Задумываясь о Веронике

Марина Николашвили
Начать писать любовные стихи, не обратившись к творчеству Вероники Тушновой – грех. Возможно, это просто мистика, возможно, так захотел Господь. Знать это,   мне не дано – пришла я в этот мир в тот самый год, когда она ушла.

 Читаю творчество её, её стихи впервые в своей жизни. Так поздно! Но это так!
Смотрю  глазами  женщины  в том возрасте, в каком была она! Мне всё понятно: не нужен комментарий. Что-то для меня очень далёко (такого у меня просто нет), а что-то очень близко.

В стихах, которых много, нет дат,  часто нет названий, посвящений, но я прекрасно понимаю, чувствую, когда они написаны.

Все  первые  стихи ( назову их условно – дояшинские)  в любом сборнике достаточно обычны: мысль о рифме часто перевешивает всё, темы просты – наблюдения, воспоминания;  рисунок текста – сплошные буквы.  Хотя, возможно, так решил корректор или редактор.

Темы из детства, как мне показалось, обозначились так:
- Волга, яблоневые и вишневые сады, ледоход на Волге;
-Привязанность к животным, любовь к цветам, и т.д.
На мой субъективный взгляд, сформировали поэтессу следующие факты: обучение в лучшей казанской школе 14 школе, углубленное изучение французского  и  немецкого языков, а также – игра на рояле.
 
 А выступление  в Казани  модных, необычных, молодых (в то время) поэтов Владимира Маяковского и Сергея Есенина  оказало влияние на творчество Вероники Тушновой.  Ей  всегда нравилась поэзия Есенина и Маяковского.
 
Школу Вероника окончила в 1928 г, поступила в Казанский университет на медицинский факультет. В 1931 г. переезжает с родителями в Ленинград, где заканчивает ленинградский мединститут. Данные  о её специализации после института  разнятся: не хочет специализироваться, т.к. любит рисовать и видит себя художницей. Или: обучается в московской аспирантуре на кафедре гистологии, готовит диссертацию и пишет научные статьи.

Такая же неразбериха с её работой в годы войны:  врач-хирург или медсестра, но я склоняюсь больше к данным из казанских источников: она палатный врач нейрохирургического госпиталя, созданного на базе неврологической клиники ГИДУВа. Возможно, её стихи дали возможность так думать («Я за годы войны  / Побывала во всех городах…»В.Т.).

В 1939 г. появляются её стихи в печати, а в 1941г. поступает в Литературный институт, который пришлось оставить (?).

Встретилась информация, что во время войны написала 1 стихотворение, остальные копила в себе. Тема интересная, но об этом пока писать не хочу. Для этого нужны рукописи, даты, отзывы и пр.

 Её стихи о дочери печатали в газетах, и она получала письма с фронта от солдат,  истосковавшихся о семье. Мне очень  близок и понятен цикл «Стихи о дочери»: легкий слог, бегущая интонация, я так тоже смогу:
 
Здравствуй, милая девочка!
Милый свёрточек.
Думала, будет сыночек,
а родилась голубоглазая доченька.

Опять  употребляю эти слова  – ранние / не последние / первые стихи в сборнике, дояшинские, но как иначе охарактеризовать её разные-разные стихи! Везде присутствует любовь, но в последних –  любовь несколько другого уровня. 
Анализируя не последние стихи можно сказать следующее: там нет  « меня»    –  везде лишь взгляд со стороны: Крым, Литва и папа в детстве…Тем много, они сменяются, их сложно уловить, озвучить, хотя – всё вроде очень просто. Нет!  Женская душа блуждает: Волга, свисток, пароход…
Степь, жара, седые козы…

Потом появится «Я»: « я с годами думаю всё чаще»; «я дорога, ах дорога!/ Да только спросу нету…»; «Я поняла»; « Я буду слушать…» и т.д.
Особенности стихов на мой взгляд:
1. Правдивость. Например, если взять стихотворение « Старый дом».  Через много лет вернувшись к  дому из детства,  увидела всё как есть: «просто двери как двери», «просто чьё-то жилище, старый розовый дом…».
2. Символизм. «Как  счастье  внезапное – оттепель эта…». Здесь я увидела не только начало весны, но и время перемен.
3. Предчувствие ухода ощущается в разных стихах: «… может быть, последнюю,/ может, предпоследнюю,/ а может быть, просто /встретила весну»; « И опять мы / расстаемся молча, / так, как расстаемся / навсегда.» Или стихотворение «Я прощаюсь с тобою…».
4. Реализм: «Не сули мне/золотые горы, / годы  жизни доброй /не сули…».
5. Сама любовь прекрасна своей необычностью: «…не помню начала, / не вижу конца…» и т. д.

А сейчас перейду к главной теме моего интереса   – Вероника и Яшин.

Ведь было время  –
Всё ждала любовь.
Стихи писала, да такие,
Что через 30 с лишним лет
На них сложили песню и запели:
Не отрекаются любя…

 Стихотворение « Не отрекаются любя…»  написано в 1944 году. И опять нестыковка  –  писала она стихи в те годы,  и какие!

А кто её герой?
О нём так мало слов –
Как – будто и не было его?
Зачем и почему?
Чего стесняться?
Ведь любовь!
Любовь на время!

Скажете, такой не бывает. Бывает. Цитирую автора: «Я и тебя когда-то не любила/ Где я была? / Кто я была тогда?».
.
...Я люблю глаза твои горькие,
как кора молодых осин,
улыбку твою родную,
губы, высохшие на ветру... (  Одна сижу на пригорке   посреди весенних трясин…)

Описание любви встречается часто, оно разнообразно.
«Как много раз ты от меня бежал, / как много раз я от тебя бежала…»;
Или
«Не охладела, нет, / скрываю грусть./ Не разлюбила, – /просто прячу ревность».
Или
«Ну что же, можешь покинуть, / можешь со мной расстаться,  – /из моего богатства/ ничего другой не останется».
Или

Так уж сердце у меня устроено —
не могу вымаливать пощады.
Мне теперь — на все четыре стороны...
Ничего мне от тебя не надо.
Рельсы — от заката до восхода,
и от севера до юга — рельсы.
Вот она — последняя свобода,
горькая свобода погорельца.
Застучат, затарахтят колеса,
вольный ветер в тамбуре засвищет,
полетит над полем, над откосом,
над холодным нашим пепелищем.

Последний сборник «Сто часов счастья»  – несомненный успех и роман о трагичности любви двух взрослых поэтов.  Вот такая любовь и будоражит читателей. Читала отклики, которые появились, когда Вероника уже умирала.
 
Писали именитые,  хорошо взрослые, семейные пары, мужчины.       Поэтессы отмечали  – великолепные стихи, могучие стихи, наполненные нежностью, бесстрашием и мощью.   Указывали, что это не просто стихи, а – успех, вот, что было главным в сборнике «Сто часов счастья». Не  верили в её уход от болезни (такой скоротечной!), поддерживали, как могли, верили, что победит болезнь. 
Читатели ждали выхода сборника – из вновь отпечатанного тиража были «потеряны» 5 тыс. экземпляров.

От этой, такой необычной любви,  скрыться сложно: птица, в окно залетевшая синица, не ждешь её, а она влетает. Всё вроде плохо, но так бывает! Нет смысла гнать синицу,  ругать, недобрыми словами обзывать – Ведь срок мал! Чувствовала она до последнего своего часа. Потом. Все потом. Заклеишь рамы, закроешь двери. А её нет! Неужели была эта птица – летала, мечтала,  и жить помогала…

Скажет потом Яшин так вроде бы просто, но люди запомнят:
А ведь, наверно, ты где-то есть?/  И не чужая – /Моя…Но какая?
Красивая? Добрая? Может злая?.../ Не раз минуться бы нам с тобою.
Сейчас их нет. Уже давно. От этой любви остались стихи, стихи-дети!  Без дат даже без названий.

А сейчас я скажу немного о счастье, как, мне показалось,  видела счастье Вероника Тушнова.  Прочитав её стихи, я написала  эту маленькую миниатюру о счастье.

О счастье
О счастье можно много рассуждать, о счастье можно много говорить.
Оно, как чайка, парящая под облаками, спускающаяся, крылами касающаяся моря.
 Оно, как, камни,  огромные,  лежащие  и   спящие у северного озера, холодного, спокойного, но такого манящего и рыбака, и горожанина.
 Счастье такое незаметное  порой, как у обочины дороги  ромашки, примятые колёсами и сапогами.
Оно такое молчаливое и долгожданное, как руки, протянутые после очень долгой разлуки, старающиеся согреть…
Счастье – понятие сложное, поэтессы  его чувствуют иначе, пытаясь найти его в очень разных предметах, вещах, явлениях.
 Счастье, когда появляется человек, которому ты нужен, который тебе дорог. Найти и не потерять. Господь даёт нам счастье после многих несчастий, чтобы было с чем сравнить! Полного счастья не бывает – всё познаётся в сравнении. Да, и само счастье для каждого своё: Господь раскладывает нам по чашкам – ложку счастья, ложку беды и т.д. Всё держится в большом секрете, только каждый из нас знает , какой ему секрет достался на десерт!
Господь в минуты отчаяния сводит людей похожих, которые могут протянуть друг другу руки – поддержка и опора.

Взгляд со стороны – это не любовь Вероники и Яшина , а истинная дружба, редкий сорт – дружба между мужчиной и женщиной. 100 часов счастья между взрослыми друзьями – просыпаться  с мыслью о друге, засыпать, мысленно пожелав спокойной ночи, приятных снов…



Вероника Михайловна Тушнова ушла из жизни 7 июля 1965 года. Похоронена на Ваганьковском кладбище.  Умерла от рака. Есть фотографии, где они вместе в начале 1965 г. (!) в Кисловодске. Ей было 54 года.

 На кладбищенской плите годы жизни – 1915  – 1965. Дата рождения указана по желанию Вероники. Здесь могут быть варианты: красивая цифра ( типа, ушла из  жизни в 50), казаться моложе, а не старше Яшина на 2года, а возможно, она и умерла от любви ( ведь так пишут  в книгах) именно в 50 лет. Символизм в этом,  безусловно,  есть!

Быть хорошим другом обещался, звезды мне дарил и города.
И уехал, и не попрощался.
 И не возвратится никогда.
Я о нем потосковала в меру, в меру слез горючих пролила.
 Прижилась обида, присмирела, люди обступили и дела...
Снова поднимаюсь на рассвете, пью с друзьями, к случаю, вино,
и никто не знает, что на свете нет меня уже давным-давно.

Александр Яковлевич Яшин (Попов) ушел от нас 11 июня 1968 г. Умер от рака. Похоронен на Бобришном  Угоре (Никольский район, Вологодская область).
Никольск – моя  родина. Я помню времена, когда в июле приезжали в Никольск семья Яшина, Евгений Евтушенко, Константин Симонов, вологодские поэты и писатели.
 
Источники:
Тушнова В.М.  Избранное. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. –  384с.,  илл.
Тушнова В.М. Не отрекаются любя…: Сборник стихотворений / Сост. Н.Ю. Розинской. – М.: Русская книга, 2000. – 160с., портр.,  – (Поэтическая Россия).
Тушнова В. НЕ отрекаются любя: Стихи. – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс,2001. – 336с. (серия «Домашняя библиотека поэзии»).