Выставка Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры лейд

Алла Валько
            Выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера.
               Шедевры лейденской коллекции»

          Из серии «Московские впечатления-2018». Ч. 9.

22 июля должно было состояться закрытие экспозиции «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры лейденской коллекции», поэтому я поспешила в музей им. Пушкина. Коллекция, представленная на выставке, является одной из самых крупных и наиболее значимых частных собраний голландской живописи XVII века. Она принадлежит Томасу С. Каплану и его супруге Дафне Реканати-Каплан. Супругам Каплан удалось собрать разнообразную подборку картин Рембрандта, Франса Халса, Яна Вермеера, учителя Рембрандта Питера Ластмана, друга Рембрандта Яна Ливенса и других мастеров кисти.

Коллекция насчитывает более 250 картин, созданных между 1620 и 1700 годами и находится в Нью-Йорке. В экспозиции, размещённой в Белом зале и галереях над главной лестницей музея, были представлены 80 картин и 2 рисунка - «Лежащий лев» Рембрандта (зарисовка с натуры в зверинце) и «Голова медведя» Леонардо да Винчи. Все экспонаты никогда ранее в России не выставлялись и прибыли в Москву после экспонирования в Лувре, Национальном музее Пекина и Лонг-музее в Шанхае.
 
Коллекция была названа в честь города Лейдена, в котором родился, вырос и основал художественную школу один из крупнейших представителей золотого века голландской живописи Рембрандт Харменс ван Рейн. Увлечение искусством владельца коллекции Каплана началось со знакомства именно с творчеством Рембрандта, а из покупки первых работ этого художника и его учеников в 2003 году выросла крупная коллекция голландской живописи.

На выставке были представлены ранние работы Рембрандта из серии «Пять чувств» («Пациент, упавший в обморок - Аллегория обоняния» и другие), а также картины зрелого периода творчества: «Портрет мужчины в красном дублете», «Автопортрет с затенёнными глазами», «Девушка в расшитой золотом накидке», «Минерва». Картина «Портрет Антони Копала» написан Рембрандтом совместно с его мастерской.

Рембрандт любил рисовать свои портреты, изображая себя в разных образах. Однако самым выдающимся в его творчестве была игра со светом. Он превосходно передавал ощущение внутренней жизни человека, так что его персонажи кажутся живыми. После знакомства с картиной «Минерва» каждому становится понятно, что отличительной чертой Рембрандта как исторического живописца XVII века является умение сочетать образ реальной женщины и богини.

Увлечение Рембрандта портретной и исторической живописью распространилось на широкий круг его учеников и помощников, которых он собрал вокруг себя в Амстердаме. Они переняли у мастера не только его живописную технику, его талант использовать игру света и тени, но и его творческий метод и способность переносить исторические сюжеты в живые сцены человеческой жизни.

В экспозиции были также представлены работы учителя Рембрандта Питера Ластмана «Давид и Урия», его коллеги и друга Яна Ливенса «Мальчик в плаще и тюрбане», его учеников и художников-современников мастера, представителей делфтской и утрехтской школы:
 «Девушка с попугаем и клеткой у окна» и «Кошка, присевшая на подоконник в мастерской художника» Геррита Дау,
«Девушка за вёрджинелом» Яна Вермеера Делфтского ,
«Явление ангела Агарис» Карела Фабрициуса,
 «Старуха за едой» и «Торговка дичью» Габриэля Метсю,
«Мужчина в меховой шапке», «Автопортрет у парапета», «Явление ангела пророку Илии» Фердинанда Бола,
 «Портрет Конрада Витора» Франса Халса,
 «Смерть Лукреции» и «Дама с попугаем» Франса ван Мириса Старшего, на которого большое воздействие оказали стиль и тематика произведений Дау,
 «Молитва перед едой», «Пир Антония и Клеопатры», «Притча о богаче и Лазаре», «Жертвоприношение Ифигении», «Крестьянская пирушка» Яна Стена,
 «Портрет Сусанны Даблет Хюйген», «Сара приводит Агарь к Аврааму» Каспара Нетшера,
 «Визит врача» Якоба Торенвлита,
 «Портрет фармацевта д-ра Изенбрандта Изенбрандтса» Корнелиса де Мана,
 «Портрет художника в мастерской» Михила ван Мюсхера,
 «Кающаяся Мария Магдалина», «Притча о потерянной драхме», «Купание Дианы и нимф» Годфридуса Схалкена,
 «Симеон во храме (Сретение)» Гербрандта ван ден Экхаута и другие полотна.

Я впервые близко знакомилась с голландской живописью XVII века, и увиденное произвело на меня большое впечатление. Малые форматы картин, множество портретов, сцен на библейские и бытовые темы, тщательная прорисовка фактуры материи, искусная передача человеческих эмоций, новые имена и понятия – всё это я впитывала в себя, как губка, стараясь к тому же разобраться, почему именно Рембрандт остался в благодарной памяти потомков, тогда как имена многих его весьма талантливых современников остались нам неизвестными.
 
Помимо новых имён художников и роли города Лейдена в их жизни, я узнала также, что, например, вёрджинел, представленный на картине Яна Вермеера Делфтского, - это струнный клавишный музыкальный инструмент, разновидность клавесина, получивший распространение в Англии в XVI—XVII веках, где до этого времени словом вёрджинел называли любые клавишные инструменты, оснащённые струнами. В современной терминологии вёрджинел — инструмент со струнами, расположенными перпендикулярно клавишам (в отличие от клавесина и спинета). Девственным (virginale) его назвали потому, что своим нежным и приятным звучанием он подобен сладкоголосой деве. Представленный на выставке реальный инструмент, в котором в качестве материалов были использованы ель, красное дерево, кость, а также лак как покрытие и средство защиты, был изготовлен во Фландрии в 1593 году и принадлежит Российскому национальному музею музыки в Москве.

Посетителей на выставке было очень много. Желающие прослушать лекцию о произведениях искусства, представленных на выставке, получали за определённую плату наушники и наслаждались созерцанием картин и одновременно рассказом искусствоведа. Правда, зачастую эти люди надолго останавливались перед какой-либо картиной, так что подойти к ней другим зрителям не представлялось возможным.
 
Поскольку картины имели преимущественно небольшие размеры, то, чтобы рассмотреть их, посетителям приходилось подходить к ним на максимально близкое расстояние. В итоге перед картинами небольшого формата скапливалось много людей, так что приблизиться к ним также было затруднительно. Подобная ситуация возникла возле малогабаритных картин Геррита Дау, Франса ван Мириса Старшего и других.
 
Я дважды обошла выставку, в первый раз составляя общее впечатление о биографии и творчестве художников, а во второй раз дольше задерживаясь у картин, которые особо привлекли моё внимание. К сожалению, я не знала, что картины можно фотографировать и поэтому не захватила с собой фотоаппарат, а фотографии, сделанные мобильным телефоном оказались далеко не лучшего качества.
 
Однако в любом случае, я была удовлетворена тем, что увидела и узнала много нового. Посещение выставки значительно обогатило меня. Я радовалась, что в мире сохранились нетленные, не подвластные времени произведения искусства. В век нестабильности и тяжёлых психических нагрузок это не может не радовать любого человека. Как же важно сохранять нормальные отношения со всеми странами, чтобы не оказаться отрезанными от национальных культур других народов!

Продолжение следует.