Гонец недоброй вести

Талгат Алимов
Есть на наших стройках старая не очень добрая традиция, что ни день, то ЧС или еще какая штурмовщина, наверное, по-другому не можем.

Один очень уважаемый человек в таких случаях кричал, стуча кулаком по столу: «Б-ть, наш город проектировали, а тем более строят и эксплуатируют ЦРУшники, одни враги».

У нас куда не ткни, кругом какой-то ляп, недоработка и пр. Но, все ведь, вроде бы, делали мы сами.

Действительно, все проблемы не в недрах злобного ЦРУ, а в наших головах.

Строим школу, по графику надо закончить фундамент до зимних морозов, до них осталось два месяца, чтобы «в зиму» уйти с кладкой, в апреле начать отделку и благоустройство, а потом спокойно 1 сентября вручить большой фанерный ключ какой-нибудь первокласснице с огромным бантом.

Но, не тут-то было.

Вечно недовольный, с маской старого скептика на бывшем интеллигентном лице, прораб Манарбек выдал:

- Токе, объект мы не сдадим. Первые сваи не так пошли, а как по маслу, похоже, грунт насыпной, стоят как карандаши в дерьме, уперлись и качаются, - пробурчал  он.

- Что за сравнение! Геодезия нормальная, проект прошел экспертизу, технадзор с авторским надзором сваи у тебя приняли, ты тут не выдумывай приключения, причем на пустом месте, - вспылил я.

- Я уже все показал проектировщику, он тоже согласен, но они Вас боятся, Вас и заказчика, - пролепетал Манарбек.

- Ты, вообще, представляешь, что несешь, уже октябрь на дворе, – продолжал орать я.

- Ну, конечно, я все представляю, только, видимо, геодезию старую подсунули, сэкономили, а с тех пор грунта и мусора навезли, проектировщики привязались к существующей отметке грунта, - продолжал лепетать Манарбек.

- Завтра приеду, разберемся на месте с проектировщиками и технадзором. Если врешь, пиши заявление на расчет! – вспылил я.

Вообще-то, со вспыльчивостью и грубостью борюсь, как говорится, начиная с себя.

Похоже, в этой борьбе не всегда побеждаю я.
 
Этот старый пень Манарбек меня раздражал, до белого каления.

Бороться надо за качество работы на школе, а не против этого противного Манарбека, а я как герой из кинофильма «Мимино».

На другой день, с утра, рванул на объект. Манарбек, увидев мою недовольную рожу, сразу сник. Я, оправдывая охватившее меня чувство раздражения, придумывал различные версии вроде того, что типа, этот старый дурак, сам что-то напутал, придумывает себе оправдание, или так: чувствует, что не выдержит графика, заранее что-то мутит.
 
Пора-пора ему на пенсию, пора! Но вид свайного поля резко остудил мой пыл, что-то было не так.

Не буду углубляться в технические подробности, похоже, что школу мы ставим на насыпной грунт, даже еще хуже – на мусор.

Из сбивчивого объяснения Манарбека понял, что проектировщики дали нам отметку по насыпному грунту, а категорийность - по старому «материковому» грунту.
Благодаря «рыночному механизму» госзакупок, без правильно выстроенной системы контроля, качество проектных работ у нас упало до нуля.

По невероятным скидкам конкурс выигрывали какие-то непонятные «проектные фирмочки», нанимают «за копейки» студентов, вот они и напроектировали.
Но дело не в этом. Манарбек, похоже, еще не понял что я меняю свое отношение к его «недоброй вести».

- Смотрите сами, если так строить, то все это рухнет, детей похороним. Я на это не пойду, под старости лет убийцей детей не хочу быть, лучше уволюсь, - взволнованно сказал Манарбек.

- Да, ладно, не кипятись. Правильно сделал, что поднял шум! Завтра придем с проектировщиками, тут надо разобраться, - заверил я старика.
Успокоившись, Манарбек начал более внятно излагать свои доводы, и они были довольно убедительны. Я сам тоже «не с кондитерской фабрики» пришел, так говорил один старый строитель.

Почему-то этот седой, сгорбленный старик, из старой советской инженерной школы, так меня раздражал, хотя он явно был прав.

Воспринимая все эмоционально, мы сразу встречаем негативную информацию в штыки, так и не доходят до нас слова Сент Экзюпери «Надо бороться «за», а не «против».
 
Не любим мы тех, кто приносит не добрые вести, ох, как не любим.
По чиновникам понятно, они изначально служат шефу, а не родине. Но, мы-то, бизнесмены, просто из чувства самосохранения должны родину любить и быть демократами.

По другому  нам не выжить, как классу.

Ответ пришел быстро, когда ехал назад водитель включил радио, там шла передача на казахском языке про историю музыкальных инструментов.

И тут ведущий начал рассказывать давно известную историю о том, почему внутри домбры надо держать капельку свинца. Для того, кто не знает, расскажу кратко.
Жил на свете великий и жестокий хан, гнева которого боялись не только враги, но и подчиненные. Однажды с охоты не вернулся его любимый сын и хан послал в степь гонцов с целью найти сына, но, если кто-нибудь принесет недобрую весть, тому рот зальют горячим свинцом.

Когда гонцы поняли, что молодой хан умер, испугались гнева грозного отца и вернулись. Хан метался в припадке ярости, требуя принести ему хоть какую-нибудь весточку о судьбе наследника. Но все было напрасно. Подданные боялись жестокой казни и не решались открыть, неутешному отцу, правды.

Один за другим отправлялись в степь гонцы, но никто не решался донести недобрую весть.

И тогда пришел к хану старый акын. Он прожил долгую жизнь и не боялся смерти. Поклонившись повелителю мира в пояс, он сказал: «О, великий хан, справедливость твоя не имеет границ. Слушай мою домбру и ты узнаешь о судьбе своего сына».

Взял старик домбру и начал играть знаменитое музыкальное произведение -  кюй «Аксак кулан». Полилась печальная повесть о том, как охотился на диких куланов молодой хан, подстрелив одного из них. Но раненый кулан был разъярен и, ударив ногой охотника, поразил его насмерть...

Долго еще пела домбра, рассказывая о неудачной охоте, долго текли слезы у жестокого властелина. И повелел тогда старый хан казнить домбру. Плеснули на нее из ковша раскаленный свинец, и две из четырех струн, не выдержав боли,... лопнули. С той поры у домбры осталось только две струны, но она по-прежнему поет.
 
Говорят, по традиции, истинные акыны внутри домбры держат кусочек свинца.
Кому интересно, послушайте это произведение, там все понятно без слов.
Рассказывают, что именно после этой истории, в любом ханском дворе всегда был один, кому было разрешено говорить правду.  Оттуда вышла целая плеяда замечательных политических деятелей Средневековья, Бухар-Жырау, Казыбек би и пр.

Да и при дворах европейских монархов завелись шуты, скоморохи и пр. кто-то же должен говорить правду, не боясь получить свинец в глотку.

А страх-то остался. Со стороны властвующих – страх перед правдой и жестокой реальностью, со стороны подчиненных – страх перед наказанием.

Вспомним знаменитую речь из произведения Горького «Мать», где говорится о правде, бились-то всегда за Правду.
 
Но, в тоже время, боимся Правды, она нам неудобна, она часто нас выводит из зоны комфорта, часто боимся сказать Правду и не любим тех, кто нам ее говорит.

Пора, пора научиться выслушивать и уважать «Гонцов недоброй вести», а бояться их, это уже у нас в мозгах какой-то бзик.

С фундаментом все решилось нормально, выехали с проектировщиками и заказчиком, пришлось кое-что переделать, появились дополнительные работы.
Было много споров, обид и всякого разного, но, все-таки, сделали все правильно и надежно.

Спасибо седому Манарбеку, он настоящий Аксакал, а не свадебный генерал, есть у него свинец в душе, как у старой домбры.