Пушкинские горы - сказка наяву

Елена Алтунина
Михайловское.
Когда пятый день интенсивно путешествуешь, то кажется, что уже удивлению просто нет места, как в переполненном впечатлениями "ментальном котелке". Ан нет, не всё так, как кажется!
Отправившись утром в Михайловское - родовое гнездо Пушкина, его обитель вдохновения и место ссылки,  я думала, что всё о Пушкине знаю из многочисленных источников.

Всё по порядку. Усадьба огромная, снежный простор на излучине реки, которая в старину называлась –Лукоморье-излучина. Как положено, у Лукоморья дуб по-зимнему не зелёный и без цепи, но сказочно огромный. Пешим ходом проследовали через фруктовый сад, в оазис небольших строений усадьбы. Экскурсия началась с самостоятельной прогулки по еловой аллеи парка, где ёлочки- зелёные современницы поэта, в заснеженных кринолинах, выстроились в два ряда, обрамляя дорогу в парк.
Дошли до часовни на лесной опушке среди вековых деревьев, где после смерти Пушкина, врачевал бесплатно всех нуждающихся, доктор, приглашённый вдовой. Живописная избушка, надо сказать.

Подошло время экскурсии, экскурсовод повела нас в домик Арины Родионовны. Русская печь в светёлке, скромное деревенское убранство. Пушкин называл её мамой и очень о ней заботился, привёз с собой «в ссылку», что вызывало восторг не у всех домочадцев. Недостаток (как ему казалось) родительской и в частности материнской любви, для тонкой душевной организации губительно, он искал чувства везде, у знакомых, друзей, соседей. В Троекурово поэт нашёл родную душу в лице соседки и её семьи, а после ссоры с отцом по причине взятого тем обязательства по надзору над изгнанником, он проводил целые дни у соседей и возвращался в дом родителей ночевать. В его спальне аутентичные предметы воссоздают ощущение творческого порыва и полёта вдохновения.
Если к музейно-чопорному порядку добавить немного эксцентричного бардака, то обстановка будет полностью передавать житие хозяина спальни. В барском доме первая из комнат после прихожей тоже принадлежала Арине Родионовне, которая считалась членом семьи и не приняла многократно предлагаемую ей вольную. Её дом есть в Кобрино, в Михайловском, в Питере на улице Марата и везде, где бывал поэт, няня следовала за ним, ухаживала, варила еду и вдохновляла.

 Кухня в те времена была вынесена в отдельное рядом стоящее здание - флигель, напротив домика няни, вот там две печи по одной в каждой из двух комнат. Русские печи - "моя слабость", их вид вызывает умиление, поднимаются какие-то глубинные чувства, непередаваемые словами.

Оказывается, Пушкин любил печёную картошку, щи, да блинов свекольных мог съесть до 30 штук. Ростом был 166,7 см, голубоглазый и темноволосый, закалённый ледяными обливаниями и круглогодичным купанием в реке. Праздно время не любил проводить, много работал и общался избирательно  с интересными ему людьми, за что некоторые соседи на него обижались. Тесно общался с крестьянами, бывало и переодевался в крестьянскую одежду и ходил на Святогорскую ярмарку, где балагурил и куролесил, видимо это служило ему дополнительны источником сюжетного вдохновения.
 
Во время экскурсии напомнили о том, что Пушкин - первый русский поэт, профессионал, зарабатывающий творчеством деньги. Один из принципов формирования эгрегора - это баланс энерго-информационного проявления. Литературные шедевры - информационная составляющая, а деньги, вырученные от их продажи - это энергетическая основа эгрегора. В основании эгрегора лежит жизненный труд прадеда, который тоже был первым на Руси инженером, а венчает его гений правнука.  Выяснилась ещё одна любопытная деталь: Пушкин в последние годы своей жизни занялся политической прозой в попытке повлиять на государственный строй, но был разочарован, огорчён, лишён творческого подъёма и достатка, но упорствовал, несмотря на увещевания друзей и родных. Вместо того, чтобы за хорошие деньги печататься в журнале, он просиживал в архивах, добывая из разрозненных крупиц, искомую мозаику истинного положения дел с попыткой последующей литературной передачи этих знаний. Его новое амплуа не пользовалась успехом у читателей, вместо гонораров 100 тысячные долги,  эти труды до сих пор малоизвестны и читаемы узким кругом пушкинистов.
Он не был фантастом, обличал в искусный литературный строй услышанные от няни и бабушки  сказки и истории, излагал с присущей ему простой в доступной манере, без витиеватости свои впечатления и ощущения от прожитого опыта. Его гений и талант проявился в стихах и сказках, резкое переключение на прозу и политические обличения с достоверной фиксацией агонии доживающего последние годы царского режима он "выпал из ниши своего предназначения». Пошёл против течения, в результате в 38 лет почил в мир иной, странным образом, который вполне можно принять за инсценировку. На его похоронах не было родных и близких, только через 4 года вдова приехала поставить памятник на могилу в чертогах Святогорского монастыря, причём гроб откопали и перенесли в каменный склеп. А мотив отсутствия 24 летней вдовы на похоронах - якобы была не в себе и опасались за её психическое здоровье. Что все многочисленные родственники и друзья разом сошли с ума? Или как раз наоборот. По этому поводу есть статья, про странные временные совпадения смерти Пушкина и внезапное появление Александра Дюма с его "Графом Монтекристо" и другими произведениями. Пересказывать не буду, кому интересно наберите в поисковике «Пушкин Дюма» много статей на эту тему откроется.  На фото ниже кровать Пушкина в его комнате в Михайловском.

Из увиденного и прочувствованного вовремя экскурсии напрашивается вывод, что можно достичь уровня эгрегориальной личности при жизни в том случае, если живёшь в колее своего предназначения. Или же можно стать эгрегориальной сущностью, когда эгрегор полномасштабно проявится уже после смерти. Получается, что плата за свободу творческого проявления - жизнь. Мне больше нравится перспектива эгрегориальной личности, нежели эгрегориальной сущности, потому греет версия того, что Пушкин мог эмигрировать заграницу и дожил там до глубокой старости, сотворив ещё много уникальных произведений пусть и под другой фамилией. 6.01.19