Псалмы - это послания. От кого, откуда - не имеет определяющего значения. Значение имеет принимающий послания, то есть - ты. Если ты их принимаешь, они - к тебе и для тебя.
Послание 2.
Во 2-м Псалме ясно видится пророческое предопределение, которое соотносится с будущим приходом, служением и отвержением иудеями Христа.
Стихи псалма звучат как слова пророков, говоривших не от себя, а от Всевышнего. Пророчествуется о царстве Мессии, Сына Давида, но всё лишь отчасти относится к самому Давиду, а некоторые фразы вообще невозможно приписать Давиду, а только Самому Господу.
БОльшая часть пророчества соотносится с образом Христа, и всё возвещаемое применимо ко Христу.
В Деяниях Святых Апостолов прямо говорится об этом пророчестве: «Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым»…
"Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?
Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.
«Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их»."
Народы мятутся, будучи в смятении. В смятении от бессмысленности жизни, от страха смерти, от обуревающих страстей, с которыми невозможно справиться. Ими руководит и их раздирает самость, жадность, похоть.
Против Мессии восстают многочисленные и могущественные силы. Никакое другое философское или религиозное учение, никакое правление не сталкивались с такими гонениями, как учение и правление Христа.
Здесь говорится о тех, кто предстанет противниками Христа и орудием тьмы в борьбе против Его нового царства. Не только простые и бездумные, но и имевшие благоразумие ополчились против Него. Хотя Царство Его не от мира сего и не могло ослабить их, а наоборот, могло бы и укрепить, но цари и князья земные восстали на Него и делали всё возможное против Христа и стремления людей следовать за Ним: «Ибо поистине собрались в городе сём на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским» (Деян. 4:27).
Враги Христа, кем бы они ни притворялись, являются врагами Самого Бога; «они возненавидели и Меня и Отца Моего» (Ин. 15:24). Более того, именно поэтому они восстали против Него, что не желают власти Бога. Они бы поддержали только такое правление Божие, которое служило бы их желаниям и страстям в этом мире. А Бог, пресекающий ложные и порочные желания и страсти, исправляющий людские сердца к правде, им не нужен. И они не желают принять его полезное иго, а стремятся сбросить оковы совести и узы Божьих заповедей, посредством которых были призваны к исполнению замысла Творца, определённого Им предназначения.
"Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им."
Но всё их влияние и могущество – земное, оно ничтожно перед силой и правдой Всевышнего и Помазанника Его.
И поэтому над гнусной вознёй врагов Христа будет смеяться живущий на небесах.
Если Господь лишь проговорит – «поругается им», то только это будет для них гибельным, ибо Он говорит – и свершается. Слово Его творит, слово может и уничтожить.
"«Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;"
В мире духовном, от времени никак независимом, произнесённое намерение уже есть само действие. Им Иисус превознесён одесную Отца, имеет всю власть на небе и на земле и является Главой Церкви, а невероятные усилия врагов воспрепятствовать установлению Его Царства – только на земле, откуда нет ни одной ниточки воздействия на пространство Бога.
"возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;
проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;
Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника»."
Царство Сына учреждено на основании определения, изданного Богом Отцом. Это определение не зависит от времени и обстоятельств, это не эксперимент, а уже свершившийся факт как мгновенный результат проявления Божественной воли. Это духовный, то есть вечный и незыблемый договор мироздания между Отцом и Сыном в вопросе искупления человека. И Иисус часто ссылается на него, как «волю Пославшего Меня» (Ин. 6:40), – «Сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Ин. 10:18).
Это определение возвещено верным свидетелем, «который возлежал в недрах Отца от самой вечности» и пришёл в мир как пророк Церкви, и явил людям свойства Творца: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18).
Царство Христа утверждено на Его сыновстве, Он имеет двойное право на это царство. Прежде всего, это право по наследству: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя». Он является Сыном Божьим не через усыновление, а был рождён Отцом и пребывает Единородным от Отца: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14).
Спаситель, безусловно, имеет в Себе всю полноту божества, высшую мудрость, силу и святость.
В Послании к Евреям апостол Павел раскрывает духовный смысл прав по наследству: полученные по наследству права заложены изначально, это – выражение, воплощение свойств Самого Создателя: «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя» (Евр.1:3-4).
В реализацию замысла спасения человеков, для демонстрации очевидности и вечности рода Иисуса Христа, и произошло воскресение Его из мёртвых. Это апостол выразительно цитирует в Книге Деяний: «…воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя».
Во-вторых, это право по договору, по которому Сын выступает в роли ходатая, хотя обладает властью: «Посему Я дам Ему часть между великими… (ибо) за преступников сделался ходатаем… будет и священником на престоле Своём, и совет мира будет между тем и другим» (Зах. 6:13).
Сын добровольно уничижил Себя, облачившись в человеческую природу. Посредством Своего великого ходатайства перед Отцом и уплаты высокой цены, на которой было основано это требование, Сын, прося Себе в наследство отошедших и заблудших, не стремился обрести себе почести, но из любви Своей желал дать им счастье в Нём; и поэтому Он ходатайствовал о них, чтобы спасти.
«Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17:4-5).
Давид в пророчестве своём уже видит, что правление Сына будет повсеместным – по всем пределам земли. Бог Отец даёт Ему народы, чтобы через Свой Дух и любовь Он совершал в них спасительную работу.
Это обетование с момента его объявления уже исполнилось «на небесах», и частично исполнилось на земле: большая часть мира приняла Евангелие, водружён престол Христа и великолепие Его Церкви. Но на земле оно должно ещё исполниться в будущем, когда царства этого мира станут Царством Господа нашего и Христа Его (Откр. 11:15).
Также Давид видит, что это Царство будет победоносным, и противники поражены будут жезлом железным. Жезл железный - это образ несокрушимости, а сосуд горшечника – хрупкости и ненадёжности.
"Итак, вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!
Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом.
Почтите Сына, чтобы Он не прогневался и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него."
Это звучит как увещевание царей и судей земных Но только ли увещевание? Это и призыв услышать и осознать, что обладающий силой погубить их показывает, что не ищет их погибели, а единственно хочет определить их на путь, который делает всех счастливыми. Призванный быть мудрым должен быть наставлен, желающий мудрости внемлет, а тот, кто принял наставление, становится блажен. Тот, кто издает законы и судит других, должен признать высший Закон и суд, выражающий истинную справедливость.
Он – Господь, и поэтому мы обязаны служить Ему. Он – друг и благодетель, и поэтому у нас есть повод радоваться в Нём. Это и обязанность, и благо христиан.
Что значит «Почтите Сына»? Христос является Сыном Божьим через Свой вечный род, Он является и Сыном Человеческим, то есть посредником: «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну... И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» (Ин. 5:22,27).
Почтите Сына, чтобы Он был очень близким и драгоценным для вас; любите Его превыше всего, любите Его искренне.
Почему следует исполнять это повеление? А оно дано для нашего же блага, о котором Бог заботится прежде всего. Отказываясь от Христа, люди отказываются от этого блага. Бог никого не губит, - люди идут к своей погибели сами. И только это в наивысшей степени гневит, ничто так одновременно и раздражает, и удручает, как тупое пренебрежение благодатью и глупость отказа от предлагаемого истинного блаженства и от жизни вечной!
Христос есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Него (Ин. 14:6). И благоразумно бояться оказаться отрезанными от Него как от пути к Богу, упустить даруемую благодать, истинное счастье.