Свидание с Булгаковской Маргаритой. 1

Екатерина Пудовкина
Полную версию произведения Вы можете скачать или прочитать бесплатно на Литрес.ру.

В ночь июньского полнолуния я в очередной раз решила перечитать роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Чтение закончилось на рассвете, и потому до завтрака ради себя любимой и любимого моего здоровья, решила пробежаться по парку, расположенному недалеко от дома, однако, услышала, как «… в замке двери тихонько поворачивается английский ключ»! Не успела я набрать на мобильном телефоне номер полиции, как передо мной возникла красивая молодая женщина. Она протянула мне руку и задиристо произнесла:

– Привет, не надо никому звонить, я – Маргарита! Можешь не представляться, ты – Татьяна, и я о тебе все знаю! Называть тебя буду Та.
– Но, я с вами не знакома, – так же задиристо ответила я, одновременно вспомнив название первой главы романа: «Никогда не разговаривайте с неизвестными».
– Ерунда, ты меня прекрасно знаешь, я Маргарита. Булгаковская Маргарита. Затем она прошла к окну и села в кресло, стоящее у письменного стола, за которым я, последние пять лет, провожу большую часть своего свободного времени.

– Вновь перечитЫвала? – спросила Маргарита, указывая на потрепанный пятый том собрания сочинений Булгакова издания 1990 года.
– ПеречитАла.
– Счастлива?
– Безумно!
– Понятно, безумно счастлива! А почему? Что-то опять отыскала новенькое в тексте Михаила Афанасьевича? – продолжала придираться Маргарита.

– Зачем ты пришла? – ответила я вопросом на вопрос, переходя на «ты».
– Мне необходимо с тобой поговорить.
– Именно со мной?
– Да, именно с тобой. Я так решила.
– Что значит решила? Если ты решила, это не значит, что меня устраивает твое решение.

– Послушай, Та, я появилась в Москве вчера около десяти часов вечера, прошла весь Арбат, погуляла по переулкам, каким-то образом оказалась на большой широкой улице, зашла в книжный магазин и купила роман «Мастер и Маргарита», спасибо Михаилу Афанасьевичу, что написал и обо мне, да еще пару книг: "Путеводитель по роману" и "Арбат нашего детства".

– И что? – задала я вопрос еще боле вызывающим тоном – мне совсем не нравилось, что она называет меня Та.
– Не сердись, пожалуйста, не сердись. До самого рассвета я бродила по переулкам, затем расположилась на какой-то лавочке Никитского бульвара и прочла все три книги…

– Но, ты ведь появилась в Москве не для того, чтобы читать книги? – прервала я Маргариту.
– Я хочу, чтобы ты ответила мне на несколько вопросов. Их немного, и потом я сразу уйду. Ответишь? Обещаю, перебивать не буду, – заявила гостья, и вдруг «глаза ее заискрились, как бриллианты, освещенные солнцем» и уже совсем иным, каким-то колдовским тоном произнесла:
– Послушай, ты и особняк, в котором я жила, отыскала?

«Ведь сколько же раз я говорил вам, что основная ваша ошибка заключается в том, что вы недооцениваете значение человеческих глаз. Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза – никогда», – услышала я внутренний голос, который шептал мне слова Саввы Потаповича Куралесова.

– Можно и так сказать, – копируя интонацию Маргариты, ответила я.
– В общем, пока все не расскажешь, я отсюда не уйду!
– Небольшое лирическое отступление! Как насчет блинчиков и кофе на завтрак? – задала я вопрос Маргарите, от которого она вздрогнула, но через секунду вновь овладела собой:
– Та, мои вопросы только по трем главам: Маргарита, Крем Азазело и Полет, а на лирическое отступление я, конечно, согласна.

– Хорошо, – охотно ответила я, – пойдем на кухню, а вопросы обсудим после завтрака, но только начну я свой рассказ здесь, а продолжу его на Арбате, так что придется тебе со мной вновь на троллейбусе прокатиться, правда боюсь, что тебе поездка в нынешних троллейбусах вряд ли понравится.
– И отчего же?

– Ты ездила в советских троллейбусах темно-синего цвета, которые имели деревянный каркас с металлической обшивкой, двигались быстро, со скоростью аж до пятидесяти километров в час! Михаил Афанасьевич особо указал в романе, что ты ехала по Арбату, «откинувшись на удобную, мягкую спинку кресла в троллейбусе» по так называемой второй линии маршрута троллейбуса №2, открытие которой состоялось в декабре 1934 года. Этот маршрут проходил от Дорогомиловской заставы до площади Революции по улицам Большая Дорогомиловская, Арбат, Коминтерна и Охотный ряд…

– Все верно, – продолжила Маргарита, – в салоне всегда было тепло, он отапливался в холодное время, имел 37 мягких кресел, сама считала, в нем были не только никелированные поручни, и сетки для багажа, но и зеркала, вот только двери, кроме передней, открывали кондукторы, а переднюю дверь открывал водитель.

– А сегодня Арбат пешеходный, но мы все равно будем добираться до него троллейбусом, тоже синего цвета, очень даже удобным, и отапливаемым в зимнее время, но…
– Что делать! – перебила меня Маргарита, – я давно мечтала побывать там, где я жила до того, как все случилось, поэтому троллейбус – это не самое главное, в том, что происходит со мной сейчас. Скажи, как ты искала мой особняк?
– Сначала кофе и блинчики!

После завтрака мы расположились в гостиной за большим круглым столом, на котором я разложила множество страничек из моей древней папки с названием «Удивительная книга. Булгаков». К этому времени меня мучил только один вопрос: зачем Маргарита пришла и именно ко мне. Поверить в то, что эта дама появилась в Москве, например, благодаря машине времени Ивана Васильевича, я не могла.

– Та, отвлекись, не задавай себе вопросы, на которые сегодня у тебя не будет ответов. Я действительно Булгаковская Маргарита, ну, а если тебе хочется узнать почему я пришла именно к тебе, прими, по умолчанию, от меня такой ответ: потому что ты родилась в день рождения писателя. Итак, давай начнем. У нас не так много времени, в десять вечера я должна исчезнуть. Глава 19. Маргарита. Я хочу, чтобы ты показала мне мой особняк!

– Понятно! Нисколько не сомневалась, что это будет первый вопрос! Ну, что ж, сообщаю тебе свою версию: твой особняк располагался в Дурновском переулке.
– Располагался? Ты хочешь сказать, что его уже нет? Как же так? Но, почему? Ты должна перечислить мне все свои аргументы!
– Хорошо. Вначале я, неоднократно перечитывая роман и анализируя информацию из иных источников, так или иначе имеющих отношение к тексту, решила разобраться где же мог на самом деле располагаться особняк?

На севере от улицы Арбат или на юге? «Маргарита Николаевна со своим мужем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата».
Ответ нашла в книге «Арбат нашего детства» Владимира Потресова, ты эту книгу купила вчера. «Любопытно, что многие путают исторический район Арбата с Пречистенским. Многовековое деление Москвы на «части», разумеется, менялось. Тем не менее Арбатская часть (иногда 1-ая и 2-ая части) всегда находилась севернее Арбата. Более того, южная, нечетная сторона самой улицы размещалась в Пречистенской части…»

Я нашла карту Москвы 1901 года, вот она, посмотри, верхняя слева. На ней хорошо видно административное деление города в районе улицы Арбат. Пойдем с севера на юг: 1АР, 2АР, 2ПР и 1ПР, что означает Арбат1, Арбат2, Пречистенка2 и Пречистенка1. Граница между1АР и 2ПР проходит по Дурновскому переулку, Собачьей площадке и частью Молчановки. Продолжая изучать старые карты Москвы, я неожиданно увидела большое различие между картой 1935 года (сверху справа) и 1937 года (внизу).

Мне стало интересно, в связи с чем такое различие? Ответ очень простой. Открываем компьютер по адресу https://diletant.media/articles/36470233 и читаем, что в соответствии с Постановлением СНК СССР, ЦК ВКП (Б) от 10.07.1935 № 1435 «О Генеральном плане реконструкции города Москвы», в Москве, в период до 1945 года планировалась реконструкция Арбатской площади (пункт 9) и строительство новой магистрали (пункт 10), включающей улицу Новый Арбат, дающей возможность стыковки Арбатской площади с Можайским шоссе.

Смотри, магистраль должна проходить от Арбатской площади по направлению Большая Молчановка, Собачья площадка, Кречетниковский переулок, далее по Новинскому переулку до Москва-реки, затем через мост до площади Дорогомиловской заставы.
И вот тогда я все поняла!

Понимаешь, дело в том, что как только я, в очередной раз начинала читать Главу 19, так сразу останавливалась на словах «Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу – особняк еще цел до сих пор.»

Что означает «до сих пор»? Очень ветхий, но в нем продолжают жить люди, или, например, давно ходят слухи, что будет снесен по иной причине, несмотря на то что прекрасен и радует жильцов. Я выбрала для себя вторую версию (из описания твоей жизни в особняке, я не могла назвать его ветхим), и, сопоставив карты 1935 и 1937 годов, начала искать особняк там, где планировался снос жилых и нежилых домов, а именно в треугольнике  «Собачья площадка – Дурновский переулок и Кречетниковский переулок».

– А на основании чего, ты выбрала именно Дурновский переулок?
– На основании начала маршрута твоего полета, но об этом я расскажу позже. Мне продолжать? Ты, если я не ошибаюсь, обещала не перебивать. 
– Продолжай, капризная ты моя, – ответила Маргарита и глаза ее заискрились с большей силой. 

Продолжение "Свидание с Булгаковской Маргаритой 2.
http://www.proza.ru/2019/01/15/2070