Гибрид фраера с фюрером

Наина
Господин Быков позиционирует себя как писатель.

Но в его книгах, на мой читательский вкус, нет главного. Того , о чем писал Л. Н. Толстой. " Не надо писать о том, как  лодка идет на Северный полюс. Надо писать о том, как Петр Петрович женился на Марье Ивановне". То есть о жизни. О той, которою живет он сам и которой живут окружающие его люди.
 
Последний его роман " Орфография" тому доказательство. Он не о жизни.
 
Прочла  без интереса. Потому что многое узнаваемо и для меня,  уже как филолога, прозрачно. Поскольку о Серебряном веке знаю не понаслышке.
И многие персонажи типа Корабельникова ( Маяковского)  узнаваемы.

Послереволюционная литературная борьба. Все вроде как в той жизни.
Но после чтения не покидает вопрос.

Зачем это написано? Ведь писатель пишет зачем - то же.
 

О Серебряном веке  масса  прекрасной мемуарной литературы. Самих непосредственных участников его. Читать эти мемуары - не просто приобретать знания о литературном процессе того времени , а испытывать  наслаждение от погружения в эпоху.
 
Эпоха присутствует и в романе Быкова.
Но, кроме нее, есть определенное отношение к ее деятелям. И в первую очередь к Маяковскому и Горькому.

И это отношение - высокомерно снисходительное, неприятное, насмешливое, сатирическое.

В общем, выстебал писатель гигантов  русской, советской да, литературы. Игнорируя , забывая то, что у каждого из них в книгах есть кое-что, чего нет у Быкова. А именно реальная, настоящая, со всеми ее вывихами, уродствами и идеалами живая жизнь.
 
Чего, к сожалению, не наблюдается у самого Быкова. Его книги написаны не на жизненном , а на начитанном им материале.

Что касается лекций.  Не моё высказывание, но согласна полностью.

"Мне уже приходилось как-то здесь писать, что манера подачи материала в лекциях, да и в литературоведческих книгах Быкова напоминает анекдот про школьника, который для экзамена по зоологии выучил только билет про червей. Когда ему достался билет про слона, он рассказал, что слон - это большое животное на четырёх ногах и с хоботом, который длинный и похож на червя. А дальше подробно рассказывал про червей.

Необыкновенно широкая эрудиция и совершенно поверхностные выводы.
Это относится к большинству его лекций. "




 Специально просмотрела урок Быкова о романе  " Мастер и Маргарита".

Нет, что Булгаков отомстил ( в  творчестве) всем своим  врагам, это давно известно.

Но чтобы довести мысль до такого абсурда, что он привлек к этому самого Сталина? Написав "роман для одного  читателя", то есть именно для Сталина. Роман-подсказку, что надо делать, как поступать со всякого рода шушерой, которой в книге полно .

Это надо иметь  такой либеральный мозг, как у Быкова.

При этом  так, между делом, помянув слова самого Булгакова - перед смертью- " чтобы знали....чтобы знали", да еще и переврав -" чтобы помнили".

Хотя это главное.

Да, Булгаков был антисоветчиком. Монархистом- не знаю, был ли, нигде не вижу этой тайной мечты.

Тут даже не в этом дело.

Быков утверждает, что , по мысли Булгакова, власть существует  для того, чтобы давить всякую мелочь, мешающую жить великим художникам типа него, Булгакова. И фамилии называет реальные мешающих.

При этом   по дороге и писателя  Л.Леонова  обгадил  заодно, интерпретировав его пьесу " Нашествие" тоже как подсказку Сталину. И других советских писателей.

Утверждая, что все они, в общем, служили одной цели- сохранить память о Сталине. А Сталин якобы к ним прислушивался и  менял кое-что в политике. Например, после романа Г. Николаевой " Жатва" поменял на более мягкое отношение к деревне, наказал ретивых.

А " Головокружение от успехов" в 1929 -м году кто ему из писателей подсказал? Что-то он об этом промолчал. Потому что здесь не получится натянуть литературную сову на глобус.

Ну и тема " обаятельного зла".

Не им придумана. Связь Булгакова с гетевским Фаустом  настолько очевидна, что  слушать  измышления Быкова просто скучно.

Понравилась схема трех уровней повествованя и "расклада" героев по ней.
Это четко, можно взять для себя.
И несколько комментариев к уроку, с которыми я согласна.
; Комментарии к видео

Очень неглубокий анализ. Тенденциозность и игнорирование фактов - от названия романа до дописывания его Еленой Сергеевной, не совсем писательницей. Неупоминание ранних редакций. Отсутствие сравнения булгаковского исходника с изданным в Новом Мире. Сплошное самолюбование, авторитарность и отсутствие сомнений. Догматизм в литературоведении печален. Быков не учит детей думать и анализировать, а вкладывает в головы идеи, зачастую завиральные. Вот это действительно яд, который не должен проникать в массы. Про всех очень запанибратски говорит, но за Булгакова особенно обидно. Зло.
Автор — maxvol777

Интерпретация интересная, но, на мой взгляд, низкоуровневая и необоснованно политизированная. Смысл романа же, по моему мнению, более глубок.
Автор — Zigmars

насколько безапелляционна по тону, настолько же и бездоказательна по аргументации большая часть вышеуслышанного. и всю дорогу веет какой-то поверхностнейшей политотой, которая внезапно заканчивается баснями про галлюцинирующих режиссеров и домыслами о советских актрисах.
Автор — ands0areyou
Убогие рассуждения потомка Берлиоза. Пошлость так и капает с его неприятной физиономии-именно таких "быковых" не любил Булгаков и именно такие травили и затравили его.
Автор — Pavel Berzins

И наконец о гражданской позиции господина Быкова.
Это позиция обывателя Зильбертруда. В лучшем случае графомана-власовца Быкова.
Писателем считать его отказываюсь.
И как читатель, и как гражданин, и как филолог.