Ариадна Скрябина-Кнут героиня еврейского сопротивл

Михаил Фельдман
…1944 год. Французский город Тулуза находится на территории, управляемой коллаборационистским правительством . День и ночь ведется смертельно опасная борьба партизан  «Еврейской Армии» за переправку боеспособной еврейской молодежи в нейтральную Испанию, откуда бойцы могли бы доплыть до Палестины.
«Режин» -такова  подпольная кличка   Сарры  Кнут (урождённой Ариадна Скрябина), с товарищем приходят  на подпольную квартиру. Их встречает засада . Входит  третий боец. Хватается за бутылку и швыряет её в голову полицейского . Раздается очередь из автомата. Сарра падает замертво . Второго забирают .Третьему удается скрыться. Так  закончилась жизнь Ариадны- Сарры ,имя которой стали символом сопротивления и героизма в годы Холокоста
.

  Перенесемся в Россию 1915 г. Скоропостижно, в возрасте 43 лет умирает композитор и пианист А.Н.Скрябин , оставляя сиротами семерых детей: четверо от жены Веры и троих – от Татьяны Шлессер, с которой он жил в незарегистрированном браке . Старшая дочь Татьяны Шлессер- Ариадна ,родилась в 1905г .
 Ариадна училась в Московской консерватории,  слушала лекции в ГИСе (Государственном институт слова, впоследствии — Литературном институте), сочиняла   стихи .
В 1922г после смерти матери Ариадна    с сестрой переезжают к бабушке в Париж.
 Ариадна  учится в Сорбонне,  сочиняет стихи , пишет роман .На одном из вечеров большое впечатление  на нее произвел   молодой  поэт , печатавшийся под именем  Довид Кнут.
В 1924-м она вышла замуж за композитора и дирижера  "Театра Старой голубятни" Даниэля Лазарюса и родила двух дочерей. Лазарюс был очарован ее раскрепощенностью на людях, беспрерывным курением, питьем водки в ресторанах.
После рождения второй дочери  Ариадна уходит от  Лазарюса  и выходит замуж за  писателя Рене Мажена , но и этот брак продержался недолго.
Судьбоносной оказалась для нее встреча с поэтом Довидом Кнутом. Их сближало многое, но прежде всего его еврейское происхождение .
Увлекающаяся Ариадна стала считать себя еврейкой и дошла в своих убеждениях до гораздо более крайних, практически экстремистских, позиций, нежели Довид. Так, выступая на диспуте в клубе «Фобур», посвящённом выходу книги «Безделицы для погрома» Л.-Ф. Селина, Ариадна заявила:
«Антисемитизм извечен, как ненависть лакея к своему господину. Эта ненависть обращена на всякого, кто имеет какие-нибудь преимущества перед другими. А цивилизованный мир живёт духовными богатствами иудаизма. Поэтому, само собой, он может только ненавидеть евреев»
 Ариадна с непримиримостью, доходившей до ненависти и ожесточения, воспринимала малейшие проявления антисемитизма. Однажды она заявила, что известного поэта Георгия Иванова «следует раздавить как клопа, поставить к стенке», стоило только кому-то в её присутствии заподозрить того в предубеждении к евреям.

30 марта 1940 года Кнут и Ариадна зарегистрировали брак
Исполнилась и ее фанатичная мечта - она приняла иудаизм. Она больше не Ариадна, она – Сарра.  Начала соблюдать кошрут, справлять еврейские праздники и заставляла участвовать в этом всех. Во время торжественного обряда они с Довидом  произносили: « В будущем году в Иерусалиме» 
После оккупации Франции молодые супруги  переехали в Тулузу, где активно включились в антифашистское движение.
Ариадна сформировала отряд в департаменте Од, была начальником штаба еврейского партизанского движения Тулузы, вызывалась идти на самые рискованные задания. Вместе с другими Сарра переправляла еврейскую молодежь до испанской границы, где их забирали друзья и везли дальше. В Тулузу, где был главный перевалочный пункт, она возвращалась с грузом оружия.
Четыре года работала она в подполье, причем, в самый тяжкий период. В 1943 году  она родила Довиду сына, которому дала вселяющее надежду на выход из темницы имя Йосеф, а на 8-й день мальчику сделано было обрезание. И это, несмотря на смертельную опасность, которую навлекал тогда этот знак!
Когда до Освобождения оставалось меньше месяца, бесстрашная Режин (такова была ее конспиративная кличка) попала в засаду и получила пулю в сердце. Ей было всего 39 лет, столько же, сколько отпущено было ее матери. Довид Кнут остался один.

Подвиг той, что по собственному выбору стала Саррой, а в далеком российском прошлом звалась Ариадной,  увековечен во Франции. В Тулузе установлена памятная доска, сооружен памятник. В столице Израиля  ее именем назван променад в районе Писгат-Зеева, присвоено звание «Праведницы мира».
 Израильский театр «Портрет» успешно гастролирует по стране  со спектаклем «Случайный выстрел».В основу сюжета положена история гибели отважной подпольщицы.
В Московском Доме-музее А.Н.Скрябина знают о героической судьбе Ариадны и о ее потомках, гражданах Израиля
Фото:
Ариадна и Довид Кнут