Порт-артурский скороход

Вячеслав Прытков
               П  О  Р  Т  -  А  Р  Т  У  Р  С  К  И  Й       С  К  О  Р  О  Х  О  Д.

«Давно  уж  нет  на  карте  Порт – Артура
Прошло  сто  лет  потоком  разных  дат
Лишь  временем  размытые  фигуры
Из  пожелтевших  книг  на  нас  глядят
………………………………………………………………
Как  беспощадно  время  лечит  раны
Стирая  память – исцеляет  боль
И  растворилась  в  водах  океана
Соль  русских  слёз, и  русской  крови  соль…»
               
                Н. Тимофеев.

Осаждённый  Порт – Артур  встречал  новый  зимний  день. За  окнами  Сводного  лазарета  было  ещё  темно, хотя, для  врачей  и  сестёр  не  существовало  понятия  смены  дня  и  ночи, они  трудились  не  покладая  рук, принимая  и  размещая  непрерывно  поступающих  раненых  солдат  с  позиций  и  моряков  1 – й  эскадры  Тихого  океана.
Помещение, где  лежал  лейтенант  Сергей  Степанович  Долгобородов, полностью  заполнили  койки  с  тяжелоранеными, они  стояли  даже  в  проходах, оставляя  узкое  пространство, по  которому  только  боком  мог  протиснуться  медперсонал. Сергей  Степанович  недавно  очнулся  от  короткого  сна, больше  похожего  на  забытье, его  ещё  мучили  сильные  боли  в  раздробленных  осколками  ногах. Вокруг  раздавались  стоны, крики  лежащих, многие  раненые  метались  в  бреду, бормоча  бессвязные  слова. Он  ещё  не  знал  о  близящейся  капитуляции  Порт – Артура, о  том, что  на  передовой  позиции  был  убит  герой  сухопутной  обороны  генерал – лейтенант  Роман  Исидорович  Кондратенко, корабли  эскадры – броненосцы  «Пересвет», «Полтава»  и  «Ретвизан», крейсера  «Баян»  и  «Паллада», канонерская  лодка  «Гиляк»  получили  сильные  повреждения  и  затонули, так  как  японцы, заняв  гору  Высокую, обстреливали  одиннадцатидюймовыми  снарядами  суда, стоящие  на  внутреннем  рейде, а  уцелевшие  шесть  миноносцев  и  несколько  паровых  катеров  вышли  из  гавани  для  прорыва  блокады.

Подошедший  врач  склонился  над  кроватью  Сергея  Степановича:
«Насколько  мне  известно – лейтенант  Долгобородов  Сергей  Степанович  с  1 – го  отряда  миноносок  капитана  2  ранга  Елисеева  Е. Г.
Как  Вы  себя  чувствуете? Ранение  у  Вас  тяжёлое – в  обе  ноги, наши  хирурги  сделали  всё  возможное, теперь  надо  надеяться  только  на  Ваш  молодой  организм  и  время. Порадовать  Вас  сейчас  ничем  не  могу, Порт – Артур  сдаётся, начались  переговоры  с  японцами. После  прекращения  военных  действий  они  наверняка  предложат  отпустить  наших  раненых  офицеров  на  родину, в Россию, лишь  в  случае  подписки  о  дальнейшем  неучастии  в  войне  против  них, в  противном – не подписавшиеся  станут  военнопленными. У  Вас  же  особый  случай. Вы  будете  включены  в  список  негодных  к  военной  службе, но  не  бойтесь, Сергей  Степанович, это  временно. Поправитесь, снова  можете  послужить  Отчизне, по  прибытии  на  родину.»

Услышанное  от  врача, хотя  и  вселяло  какую – то  надежду  выздороветь  и  попасть  домой, но  не  помогало  избавиться  от  гнетущего  чувства  уныния, щемящей  тоски  и  невозможности  действовать, участвуя  в  боях.
На  Сергея  Степановича  вдруг  нахлынула  волна  невесёлых  воспоминаний  о  гибели  своего  эсминца  «Лейтенант  Бураков», командиром  которого  он  был. Тогда, во  время  злополучного  ночного  дежурства  в  бухте  Тахэ, он  вместе  с  эсминцем  «Боевой»  выполнял  задачу  поиска  японских  кораблей, но  неожиданно  сам  подвёргся  торпедной  атаке  катеров  с  броненосцев  «Микаса»  и  «Фудзи». Эсминец  «Лейтенант  Бураков»  поразила  торпеда, и  его  взял  на  буксир  эм  «Грозный», привёл  в  Порт – Артур  на  отмель, однако,  повреждения  оказались  столь  значительными, что  пришлось  затопить  его  любимый  корабль.
А  славная  ведь  была  миноноска, носившая  имя  героя  канонерской  лодки  «Кореец» - лейтенанта  Е. Н. Буракова, погибшего  во  время  подавления  «боксёрского»  восстания  в  Китае, при  штурме  фортов  Ялу  в  1900  году. Трофейный  корабль, доставшийся  русскому  флоту  после  взятия  фортов  Таку, бывший  миноносец  флота  китайской  Империи  Цин – «Хай  хуа», под  общим  названием  «Таку», позднее  включённый  в  состав  1 – й  эскадры  Тихого  океана  уже  как  «Лейтенант  Бураков».
Построенный  в  Германии  фирмой  «Шихау», миноносец  считался  самым  быстрым  кораблём  среди  других  миноносцев  эскадры. Он  развивал  небывалую  скорость  в  33  узла, превосходя  японские  миноносцы. Эта  особенность  корабля  и  стала  определяющей  в  использовании  его  для  поддержки  связи  с  местом  расположения  Главнокомандующего  армией  и  флотом – Наместником  Его  Императорского  Величества  генерал – адъютантом, адмиралом  Е. И. Алексеевым, выбиравшем  нейтральные  порты  Китая.

Сергей  Степанович  вспомнил, как  командир  1 – го  отряда  миноносцев, куда  входил  его   «Лейтенант  Бураков»  капитан  2  ранга  Евгений  Пантелеймонович  Елисеев, просто  «Пантелеич»  шутливо  говорил  ему:
«Лейтенант, готовь  своего  скорохода  к  прорыву, пойдёшь  на  поклон  к  Наместнику, верю  в  тебя, прорвёшься.»

Это  была  очень  трудная  задача: пройти  незамеченным  мимо  блокировавших  Порт – Артур  японских  кораблей, проникнуть  в  Жёлтое  море, Бохайский  залив, ничем  не  выдав  своего  присутствия, доставить  курьера  или  секретные  документы  в  нейтральные  китайские  порты  Чифу  или  Инкоу, где  была  ставка  Алексеева  Е. И., и  отправиться в  обратный  путь  с  его  распоряжением. Сергей  Степанович  во  многом  был  обязан  своему  штурманскому  офицеру  Евгению  Сергеевичу  Гернет, который  сам, без  лоцмана, проводил  «Лейтенанта  Буракова»  по  опасному  пути.
«Как  он  сейчас  и  где? « - с  теплом  вспоминал  Долгобородов  штурмана. К  тому  же  верными  союзниками  удачных  прорывов  миноносца  стали  ночи, ненастная  погода  и  быстрый  ход  с  коорданатами.

Приказом  Наместника  Е. И. В. на  Дальнем  Востоке  № - 505  от  18. 06. 1904  года  «За  отличную  распорядительность  и  мужество  при  исполнении  особо  важного  поручения  на  миноносце  «Лейтенант  Бураков»  С. С. Долгобородов  получил  орден  св. Владимира  4 – й  степени  с  мечами  и  бантом.

 

Вполне  оправившийся  от  тяжёлого  ранения, полученного  в  Порт – Артуре, С. С. Долгобородов  вернулся  на  флот, на  Балтику. С  1907  по  1909  годы  был  командиром  эсминца  «Послушный», перевёлся  на  посыльное  судно  «Азия». «За  отличие  по  службе»  получил  звание  капитана  1  ранга. Стал  Георгиевским  кавалером,  обладателем  Золотого  оружия  и  целого  ряда  иностранных  наград. Перед  революцией, уходя  в  отставку  контр – адмиралом, будучи  директором  Инвалидного  дома, основанного  ещё  императором  Павлом I  в  Петербурге, проявлял  неустанную  отеческую  заботу  о  моряках – ветеранах, таких  же, как  и  он  сам, защищавших  Родину.
ПОСЛЕДНИЕ  ГОДЫ  ЖИЗНИ  С. С. ДОЛГОБОРОДОВА  ОСТАЛИСЬ  НЕИЗВЕСТНЫМИ, НО  ОН  НАВСЕГДА  ОСТАЛСЯ  В  ИСТОРИИ  ОБОРОНЫ  ПОРТ – АРТУРА  ОТВАЖНЫМ  КОМАНДИРОМ  БЫСТРОХОДНОГО  МИНОНОСЦА  «ЛЕЙТЕНАНТ  БУРАКОВ», ВЫПОЛНЯВШЕГО  ОСОБО  ВАЖНЫЕ  ЗАДАНИЯ  1 – Й   ЭСКАДРЫ  ТИХОГО  ОКЕАНА.

Примечания:  Коорданат -  уклонение  корабля  в  сторону  от  прежнего  пути  с  целью  избежания  опасности, маневр  делается  в  обе  стороны – вправо, влево.               
                Мечи  и  бант  к  ордену  указывали  на  то, что  орден  получен  за  участие  в  боевых  действиях.

13  января  2019  года.                Вячеслав  Прытков.