Прозарушник - взгляд из подполья

Бармин Виктор
                Прозарушник - взгляд "Из подполья".

                "Ты в этом роде и пиши"
                (Ап.Григорьев (Из воспоминаний Ф.М.Достоевского)

                "А впрочем: о чем может говорить порядочный человек
                с наибольшим удовольствием?
                Ответ: о себе.
                Ну так и я буду говорить о себе"
                (Ф.М.Достоевский "Записки из подполья")

                "Разве сознающий человек может сколько-нибудь
                себя уважать?.."
                (Ф.М.Достоевский "Записки из подполья")

                ***

           Начну с объяснения. По-моему, оно просто необходимо для читателя, чтобы вникнуть в то, про что здесь пойдет речь. К тому, что будет изложено выше, по-моему, желательно подходить с юмором, с философской иронией, т.е. с такой иронией, которая побуждает к философским размышлениям про что-то. Поэтому здесь не просто будет показана "ироническая проза", а именно философская ироническая проза. Ведь, просто "иронической прозы" мало, надобно еще философскую, т.е. побуждающую к глубокомыслию. Ну, а коли речь пойдет о "Прозе", то, соответственно, и размышления будут о творчестве и, конечно же, о человеке. Ведь, как возможно творчество без того, кто творит. Ну, а если уж здесь будет "озвучена" тема о творчестве и о человеке, то почему бы нам не совместить несколько тем в одну. Так скажем, в одну тему сжать несколько сквозных тем и проблематик в виде некоего калейдоскопа. Ведь, по-"музыканить", следуя традиции критики российской словесности, и мы не прочь. А вдруг откроется нечто интересное, хотя бы для меня самого?.. 

           Представьте себе, что я, ну допустим, сотрудник какого-нибудь журнала. О, одного из популярных, демократических и самых либеральных журналов в нашем отечестве. Ну, например, как журнал "Проза.ру". А то, что наш журнал (говорю "наш", ведь я как бы один из сотрудников) самый либеральный, то, думаю, ни у кого не возникнет на этот счет сомнений. Ну, разве что из некоторой "партии стонущих" сотрудников. Но речь не о них, вернее, не только о них, а о таких сотрудниках журнала, которые пытаются осознать свое творчество, свое место в существовании, пусть даже и виртуальном, публикуя порой тексты на такие интересные темы, как "что для меня значит журнал-портал "Проза.ру". Вот, проблематику такой темы я и попытаюсь развернуть здесь, но развернуть как бы с совсем необычной стороны и как бы запретной, т.е. дать некоторую критику не только своему "писательству", но и критику сотрудников журнала с постановкой такого вопроса: "что для меня писательство на "Прозе" и зачем я пишу?.."

            А если я даже касаюсь и "запретной стороны", рассуждая о "задачах" журнала и критикую журнал, то разве журнал "Проза.ру" не один из либеральных журналов у нас в стране? И, вновь же,: "а какой же журнал, если нет "отделения критики"?.. Тем более, такой САМОкритики, глас которой вопиет "Из подполья"... Заметьте, ребята, ТАКОЕ придумал я. И не так важно, что "Я" на последнем месте в алфавите. Просто, мне приснился удивительный сон в виде калейдоскопа сновидений, пусть и философских. Что ж теперь, забыть такие сны? Невозможно забыть. Ведь, я проснулся при чтении "Записок из подполья" и мне открылось. И вот про то, что мне ОТКРЫЛОСЬ в "Записках..." Достоевского, я хотел бы поведать в отдельной публикации, так скажем, дать критику критики "Записок...". Ну, а здесь тема "Записок..." лишь сквозная, входящая в калейдоскоп тем, например, таких, как "Толстой и Розанов, вопросы о писательстве", но, быть может, очень значимая, для меня по крайней мере.

                ***

                "ОПЯТЬ Достоевский"?

         "Любовь есть боль. Кто не болит (о другом), тот и не любит (другого)"
                (В.В.Розанов "Опавшие листья").

               "Да, опять Достоевский, и, может быть, это повторится еще не раз...", - вот первые и едва ли не самые значимые и профетичные слова известного критика Н.К.Михайловского, давшему творчеству Ф.М. четкое и конкретное определение как "Жестокий талант", с тайной надеждой развенчать Достоевского. Именно, по зоркому замечанию Льва Шестова, "статья" Н.К.Михайловского - это ПРИГОВОР над Достоевским "и всей его деятельностью. Жестокий - значит исковерканный, изуродованный и негодный". А еще можно прибавить такие эпитеты, как "ненужный" и "лишний". Сколько "лишних" талантов на "Прозе"? Одним словом, "больной человек" и талант у него "больной". А ведь от ПРИГОВОРА Автору "Карамазовых" недалече и до героев. И наоборот, от приговоров над героями к приговору над Автором. Ведь, Иван Карамазов - это "больной человек" (Луначарский), а "карамазовщина" в образе, именно, Ивана - это болезнь (С.Булгаков). Каков симбиоз критики Н.Михайловского и Луначарского?.. Как критики Автора и его героя. Символично и симптоматично? Безусловно, еще исходя из того, а кто и каков сам критик. Но оставим сторонних "надземных" критиков там на поверхности "сознательной деятельности" и непосредственно обратимся к самому пишущему, к Автору и его символическим образам, многообещающим и многозначным...

                ***

                "Жестокая ирония" "Из подполья".

           И вот "прозарушник", увидевший самого себя глазами человека "Из подполья":

          "Я человек больной... Я злой человек. Непривлекательный я человек...
           Пусть, пусть я болтун, безвредный, досадный болтун, как и все мы. Но что же делать, если прямое и единственное назначение всякого умного человека есть болтовня, то есть умышленное пересыпанье из пустого в порожнее.

           О, если б я ничего не делал только из лени. Господи, как бы я тогда себя уважал. Уважал бы именно потому, что хоть лень я в состоянии иметь в себе; хоть одно свойство было бы во мне как будто и положительное, в котором я бы и сам был уверен. Вопрос: кто такой? Ответ: лентяй; да ведь это преприятно было бы слышать о себе. Значит, положительно определен, значит, есть что сказать обо мне. "Лентяй!" - да ведь это званье и назначенье, это карьера-с. Не шутите, это так. Я тогда член самого первейшего клуба по праву и занимаюсь только тем, что беспрерывно себя уважаю... А я бы себе тогда выбрал карьеру: я был бы лентяй и обжора, но не простой, а, например, сочувствующий всему прекрасному и высокому. Как вам это нравится? Мне это давно мерещилось. Это "прекрасное и высокое" сильно-таки надавило мне затылок в мои сорок лет; но это в мои сорок лет, а тогда - о, тогда было бы иначе! Я бы тотчас же отыскал себе и соответствующую деятельность, - а именно: пить за здоровье всего прекрасного и высокого. Я бы придирался ко всякому случаю, чтоб сначала пролить в свой бокал слезу, а потом выпить его за всё прекрасное и высокое. Я бы всё на свете обратил тогда в прекрасное и высокое; в гадчайшей, бесспорной дряни отыскал бы прекрасное и высокое. Я сделался бы слезоточив, как мокрая губка. Художник, например, написал картину Ге. Тотчас же пью за здоровье художника, написавшего картину Ге, потому что люблю всё прекрасное и высокое. Автор написал "КАК КОМУ УГОДНО"; тотчас же пью за здоровье "КОГО УГОДНО", потому что люблю всё "прекрасное и высокое". Уважения к себе за это потребую, преследовать буду того, кто не будет мне оказывать уважения. Живу спокойно, умираю торжественно, - да ведь это прелесть, целая прелесть! И такое себе отрастил бы я тогда брюхо, такой тройной подбородок соорудил, такой бы сандальный нос себе выработал, что всякий встречный сказал бы, смотря на меня: "Вот так плюс! вот так уж настоящее положительное!" А ведь как хотите, такие отзывы преприятно слышать в наш отрицательный век, господа"
                (Ф.М.Достоевский "Записки из подполья")

           С иронией перефразирую Ф.М., например: кто такой? Ответ: прозарушник. "Прозарушник!" - "да ведь это званье и назначенье, это карьера-с. Не шутите, это так. Я тогда член самого первейшего клуба по праву и занимаюсь только тем, что беспрерывно себя уважаю... и "тотчас же пью за здоровье "КОГО УГОДНО", потому что люблю всё "прекрасное и высокое"..."    

           И если по определению Н.Михайловского у Д. "талант жестокий", то, спрашивается, каков талант у Василия Розанова, исходя из некоторых "записок" в "Уединенном" и "Опавших листьях". Вот так, действительно, "жёсткая ирония" В.Розанова над писателями и писательством, в особенности же над современными прозарушниками: 

           "Не понимаю, почему меня так ненавидят в литературе. Сам себе я
            кажусь "очень милым человеком"...
            Такого "мирного жителя" дай Бог всякому государству. Грехи?
            Так ведь кто же без грехов...

            Писательство есть несчастие.
            ...и, может быть, только от этого писателей нельзя судить
            СТРАШНЫМ судом... СТРОГИМ-то их все-таки следует судить...

            Чему я, собственно, враждебен в литературе?
            Тому же, чему враждебен в человеке: самодовольству...
          
            Кажется, что СУЩЕСТВО литературы есть ложное, не тО чтобы "теперь"
            и "эти литераторы" дурны: но вся ЭТА ОБЛАСТЬ дурна,
            и притом по существу своему, от "зерна, из которого выросла".
            - Дай-ка я НАПИШУ, а все ПРОЧТУТ?..
            Почему "я" и почему "им читать"? В состав входит -
           "я умнее других", "другие меньше меня", - и уже это есть грех...

            ...И литература сделалась мне противна.

            Секрет писательства заключается в вечной и НЕВОЛЬНОЙ музыке в душе.
            Если её нет, человек может только "сделать из себя писателя".
            Но он не писатель...

            Что-то течет в душе. Вечно. Постоянно. Что? почему? Кто знает? -
            меньше всего автор"
                (В.В.Розанов "Опавшие листья", "Уединенное")

                ***

                "Разве сознающий человек может сколько-нибудь
                себя уважать?.."
                (Ф.М.Достоевский "Записки из подполья")


                "слишком сознавать - это болезнь,
                настоящая, полная болезнь..."
                (Ф.М.Достоевский "Записки из подполья")

           В Примечании к 5-му тому полного собрания сочинений в тридцати томах за 1973 год выражена такая интерпретация: "...создавая "подпольного" героя, Достоевский имел в виду показать самосознание представителя одной из разновидностей "лишних людей" в новых исторических условиях" (Ф.М.Достоевский / ПСС в 30-ти т., Т. 5. Ленинград, 1973). Лев Шестов, имея необычный в своей манере взгляд на "Записки..." Д-го, ехидно бы выдал некую провоцирующую иронию. Но как бы банальна и заезжена ни была мысль в Примечаниях, а она очень занимательна в некоторой редакции. Например такой: данный текст есть одна из проб показать как бы изнутри самосознание "больного человека" в НОВЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ, показать "больное" самосознание человека творческого, как одну из причин "болезни" и, возможно, как опыт преодоления такой "болезни", которая называется творчеством человека сознающего, на некую высшую ступень иного Творчества и человека уже преображенного. Но это уже совсем другая тема, как тема очень близкая к философской теме Б.П.Вышеславцева.

                "...для чего, зачем собственно я хочу писать?
                Я почему-то верю, что если я его запишу, то оно
                и отвяжется. Отчего ж не испробовать?..
                Записыванье же действительно как будто работа.
                Говорят, от работы человек добрым и честным делается.
                Ну вот шанс по крайней мере..."
                (Ф.М.Достоевский "Записки из подполья")

            И из последних вопросов: а чем журнал-портал "Проза.ру" не "Подполье" человека пишущего, в виде некой творческой мастерской, в которой идет творческая работа мысли на грани пульсаций его сознания и бесконечности подсознательных импульсов?.. Из глубины которых рождается "бесконечность тем"... И, возможно, здесь и сейчас, а быть может где-то ТАМ, перерождается человек. А ведь человек и Быть человеком!.. 
"Ну вот шанс по крайней мере..."


              (Начато 14.01.2019г.)