: кто бы на Вологду ни зарился, достичь не мог.  Жестокие татары до нас не дошли - дорог не было, кругом болото.  Жадные до чужого добра поляки и литовцы потоптались совсем рядом и ушли: веры и крепостей наших не одолели. Немецкие фашисты летали над нами, но Господь скрыл Вологду от глаз лютого врага.  В лихую годину перестройки обошли нас революционные волнения, политические убийства, нестроение и нашествие иноплеменников.  Пограбили нас свои же, однако, по большому счёту мы, как жили, так и живём – небогато, как большинство людей в России. 
     Я люблю свой город за детство, юность и молодость, что он мне подарил.  За друзей и подруг, с которыми я играла, мечтала и пела.  За чистую речку Вологду, что бежит на Север, к Архангельску. За то, что мои друзья и сейчас живут рядом.  И мы можем вспоминать, как раньше была прозрачна, пахнущая свежестью речная вода, как мы ловили на удочку колючих ершей с мостков, на которых бабы полоскали бельё, как ныряли с этих мостков в речную глубину.  Вспоминать, какой аромат источают весной клейкие берёзовые и тополиные листья, как пахнет золотой одуванчик, оставляя жёлтый след пыльцы на носу, как кружат голову цветы черёмухи и оставляют на лице кружевную тень цветущие гроздья сирени.  Говорить о том, как играли в футбол и волейбол во дворах и на стадионах, как бегали по родным улицам, оставляя  незримые следы и знать, что они до сих пор находятся там под слоем следов поколений других детей, наших потомков.  Удивляться тому, что касаясь руками старинных купеческих домов, мы не замечали окружающей красоты.  Той красоты, что до сих пор хранит тепло наших детских рук и, может быть, благодаря этому ещё не покинула город.  За уютные деревянные улочки с резными палисадами и наличниками на окнах, за приветливых людей, которые в любую минуту и о чём угодно могут поговорить со мной на улице просто так, от полноты души.  Вспоминать первую любовь, первые разочарования, слёзы и дружеское участие.  Первые расставания с тобой, любимый город, с любимыми людьми, друзьями, возвращения из дальних странствий.  Встречать тебя с новым, осознанным и более сильным чувством очарования.  Здесь мой дом, моё счастье, семья и дитя моё.

     Я люблю тебя моя Вологда и буду любить, пока живу на твоей земле.   

12.01.2019