Слово о дружине Ирининой

Владимир Калуцкий
Северская земля в 12-м веке держала собой всю восточную кочевую степь, нависшую над Русью. Можно сказать, что в постоянной боевой готовности находились княжеские дружины от Чернигова до Курска и дальше, к югу, до самой Тмутаракани. Времена Ильи Муромца. былинные времена . Вот тогда-то в Новгороде-Северском и княжил Игорь, о котором сложено "Слово о полку Игореве".
Если помните, в этом "Слове" рассказано о встречном походе русской Рати в степь, чтобы упредить удар по Киеву половецкого хана Кончака.
И помните наверняка, что закончился этот поход поражением и пленением Игоря. Но, в отличие от людей, сама история помнит и еще один поход того же времени - боевую операцию курской княгини Беляны против того же Кончака.
Суть здесь такова. Полчища степняков Кончака накопили военной силы для двух ударов сразу - на Киев и Чернигов. И если, разбив Игоря, они обрушились на Киев, разорили его и , по сути, обложили данью, то путь к Чернигову им обрезала дружина княгини Беляны.
Что мы знаем о ней?
Почти ничего. Была женой князя Улеба, который и готовил рать к отражению набега на Чернигов. Потому что было очевидно: после Чернигова степняки повернут на Курск. Предупредить беду и собирался Улеб. Для этого он снесся с черниговскими князьями, которые согласились объединить русские рати и встретить Кончака на Псёле, у города Гадяч.
Но когда курские вои уже оседлали коней, предательским ударом в спину был убит князь Улеб. Убийцей оказался черниговский лазутчик. Княгиня Беляна поняла, что надеяться на союз с Черниговом опасно.
И тогда она надела мужнин доспех и возглавила дружину. И быстрым маршем повела её навстречу Кончаку.
Рать её была небольшой, всего пять сотен мечей. Но это были поднаторевшие в войнах конники, не обремененные ни пехотой, ни обозом. Именно о них в самом "Слове..." сказано, "а мои-то куряне вои славные"
Но пошли куряне не к оговоренному месту у Гадяча , которое могло быть известным степнякам, а взяли круто на юг, наперерез движению Кончака.
И встретились на речке Чёрная Калитва.
Даже не так. Не встретились. Курские вои успели перехватить тылы Кончака, который основными силами уже переправились через речку. И принялись крушить врага с хвоста.
Командовавший половцами мурза Эльдай неверно оценил свое положение. Он знал, что объединенной русское войско ждет его на Псёле , и не сразу сообразил, , что происходит у него в тылу.
А куряне и не дали ему времени сообразить. Разгромив обозы, русские быстро сокрушили и главные силы, и взяли в плен самого Эльдая со всем его штабом.
Я думаю - сражение на Черной Калитве еще привлечет своих исследователей. Мне же тут достаточно упомянуть, что Эльдай бросился на кинжал, когда узнал, что его пленила женщина.
И в те дни и часы, когда Кончак грабил Киев, Курск встречал свою победную рать со множество пленных степняков, военным обозом и стадом живности, что назначена была орде на дорожный прокорм.
А Беляна  сняла боевой доспех и под именем Ирина постриглась в монастырь. Княжить в Курске стал сын её и Улеба Орест. Но это уже, точно, другая история.
А нашу закончим тем, что степнякам в Курске и курской земле похозяйничать вообще никогда не довелось. И до самого монгольского нашествия тут чтили княгиню Ирину, хотя к нашему времени и тут все быльем поросло...
...
"Оскольская летопись", список Николо-Тихвинского  бирюченского монастыря, монастырская библиотека;"Степь посполитая", изд. Краковского Иезуитского коллегиума, 1887 г.