Песнь жизни. Фрагмент 26

Лидия Сарычева
Начало: http://proza.ru/2018/11/24/20


   Медленно двигаясь к комнате, Дайнис чувствовала себя разбитой.
  "Всё напрасно! Мечты, стремления оказались бессмысленны! Одним жестоким приказом Сариан Аторм уничтожила меня. Я  жила для того, чтобы мстить теневым. А теперь буду служить калеке до конца своих дней!"   
   До самого вечера пролежав в постели, воительница не  ходила на ужин. Поздно ночью она тихо встала, увязала в небольшой узел скромные пожитки. Дайнис знала, что отправится во дворец.
  "Я не умею ничего, кроме воинского искусства. Женщина-воительница нужна только на королевской службе. В наёмники и вышибалы берут одних мужчин.   Стать воровкой или нищей - неприглядное ремесло.  Придётся прожить жизнь до конца, выпив до дна чашу горя, впрочем, как и многие на этой земле. Хорошо бы умереть молодой, если судьба позволит."
   
На рассвете воительница отправилась к Сариан. Лицо её стало холодным, из него исчезли все краски.
   Сев на лошадь, девушка, словно марионетка, поехала вслед за женой маршала. Она не замечала, как мимо летит дорога, ей было всё равно куда скакать.
   Они проезжали через какие-то деревни, ночевали на постоялых дворах. Дайнис ехала, спала, снова двигалась, всё точно в полусне.
   Глядя на неё, Сариан начала страшиться, что совершила непоправимую ошибку.
   В столицу прибыли поздним вечером. Великолепие королевского дворца не поразило Дайнис, она его не заметила.
  "Завтра я увижу слепую. Да, да, я на неё посмотрю!" -
 воительница рассмеялась. 
"Я на неё взгляну, а она на меня нет, и никогда глядеть не сумеет!"
   Упав на постель , Дайнис заснула. Несмотря на душевную боль, сон оказался крепким.
   На утро девушка встала бодрой. Первым, что она заметила поднявшись с постели, была одежда королевских гвардейцев бордового цвета, которая шла к стройной фигуре.
   Одевшись, телохранительница принялась ждать указаний.
   Вскоре пришла молодая служанка. 
-  Тебе всё покажут, – щебетала она. – Госпожа Дийсан хорошая, совсем не капризная. Прислуживать ей очень легко.
  "Да замолчит она или нет? Так бы и стукнула по голове!"
   Когда служанка помогла Дайнис закончить туалет, та продолжила ждать.

   Дверь открылась. В комнату вошла Сариан.
-  Ты готова?
-  Да.
Проведя девушку извилистым коридором, жена маршала подошла к покоям в его конце.
-  Кто пришёл ко мне? – спросила менестрель когда дверь открылась.
-  Дийсан, это я, Сариан Аторм. Я прибыла представить тебе личную служанку и телохранительницу.
   Та, кого назвали, поднялась. Калека была высокой, она была даже красивой. Зелёное платье, украшенное серебром, спадая вниз лёгкими складками, подходило к отстранённым глазам. Клара Тивель постаралась на славу, не подвели и дворцовые мастера. Замеченная Дайнис палка, что стояла в углу, была из хорошего дерева, лёгкая, прочная. Золочённую ручку украшал небольшой изумруд.
-  Я же говорила, мне нужна обычная служанка, как у других леди. Зачем мне телохранительница?
–  Ты слишком важна для королевства, чтобы подвергать твою жизнь опасности. Едва ли умение разбудить чашу силы придётся по нраву Велериану и Вирангату. Теперь у тебя на службе находится Дайнис Кармент, она хорошая воительница, а ещё симпатичная девушка.
-  Ну ладно, раз вы так настаиваете. Дайнис, скажи что-нибудь. 
-  Я здесь.
 И больше ни слова.
–  Пожалуйста, протяни мне руку,  чтобы мы познакомились поближе.
   Пальцы  оказались холодными и немного дрожали.
   
Сариан ушла, девушки остались вдвоём, обе не представляли, что делать дальше.
   "Как способна калека быть Аларъян? Как она разбудила чашу силы? Если я того не могу? А слепая калека может?" - Дайнис в такое не верилось.
   Дийсан слышала, служанка стоит и молчит, только сопит очень громко.
   "Вот навязали ещё на мою голову! Какая воительница захочет служить калеке? Сейчас прикажу и пусть слушается, я всё-таки знатная леди."
-  Дайнис, иди к себе, я думаю, дверь в комнату ты видишь, пока ты мне не нужна. Когда понадобишься, я сама тебя позову.
-  Да, госпожа.
   "Стукнуть бы её хорошенько, чтобы не заносилась, вместо того, чтобы повиноваться!"

   Оставшись одна,  телохранительница заплакала, зарывшись лицом в подушку. А Дийсан, немного позанимавшись вышивкой, собралась идти обучаться верховой езде. Неделю назад Эрин принялась выполнять решение, обещанное в дороге. Хотя  менестрелю объяснили, телохранительница должна ходить с ней повсюду, но Дийсан не собиралась брать ту в конюшню вместе с собой.

   Услышав звук шагов и лёгкий скрип двери, Дайнис выскочила из комнаты, подбежав к калеке,  резко схватила ту за руку повыше локтя.
-  Во-первых, надо спрашивать, берут тебя с собой или нет. Во-вторых, никогда меня так не хватай, а то я от испуга и умереть могу! 
Менестрель резко вырвалась.
-  Когда вы споткнётесь или заблудитесь, отвечать придётся мне. Давайте, я вас поведу, вы же совсем не видите, - телохранительница говорила с ней, словно с капризным ребёнком.
-  Нет уж, отвечать за всё придётся мне, и за тебя в том числе, потому что ты служанка, а я госпожа, так что изволь меня слушаться.
   Калека неторопливо пошла вперёд. Дайнис последовала за ней. Она смотрела, как госпожа трогает пол и стены палкой, которая слегка стучит.
  "Значит, она может ходить сама только вот так. Фу, ни за что бы так не хотела!"
Девушка передёрнулась от невольного страха и отвращения. 

   Дойдя до конюшни, менестрель поняла, она не хочет открывать тяжёлую дверь, до смерти боясь ездить верхом. 
Однако, гнедая кобыла, которую выбрали для особой наездницы, была смирная и послушная. Тау, так звали лошадь, выросла в кадских конюшнях. Они считались лучшими в Алкарине. Говорили, предками тамошних лошадей были кони из огромных степей где-то за Велерианом. Прекрасных жеребцов разводил кочевой народ. За века существования стены порода ухудшилась, но иногда в конюшнях рождались небольшие лошадки, невзрачные на вид. Они то и были самыми преданными друзьями людей.  Дийсан только приучала кобылу к себе. Под присмотром Эрин и конюха она училась чистить её и седлать, кормила с руки.
-  Лошади, как человеку нужна и любовь, и ласка. Стань Тау надёжным другом, тогда  она верна тебе будет и жизнь за тебя на войне отдаст, если понадобится, - говорил старый конюх. Ученица внимательно слушала.
  "Неужели я должна её полюбить? Она же огромная! То ржёт, то фыркает, и  ещё неприятно пахнет."
-  Дий, а я было решила, ты уже не придёшь, – раздался справа весёлый голос подруги.
-  Так я сама думала, что здесь не появлюсь. И вчера была в этом уверена, и позавчера в себе сомневалась.
-  Зато твой костюм для верховой езды сегодня портниха мне отдала, так что идём примеряться. Он зелёного цвета. Клара любит для тебя зелёное шить, чтобы хорошо подходило к глазам.
   Дочь маршала заметила Дайнис.
-  Дий, ну и суровая у тебя служанка. Как будто только вина выпила, что в уксус перебродило. Ты держись от неё подальше или лучше у принца Айрика нож попроси, чтобы в постель положить, от телохранительницы защититься.
Бард улыбнулась.
   Подруги пришли в комнатку для конюшенных слуг. Дайнис спешила за ними, как тень.
  "Вот бы служить такой! Самой дочери маршала. Я бы надёжно прикрывала отважную спину, но меня на всегда отдали калеке!"
   Достав из свёртка костюм, Эрин аккуратно разложила его на столе.
-  Вообще-то, заниматься подобной работой должна ты. Хорошо, что здесь оказалась я, а не другие придворные дамы, они бы ещё похлеще тебя отчитали. Дальше справляйся сама. И смотри, если услышу хотя бы намёк о плохой службе, тебе не поздоровится!
   Дочь маршала взглянула на телохранительницу так, что та похолодела.
-  Ладно, Эри, она со мной только первый день, ещё успеет привыкнуть. И защищать меня отлично научится. А если что, я сама за себя постоять сумею.
-  Понимаю, но если бы ты только её видела!
-  Не волнуйся, зато я голос прекрасно слышу. Кажется, такой  холод огромный лесной пожар затушить бы сумел! 
Эрин весело расхохоталась.

  Осмотрев костюм, Дайнис поняла, что сумеет правильно подать его госпоже. Это
была мужская одежда воинского покроя, служанка носила в крепости точно такую же.
   Как только подруга оделась, Эрин придирчиво её оглядела.
-  О, да тебе, как и мне идёт мужская одежда. Ты смотришься в костюме отлично. Самое время оседлать лошадь и прокатиться на ней. 
-  Уже так скоро?
Вопрос прозвучал удивлённо.
 - Конечно, чего медлить? Красивому костюму полагается хорошая наездница, вот и пора ею стать.
-  Ох, думаю, это едва ли случится, но какой-то  наездницей  верится, сделаюсь.

   В конюшне Дийсан искала Тау, с трудом пробираясь среди стойл.
  "Здесь столько лошадей!"
Касаясь перегородок палкой, Дийсан отыскала нужное место, шестнадцатое в четвёртом ряду.
   Увидев хозяйку, Тау приветливо фыркнула. Менестрель погладила лошадь по крупу и холке, дала припасённое яблоко со своей руки. Доверчиво ткнувшись в ладонь, Тау щекотала её мягкими губами.
   "Странное ощущение. Неужели это огромное существо, что не умеет говорить, может привязаться ко мне?"
   Дома девушка не дружила с лошадьми и собаками. В детстве она их остерегалась. Ржут, рычат, могут наброситься и затоптать.

-  Теперь седлай её, – крикнула Эрин. Она гладила свою белоснежную кобылу, по имени Раи. Лошадь просто переполняло довольство и веселье.
   Призванием Аларъян девушки был уход за животными. Немного силы в корме, лёгкое исцеление и они никогда не заболеют, проживут необычно долгую жизнь.
   Удивительный дар подруги восхищал Дийсан.
  "Замечательно, отдавать частицу себя другому живому существу, пусть оно совсем не такое, как ты. Мои песни приносят в мир лишь несколько минут грусти или облегчения. Хотя, оживить чашу силы, оказывается, огромный дар. "
   Поставив трость в угол, Дийсан принялась ощупывать упряжь Тау. Оседлать лошадь - нелёгкая наука.  Ученица услышала, как сзади подошёл конюх, но старик молчал, не делая ни одного замечания.
 "Неужели он думает, что приблизился без всякого шума? А может, я просто слишком подозрительна? Звуки всегда выдают человека. У конюха тяжёлые, медлительные шаги."
   Дийсан трудилась долго. Каждый ремешок, каждая застёжка должны быть тщательно прилажены.
    В последний раз потрогав проделанную работу, ученица довольно вздохнула.
-  Неплохо, теперь пора её выводить, - конюх говорил неторопливо.
Взявшись за поводья, менестрель позволила лошади идти впереди себя.
-  Она сама знает дорогу. Мне нужно научиться доверять моей кобыле. 
   Тау правда вышла на улицу. Почувствовав движение воздуха, Дийсан напряглась, стараясь остановить лошадь.
-  Сто-ой! Мы уже во дворе.
   Кобыла замерла.
-  Молодец, – прозвучал одобрительный голос Эрин. – Теперь то и начнётся самое трудное. 

   Перед тем, как попробовать сесть на лошадь, ученица долго осматривала рукой стремя, измеряла высоту от него до луки седла. Наконец, решившись, она ухватилась за лошадиную холку и закинула ногу. Балансируя почти на весу, менестрель  испугалась, поняв, что не может закинуть вторую. Кобыла сама переступала копытами, лошадь слишком высокая и неустойчивая.
   От страха Дийсан вскрикнула. Испуганная Тау рванулась вперёд, волоча наездницу по земле. Та никак не могла выпутать ногу и удержаться в седле тоже не сумела. Конюх и Эрин двойными усилиями остановили лошадь. Почувствовав, что свободна, бард поднялась с земли и принялась отряхиваться.
-  Может, я зря решилась обучать тебя верховой езде?
Голос подруги звучал смущённо и виновато.
-  А разве другие люди не падают с лошадей? Сейчас попытаемся снова.
Менестрель успела прийти в себя.
Внезапно к ней подбежала Дайнис, и принялась изо всех сил отряхивать пыль с одежды.
-  Я думала ты поняла, меня не надо касаться без предупреждения. Лучше бы ты лошадь так останавливать бросилась, чем сейчас меня трясти. 
   Телохранительница молчала.
  "Когда калеки не садятся на коней, тогда они с них не падают. Беспомощным нечего равняться со здоровыми."
   Однако, служанке пришлось признать, госпожа хорошо отряхнулась и поправила причёску.
   Справившись с собой, она снова подступила к лошади. Погладив Тау по крупу, Дийсан решительно сунула ногу в стремя. Повиснув в воздухе, она снова боялась. Сдержавшись, наездница перекинула ногу через луку седла и, наконец, попала туда куда нужно.
  "Ура, я залезла на лошадь! Сижу одна без никого!"
 Хотелось смеяться, но вместо этого пришлось крепко вцепиться в поводья, удерживая Тау на месте.
-  Поехали шагом, – крикнула Эрин. – Слушай, как звучат копыта Раи, правь на слух, как мы показывали. 

   Слегка отпустив поводья, наездница почувствовала, лошадь пошла вперёд. Слыша цокот копыт другой кобылы, Дийсан ехала прямо.
-  На сегодня хватит, поворачивать не будем, – сказала  дочь маршала, спрыгнув с лошади.
   Менестрель сошла с Тау очень осторожно. Вернув кобылу в конюшню, она расседлала её и почистила и только тогда отправилась во дворец.

   У себя в покоях Дийсан с сожалением сменила мужской костюм на платье.
-  Помоги мне с застёжками, – приказала она и замерла, повернувшись к служанке спиной. – Теперь убери костюм в шкаф, там есть крючки. Когда повесишь, осмотри, хорошо ли я одета. Исправь, всё что я пропустила, если чего-то не умеешь, тогда позови других служанок, пусть научат тебя, что надо делать. 
-  Здесь нечего исправлять.
-  Вот и хорошо, смотри, если обманешь меня хотя бы один раз, больше я тебе никогда не поверю.
-  Да, госпожа.
   Покончив с туалетом, Дийсан села за столик для вышивания. На нём поместилась не начатая работа: квадратное полотно чёрного цвета без единого стежка.
-  Это белый цвет? 
Госпожа показала нитки.
-  Да, белый.
-  Всё, мне ты пока не понадобишься, можешь идти, заняться своими делами.
-  У меня нет никаких дел, госпожа. Я должна быть рядом, я - ваша телохранительница.
-  Никто не убережёт человека от его судьбы. Прости, что тебя приставили ко мне. Я просила о личной служанке, она мне и правда  нужна.
-  Что же это за чаша силы? Из-за которой меня приковали к вам, забрав из воинской крепости, уволив со службы.
-  В её глубине живёт Алар, что дарит свет клинку. Наполнившись огнём, оружие в руках обычного воина сумеет убивать теневых.
-  Что? И в моей руке тоже?
-  Конечно же, и в твоей. Поверь, Дайнис, мы успеем попасть в сражение. Боюсь, эта война продлится долгие века. А если  закончится, то совсем не так, как хотелось бы людям.
   Телохранительница молчала, начав многое понимать.
  "Так моя служба,  оказывается,важна. Какая разница, что я рядом с калекой, если обычный воин сумеет убить теневого, когда его меч наполнит Алар. Я тоже смогу отомстить, как всегда мечтала. Ради этого можно вынести неприязнь к госпоже!"

    Дийсан начала рукодельничать. Она решила вышить  Раи, кобылу Эрин, стоящую на траве. Менестрель с детства знала, трава зелёная, спросив у подруги, она запомнила, Раи белая. Приступая к работе,  Дийсан долго обследовала кобылу, запоминая её руками, дальше заказала деревянную форму лошади дворцовому мастеру. Проводя стежок, бард вспоминала, как не любила вышивку в замке отца, хотелось всё время находиться на свежем воздухе, неважно трудиться или играть. А теперь вышивка унимала сердечную тревогу. Дийсан до смерти надоело находиться в бездействии.  Обучение этикету, пение для знатных - вот и все дела, что заполняли дни.
  "Говорят, скоро  в столицу прибудет Таниари Гильден – главная наставница школы Аларъян, и ожидание завершится. Наставница научит меня пользоваться силой и узнает, есть ли дар у Айрика. Пусть приезжает поскорей. Сколько можно томиться бездельем?"

   Вышивание закончилось, когда молодая служанка принесла приглашение от королевы петь на приёме сегодня вечером.
   "Жалко, я не увижу Айрика до самой ночи. Он отказывается посещать приёмы. Кажется, он их страшится."
   Улыбнувшись, девушка принялась готовиться к вечеру. Дайнис пришлось постигать тонкости прекрасного туалета: наряжать госпожу, укладывать волосы.
   "Ура, я ей несколько прядей выдернула, а она терпеливо молчит. Можно делать так каждое утро, чтобы доставить себе удовольствие."
Служанка мстительно улыбнулась.
    Закончив туалет, они с телохранительницей прибыли в зал для приёмов.
   Увидев Дийсан, Риен захотела услышать пару песен о мире. Последние дни королева прожила в постоянной досаде.
   "Амир плетёт против соперника интриги, что шиты белыми нитками. Мой наивный сынок, нет в нём истинного коварства. Зато у Айрика Райнара его вероятно немало. Мрачный, замкнутый. Что творится в потёмках дикой души?"
Сердце Риен не хотело отдавать новому принцу престол, только она не имела права переписать вековые законы.
  "Если бы он утратил медальон! Тогда бы никто его не узнал, он был бы давно повешен."
Дийсан запела о любви, а правительница подумала о смерти.
   "Она подходит ближе, с годами силы истаяли. Дармелина и Ники продлевают ей дни, но однажды старания окажутся бесполезны. Перед смертью хотелось бы знать, что Алкарин выстоит, и престол займёт достойный. Раз юность была счастливой, умереть тоже хочется с надеждой."
   Когда мирный мотив отзвучал, менестрель запела о войне, того хотели придворные. Молодые слушали сказание, затаив дыхание от восторга.
   "Я их не понимаю! Мне хватило крови Амрала, что в страшный час пролилась на постель. Я не была на войне, но долгие годы сражалась с ней. Всё, пора отдыхать! Пусть воюют другие!"
   Королева удалилась.   Приём продолжался. Дийсан пела о разном: об озорстве и грусти, про любовь и подвиги.
   
Когда вечер закончился, менестрелю хотелось мчаться к себе бегом, только мешало присутствие Дайнис. В покоях её встретит Айрик. Надежда была не напрасна. 
-  Ну как, развлекла пением знать? - раздался в тишине родной голос.
   Юноша сидел в кресле рядом с постелью.
-  Сегодня я много им пела. А с тобой бы могла и потанцевать, если бы ты только решился прийти на приём.
-  Зато я тебе свиток со сказанием принёс. Сейчас почитаю, когда твоя новая служанка к себе в покои удалится.
-  Так вы  правда наш принц! А я думала, всё глупые сплетни. Вы давным-давно погибли. Или Вас вообще на свете не было.
-  Да, я живой, как видишь. Значит на свете я не только был, но и есть.
   "Ну и служанку для Дий подобрали, не могли приставить кого-то повеселей." 
   В последнее время Айрик привык к алкаринцам, словно забыв, что они враги. Некоторые принцу нравились: например леди Сариан. Она по-прежнему приходила к нему, рассказывала об Алкарине, показывала придворные манеры. Видя её улыбку, Айрик переставал ершиться, а слушал и многое повторял.
   
Однажды заглянув в библиотеку, Наркель Ирдэйн предложил принцу разъяснить сложные места в книгах, что тот читает. Сначала он отказался. Тогда канцлер, сев за стол,  принялся что-то писать. Пару дней он так и ходил, пока не настала минута, когда желание понять неизвестное, оказалось сильней враждебности.
   Поборов раздражение и неловкость, Айрик сам обратился за помощью.
Так началось его обучение у канцлера. Вскоре наставник увидел  глубокую пропасть и тонкий мостик через неё. Для будущего правителя Айрик знал слишком мало, для нищего очень много.
"Что, если бы он погиб? Так и не узнав себе настоящую цену?!"
Такая мысль вызвала душевное беспокойство. Стремление к знаниям и наблюдательность неизменно влекли к себе сердце Наркеля. Принц учился с большим интересом.
   Сталкиваясь с  трудным, он не отступал, а старался его понять, докопаться до правды. Однажды Айрик осознал, мир сложен. Это открытие одновременно устрашило и привлекло юношу. Он с сожалением убедился, всех людей нельзя сделать богатыми, а если богатые превратятся в бедных, счастья тоже не получится. Пока существует Вирангат, никто не будет жить хорошо, а станет ли жизнь лучше после гибели ледяной страны, тоже неясно. Но после исчезновения тьмы, хотя бы родится надежда на изменения.
   Айрик не мог понять, на кого больше хотел походить, на Дальнира Аторма или на Наркеля Ирдэйна. Но раз канцлер был рядом, ученик невольно повторял его жесты, манеру говорить, пусть это звучало смешно, когда он ненароком вставлял в солидную речь словечко нищего.
   Со временем юноша догадался, его обучают быть принцем. Однако, дороги назад больше не было. Он привык есть досыта, хорошо одеваться, а главное его манили знания о жизни целой страны, и очень нравился канцлер.

-  Ну раз я принц, а ты служанка , так и  иди в свою комнату, ты нам здесь не нужна.
   Дайнис ушла, напоследок сверкнув глазами. Менестрель села на колени Айрика, удобно устроила голову на надёжном плече, он приступил к чтению.
   Айрик читал спокойно, но негромкий голос тонко передавал чувства, что хранило для всех сказание.
   Дийсан услышала, как королева сначала потеряла на войне короля, дальше - всех сыновей. Собрав последние силы Алкарина, она жестоко отомстила врагам, но династия прервалась.
-  Что же случилось дальше? Я думаю междоусобица, так всегда происходит при смене власти.
-  Да, страшная кровавая смута. После неё трон оказался в руках Райнаров. Дий, понимаешь?! Короли никогда не живут хорошо! Они воюют, заставляют народ жить по закону, конечно, если это хорошие правители. Против них плетут заговоры, иногда убивают. Если мне обучиться ремеслу, ну ладно, даже стать воином, чтобы сразиться с Вирангатом, я буду возвращаться к тебе каждый вечер, чтобы ты встречала меня после дня труда. Ты будешь петь в хорошей таверне – всё как у других людей.
-  Да, Айрик, я последую за тобой, куда бы ты не ушёл! Я стану ждать тебя и встречать.
   Юноша перенёс менестреля в постель. Он прижался к ней, как прежде горячий, но теперь он пах по-другому, наверное меньше улицей и больше собой самим.
  "Мы уйдём! Настанет замечательный день, когда мы убежим отсюда!"
Дийсан заснула, доверчиво прильнув к нему.

   Айрик проснулся на рассвете. Двигаясь неслышно, чтобы не разбудить любимую, он, одевшись, отправился в свои покои. Дворец спал, только немногие слуги видели, как он идёт по коридору, но они будут молчать. Так было испокон веков, и будет всегда, короли и принцы посещают постели фавориток.

Продолжение здесь: http://proza.ru/2019/01/16/1531