Воспоминания. Часть15. Жизнь на пенсии

Олег Ярошенко
        Итак, в июле 2009 года мы с Инессой прибыли в Белгород, на постоянное место жительства. С этого времени в нашей жизни начался новый этап – пенсионный.
 
        Понятно, что мы сразу же приступили к приведению нашей совершенно новой квартиры в порядок: поменяли входные и межкомнатные двери, обои, сантехнику, кафель, установили довольно дорогую встроенную кухню, приобрели и расставили мебель.

        Немного (чисто творчески) поучаствовали в этом и обе наши дочери, приехавшие в отпуск из Магадана. Тут же находился и наш веселый годовалый внучек Рома, развлекавший нас своими шалостями. Позже, в двухлетнем и трехлетнем возрасте он по нескольку месяцев жил у нас в Белгороде.

        Перед Новым 2010 годом, занимаясь отделкой квартиры, я немного повредил правое плечо, затем началось осложнение и, в результате, до середины лета указанного года не мог выполнять тяжелую работу. Пришлось даже пару недель полежать в больнице, чтобы подлечиться.

        Вообще же, здоровье меня почти не беспокоило с 2002 года, после того как в Магадане я амбулаторно прошел курс лечения суставов. Заодно, тогда же, ушел и мой поясничный радикулит, неоднократно беспокоивший меня лет так с двадцати восьми.

        Все-таки, моя работа в геологии, когда каждый день приходилось проходить по горам не один десяток километров с тяжелым грузом за спиной и часто мокнуть под дождем, на ветру, не могла не сказаться на состоянии моего здоровья. К весне 2002 года, из-за радикулита и, в особенности, сильных болей в тазобедренных и коленных суставах, я чуть не превратился в инвалида.

        И вот, курс лечения диклофенаком (10 уколов) сделал чудо. Правда, чтобы закрепить этот результат, я по собственной инициативе продолжил свое лечение. С одобрения лечащего врача я с перерывами в один год еще дважды прошел такой же курс.

        Это мое, можно сказать, волшебное излечение утвердило меня в мысли, что наши врачи и современная медицина в ряде случаев заслуживают самой горячей благодарности!

        В общем, уже с осени 2010 года я смог заняться посадкой деревьев вокруг дома и на удалении от него до 100 метров. Сейчас здесь растет порядка 270 деревьев и кустов.

        Это сосна, голубая и европейская ель, лиственница, можжевельник, туя, тис, самшит, барбарис, магония падуболистная, калина, облепиха, катальпа, скумпия, акация, уксусное дерево (сумах оленерогий), рябина, липа, берёза, ясень, клен, ивы трех разных видов,  грецкий и маньчжурский орехи и другие.  Есть и несколько видов плодовых деревьев, включая вишню.

        Правда, уход за деревьями, особенно их полив, требует очень много времени. Но я справляюсь с этим, сохраняя и в возрасте 77 лет достаточно высокую подвижность и работоспособность (возможно, благодаря именно той гиперактивности, так мешавшей мне спокойно жить в детстве).
 
        И, как результат: в 2015 году территория вокруг нашего многоквартирного дома заняла первое место на конкурсе по озеленению многоквартирных домов, организованном комитетом по управлению Восточным округом города.

        Конечно, было бы несправедливым не сказать, что часть декоративных деревьев и кустов, растущих у дома, приобретена и посажена двумя-тремя соседями и соседками на их личные средства. Часть же, хотя и посажена мною, но приобретена на средства, собранные с владельцев квартир в разовом и добровольном, так сказать, порядке.

        Кстати, великолепные цветники у подъездов нашего дома, тоже немало способствовавшие победе в упомянутом конкурсе, созданы трудом и на средства трех-четырех соседок по дому.
 
        Пришлось и мне вложить собственные денежные средства в приобретение декоративных деревьев, шлангов для полива и прочего инвентаря. Выделило садовый инвентарь для растениеводов и наше жилищное управление. Оно же пару раз оказало мне помощь в посадке деревьев. Несколько раз помогали мне в этом и пара моих соседей. А вот труд по уходу за деревьями практически весь лежит на мне одном.

        БОльшая часть деревьев, посаженных мною, была добыта в лесу, расположенном поблизости от нашего микрорайона. Естественно, при этом меня не могло не беспокоить то обстоятельство, что изъятие десятков деревьев из окружающей микрорайон местности может нанести ей существенный урон. Но, к счастью, мне удалось найти решение этой проблемы, без вреда для окружающей среды. Мало того, от моих действий природа оказалась даже в выигрыше.

        Просто, как это ни странно, оказалось, что лучшие и наиболее здоровые экземпляры молодых сосенок, берез, рябин, лип, ясеней, дубков, акаций растут, и я бы даже сказал – процветают, в пределах охранных зон высоковольтных линий электропередачи (ЛЭП). Можно даже сказать, что под ЛЭП размещаются настоящие питомники молодых деревьев.

        Беда – вот, только в том, что эти лучшие экземпляры молодых деревьев периодически (вынужденно) уничтожаются специальной службой энергетиков в процессе профилактики аварий на линиях электропередачи.

        Почему же молодые деревца хорошо растут именно под ЛЭП? Дело в том, что гусеничная техника, используемая при их строительстве и в процессе профилактических расчисток охранной зоны, оставляет свои следы на почвенном покрове. Этим она создает благоприятные условия для проникновения в почву семян вышеупомянутых пород деревьев. А разносятся эти семена, как известно, ветром и птицами.

        Вот и получается, что, изымая некоторые деревца из-под высоковольтных ЛЭП, я спасаю их от неизбежного уничтожения в весьма недалеком будущем. Правда, недавно заглянув в «Правила установления охранных зон для ЛЭП», я узнал, что в пределах этих зон посадка и вырубка деревьев и кустарников, без письменного разрешения сетевых организаций, юридическим и физическим лицам запрещена.

        Но здесь есть юридическая лазейка: в этом документе ничего не сказано о том, что запрещается эти деревья выкапывать для пересадки! В общем, я думаю так: установленные Правительством правила, конечно же, следует неукоснительно соблюдать, но иногда, все-таки, полезен разумный компромисс.

        Конечно, не обошлось в деле озеленения нашей придомовой территории и без ошибок. Например, набравшись опыта я пришел к твердому убеждению, что выращивание плодовых деревьев вблизи многоквартирных домов идет вразрез с моральными качествами значительной части местных жителей.

        Меня это беспокоит совсем не потому, что плоды фруктовых деревьев мне не достаются. Для их приобретения на рынке нам с женой вполне хватает нашей пенсии. Да и вообще, я ни в коем случае не рассчитываю на прибыль от урожая, справедливо считая посаженные мною деревья общественной собственностью. Просто в ситуации с плодовыми деревьями мелочная алчность, глупость и вандализм некоторых людей достигают крайних проявлений.

        Мне же хотелось бы, чтобы мои соседи более позитивно относились к нашим зеленым насаждениям, ведь они очень украшают наш дом, да и значительную часть микрорайона. Не зря же многие жители соседних домов приходят полюбоваться нашим дендрарием и сделать собственное фото на фоне понравившегося дерева или у цветочной клумбы. А в жаркую погоду под сенью этих прекрасных деревьев любят укрываться молодые мамы со своими малышами.

        Иллюстрация: Мои питомцы-деревья на фоне нашего дома, июнь 2019 года