Ит. Диплом инженера

Борис Креймер 3
.

          Немногие термины и цифры, а также слегка ироничное описание некоторых частей очень
 сложной текстильной машины. Все   органично и ненавязчиво. Это увлекает.  Повесть не перегружена техническими описаниями. Зато читатель узнает много интересного.
         Герои, студенты-дипломники, предстают в разных ипостасях. Но неизменное чувство юмора, ирония, умение посмеяться над собой импонируют и подкупают. Все рассказанное - правда. Имена изменены.


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Цель - диплом

ГЛАВА 1. Задание

                Все началось с курсового проекта по спец предмету. Он должен был стать прелюдией  к близкому уже дипломному проекту. В группе  нас  было 14 человек. Восемь пар7ней и шесть девушек.

          Последние два года я и мой друг Виктор, учились на вечернем отделении.  Мы работали в одном КБ, но в разных отделах. Почти вся группа получила задания на курсовые проекты. Все. Кроме нас с Витей. Нам было велено подождать.

         Учеба шла.  Многие наши  согруппники согласовали свои проекты. Основные элементы и даже детали, а мы еще не получили заданий. Но наш руководитель сказал  “ждите”.

         Наконец нам выдали задание на курсовой. Одно на двоих. Нам надлежало разработать “Подвесную рогульку  для серийной ровничной машины  Р - 192”. И показать два варианта. С классическим приводом и с модными тогда зубчатыми ремнями.

         Ровничные машины, как следует из названия, производят  “ровницу”. Это исходный продукт для изготовления пряжи, из которой потом получат нити. Те
 самые “нитки”, которые на знакомых, деревянных катушках.

     Рогулька похожа на усы запорожского казака. Нос - это втулка, которая насаживается на веретено. Один ус - трубка, через которую проходит ленточка хлопка. Рогулька вращается и скручивает леночку. Эта скрученная ленточка и есть “ровница”. Второй ус - просто противовес.
         
         Из трубки рогульки ровница наматывается на катушку, которая вращается быстрее рогульки. Это создает натяг. Намотанная на катушку ровница называется  “паковкой”. Все это крутится со скоростью до 1300 об/мин.
          
          С этого технологического момента и начиналось, по сути, наше  задание на  “Курсовой проект”.
      
         Чтобы установить катушку, надо снять с веретена рогульку, а она надета туго. Потом установить эту рогульку на место. А веретен на машине от 78 до 132 шт. То есть перезарядка машины, это нелегкий труд.

         Нам предлагалось придумать  “Рогульку подвесную, стационарную”. Уйти от веретена и сделать труд ровничниц существенно легче. К слову, эту задачу тогда, еще не решили нигде в мире.

          Ведущими были американцы, японцы и французы. Приободренные и воодушевленные  таким  “приятным” известием, мы с Виктором отправились думать.

         Пока  шли к трамваю, родилась идея. Она пришла одновременно обоим и была принята без дебатов.

         - Завтра идём в бильярдную. - сказал Витя.
         - К открытию! - уточнил я.
         - Отоспимся! На свежие головы и потолкуем. Определимся и разберемся. - помечтал  он
         - Да! Там никто и ничто не помешает!  - я тоже предвкушал завтрашние игру и беседу.

         Нам полагался один свободный, оплачиваемый день в неделю. Для курсового проектирования. И мы решили  часть этого дня провести в бильярдной. Мы иногда ходили поиграть в  “Дом офицеров”.

         Там были хорошие столы и атмосфера. Курить не разрешалось. Шуметь было не принято. Место, чтобы поговорить самое подходящее.

ГЛАВА 2. Играем и говорим

         - Странно! Пол семестра почти, а мы только задание получили. Да еще одно на двоих. - Витя говорил медленно.
         - А задание! Уйти от веретена! Это, как в конструкции ружья уйти от ствола! - я тоже старался говорить медленно.

         - Отлично сказано! Вопрос: “А почему НАМ поручили переплюнуть французов, японцев, и американцев?”- начал анализ ситуации Виктор. Он забил шар и выцеливал следующий. Промахнулся.

         -  Я думаю так! В нашей группе большая часть  народу работают с другими, не с “нашими”, ровничными, машинами. Те  же, кто работают в КБ  завода имеют  “замыленные глаза” - ответил я, положил  “своего” в угол и примерялся к дуплету в середину. Не забил.

         - Похоже! А у нас другая конструкторская школа и мы смотрим, как бы со стороны! - Витя согласился с моими выводами и попробовал забить дальний шар. Удар был чуть неточен.

         - “Подвесить” рогульку не проблема! Видны подходы к конструкции. День-два и готово! Катушку как поставить? Если мы выбросим веретено?  - сформулировал я предварительную задачу.

         - Ладно! Я набросаю подвесную, посмотрим, доведем до ума. У нас будет часть проекта. А ты кумекай, куда и как катушку поставить. Уверен, придумаешь! Да у тебя и выбора-то нет! - Виктор рассмеялся.   

        Сыграли несколько партий. Витя выиграл на одну больше. Разговор привел к правильному распределению задач. Витя сделает конструкцию “подвесной рогульки” на два варианта привода. И подключиться к решению  “моей” части проекта. Если это потребуется.

ГЛАВА 3. Есть решение!

         А я мысленно устанавливал и снимал катушку. Один вариант за другим отвергались. Виктор имел существенно больший, чем я, опыт. Он уже начертил часть конструкции подвесной рогульки и сейчас колдовал над приводом.

         Я отбросил очередной вариант. Интуиция, она же  “внутренний голос”,  точно знали, что все будет в порядке. Я пока не знал. Начальник поручил согласовать изменения в  документах на заводе. Я  быстро и без проблем  все сделал и возвращался в отдел.

         Идти осталось метров сто. Вдруг, как молния промелькнула мысль. Я почувствовал трепет. Сердце забилось вдвое чаще. И перед глазами возникла конструкция. Все, что требовалось! И крепление, и привод, и рычаги управления. Разработанная конструкция!

         Я пробежал последние метры, на проходной махнул пропуском и помчался в отдел. Карандаши ломались, рука тряслась. Сердце стучало ,, но радостно. Возбуждение было слишком высоким. С трудом, косо и криво, удалось набросать понятный эскиз.

         Виктор сосредоточенно чертил. Я окликнул. его. Он вынырнул из мира, в котором  была его разработка и материализовался в этом, где был я.

         - Глянь! Скорее! - я протянул листок. Моя рука чуть тряслась. Витя сел, посмотрел на эскиз, вскочил, опять сел.
         - Но это же ОНО! - почему-то шепотом сказал он.

         - Да! Кажется французы… - я не договорил
         - И японцы с американцами в зад... це! Ура! - помог Витя. Лицо его выражало гамму чувств. Жаль, что я не видел своего.

         - Это же бомба! Они там, на кафедре, охренеют! Все хором! И каждый в отдельности! - Витя и я начали осознавать, ЧТО у нас на листочке.
         - Это наш курсовой! Готов! - воскликнул он.
        - И наш, практически готовый диплом! - я начал приходить в норму.

         - Вик! Нарисуй, плиз, нормальный эскиз и едем в институт! - торопил я друга.
         - Айн момент, экселенц! - Витя принялся чертить. Через десять минут мы отпросились и поспешили в институт.

ГЛАВА 4. На кафедре.Триумф!

         Наш руководитель проекта, он же преподаватель, он же куратор, Олег Сергеевич Росин, сидел один в маленькой пустой аудитории.

         - Добрый вечер! - поздоровались мы.
         - Добрый! Проходите, садитесь! Рад видеть Вас! Как курсовой? Задание Вы, конечно, с опозданием получили. Но я уверен, что Вы не оплошаете! - он смотрел на нас.

         - Ну есть кое-что. Набросок, так сказать! - Витя с трудом сдерживал свои эмоции.
         - Да, Олег Сергеевич! Мы как-то.., не совсем деликатно обошлись с  “буржуями”! - сказал я кротко. Наступил момент. Виктор кивнул.
         -  Но вы уж нас не корите… - закончил я и протянул ему листок с эскизом.

         Он несколько секунд рассматривал его. Потом вскочил. Опять сел. Свистящим шепотом   выдохнул:
         - Ребята! Ребята! ЭТО надо патентовать! - он положил эскиз на стол и выбежал из комнаты. Вернулся с еще одним преподавателем. Тот глянул на эскиз и засмеялся:

         - Олег! Твои ребята поместили ковбоев, самураев и гвардейцев кардинала прямо в зад…-цу! Всех поздравляю! - он со счастливым лицом жал нам руки и по очереди и обоим сразу.

         Собрались все, бывшие в институте, преподаватели  кафедры. Они нас хвалили и благодарили. Мы не ожидали ТАКОЙ реакции. Пришел зав кафедрой, профессор. Он молча обнял нас за плечи. Потом сказал:

       - Горжусь Вами! - пожал нам руки и вышел.
       - Ну, кто был прав? - радостно спрашивал наш куратор..
         - “ ...И последние станут первыми!” - цитатой из  “Евангелия от Марка” закончил он свою мысль.

         Понятно, что с курсовым все было в порядке. Мы переключились на дипломный проект. Чертежи, схемы, расчеты. Но мы еще сделали в металле действующий макет.

ГЛАВА 5.  Становимся знаменитыми

         Нас отыскала секретарь деканата и передала просьбу ректора. Нас просили завтра перед занятиями зайти к ней в кабинет. Все так буднично, как будто мы с академиком на короткой ноге. Любопытно!

         - Зачем мы ей? Что случилось? - Витя пытался найти причину неожиданной “просьбы”.
          - Я думаю, что мы узнаем это от  “Самой”! - я тоже ломал голову.

         - Здравствуйте! Проходите, присаживайтесь. Я пригласила Вас по поводу Вашего отличного, Превосходного решения  сложной технической задачи. Поздравляю Вас с успехом! - она жестом руки пресекла наши  попытки что-либо сказать.

         - Через неделю в институте пройдет Всесоюзная научно-техническая конференция. Я прошу Вас подготовиться и выступить с  коротким, емким докладом о Вашей конструкции. - она с улыбкой смотрела на нас.

         В приемной секретарь передала нам отпечатанный лист с программой конференции требованиями к содержанию докладов. Наш доклад стоял четвертым в списке. Из двенадцати. Нам отводилось до 20-и минут . Это на сам доклад и на ответы на вопросы, если будут.

         - Что скажешь, о мой мудрый друг? - тихо спросил я.
         - Все нормально! Доклад на конференции это официальный документ. Это зафиксирует наше авторство и приоритет. - грамотно отвечал Виктор.

         Мы изготовили большой чертеж нашего устройства. Я написал основные тезисы доклада. Мы решили,, что Витя доложит основную суть конструкции, а я закончу доклад нюансами и буду отвечать на вопросы.

         Виктор коротко и толково объяснил наши решения основных элементов конструкции. В зале послышался одобрительный гул. Витя передал слово мне. Я уточнил некоторые, не сразу понятные, элементы конструкции держателя катушки. Потом предложил задавать вопросы.

         - Скажите, а предполагается оснастить эту конструкцию электроприводом? То есть заменить рычаги электромагнитами? - первым спросил  представитель Витебского комбината.

         - Да! Это возможно. Но особого эффекта не даст. Усилия на рукоятках небольшие. - объяснил я и показал на чертеже.

         -  Вы сказали, что намереваетесь увеличить скорость вращения  рогулек до 1200 об/мин. А Вы учли, что увеличится и аэродинамический эффект? - это спросил высокий, полный аспирант из Москвы.

         - Безусловно, увеличится!  Но расчеты и замеры показали, что существенного влияния это не окажет. Не волнуйтесь, Вас не сдует! - в зале раздался дружный смех. Аспирант тоже смеялся.

         Конференция сделала нас узнаваемыми. Мы с Виктором смеялись, но нам было приятно. Что касается патентования, мы решили, что сейчас для нас важнее диплом.

         - Бегать по патентным библиотекам, бюро, переводить  материалы, прототипы, аналоги и прочее… Нет! Это мы не потянем! - рассуждал Виктор.
         - Полностью согласен! Получим дипломы, потом вернемся к этому вопросу. - поддержал я.
         - Итак, наша цель - ДИПЛОМ! - громко провозгласил Витя.    

ГЛАВА 6. Все работает!

          Макет установили на машину и опробовали. Катушка стояла, как  и должно. То есть, как задумано. Как вкопанная! Снималась и ставилась без усилий, за секунды. Катушка могла работать даже при 6000 об/мин. Но  Росин предостерег нас от этих проб.

         Нам с Виктором досталось счастье открывать защиту  этого года. Первый из защищающихся должен был произнести вступительную речь  “про КПСС”.

         Мы бросили жребий. Виктор начинал. Я набросал ему шпаргалку. Выступление на полторы минуты. Все прошло отлично! Когда пришла моя очередь, один  из членов приемной комиссии, не без  ехидства высказался:

         - Конечно, чертежи у облих хороши! Доклады убедительны, ответы на вопросы уверенные! Но все-таки есть сомнение. Будет ли это работать?
         - Уважаемые члены комиссии! Предлагаю пройти в соседнюю аудиторию и убедиться в том, что работает! - ответил я.

         Виктор быстро вышел из аудитории. Я понял, он торопился  все подготовить и включить за ту минуту, которую комиссия будет перемещаться.

          Вся комиссия выбралась из-за стола и последовала за мной.  Я включил стробоскоп (прибор для измерения скорости вращения катушки). Показал, как она устанавливается и снимается. Двое попробовали сами. Полный восторг! Витя подавал мне успокаивающие знаки.

         Я разогнал катушку до 3500 об/мин. Потом стал увеличивать скорость движком реостата. На 5800 об/мин хлопковое волокно ровницы не выдержало центробежных сил и стало разлетаться.

          Стоявшие рядом,  “пострадавшие” члены комиссии, стряхивали с себя  ошметки ровницы, хохотали и были очень довольны. Росин грозил мне пальцем.  Витя, тоже пальцем, своим, крутил у виска.

         Потом мы вернулись к моим чертежам. Но вопросов больше не было. Мы с Виктором стали первыми инженерами этого года!

         Мы стояли в окружении всей группы.Через три минуты Вышла Люба. Она завершала сегодня защиту и сворачивала чертежи. Вторая половина группы будет защищать свои проекты через 15-ть дней.

         Мы шли к остановке, когда Миша вспомнил, что есть путевки в наш институтский лагерь.
         - А может тряхнем стариной и втроем по горам полазаем? В кои-то веки такая возможность представится? - он знал, что мы отреагируем.

        -  Нет, други мои! Я послезавтра с отцом уезжаю на рыбалку, потом у предков погощу. Но Вы поезжайте! Благословляю! После защиты всех наших, отпразднуем! А потом сходим в горы! - смеялся Виктор. На том и порешили.


ЧАСТЬ ВТОРАЯ.  Отдых в горах

ГЛАВА 1.  Гонка

                Нашу группу сформировали из тех,         кто был  готов к защите диплома. Для тех, кто еще не совсем  готовы защиту назначили через две недели. У нас образовалось  “окно”.

         Будем ждать, когда  “защитятся” все.  Миша,  который всегда знал все, предложил провести это время в  “зоне отдыха”.  Эта зона, или “лагерь” принадлежала нашему институту. Живописное ущелье, красивая природа, дешевые путевки. Отказываться от такого было бы глупо.

         - Стой, а лучше сиди здесь! Я сейчас все обстряпаю! - Миша усадил меня на скамейку.
         - А деньги? - начал я, он отмахнулся и исчез. Через двадцать минут появился с путевками.
         - Едем завтра в 8.00. Отсюда. Будут два автобуса. Поехали собираться! - мы пошли к остановке.

           Два междугородних ЛАЗа, ждали. Мы мигом погрузились и поехали. Автобус был явно переполнен. Сидели на рюкзаках, на ступеньках,     ехали стоя. Красоту природы  не было видно из-за занавесок на окнах.

        Я пробрался  к кабине водителя. Через огромное переднее стекло открывался обзор.  Двое, мне незнакомых, стояли у двери, близко к отсеку водителя.

         - А до сотни разогнать слабо? - спросил один из них у водителя.
         - Нет! Мотор - зверь! Сможет! - ответил водитель, красивый, крепкий парень, лет около  тридцати.
         - Мы же в гору идем! - усомнился приятель спросившего.

         - На ровной местности и 140 км/час можно! - безапелляционно заявил первый.
         - Можно! - согласился водитель начал прибавлять скорость. Мотор сменил рокот  на рев.

         Я заглянул в кабину, вгляделся. Спидометр показывал от 70 до 80 км/час. Стрелка нервно дергалась вправо-влево. Но она ползла вправо. Дорога  пошла по очень большому радиусу влево. Почти прямо, но водитель то и дедо чуть подруливал влево.

         Я еще раз глянул на спидометр. Набрали почти 90 км/час! Мотор не изменил звука, “тянул” уверенно. Но автобус начало сносить вправо. Видимо центробежная сила была сильнее, чем сила сцепления шин с дорогой. Водитель крепко вцепился в здоровенный руль.

         Но тяжелую машину  сдвигало с ленты асфальта. Тем временем скорость приближалась  к заветной  “сотне”. Все происходило быстро и одновременно.

           Правые колеса сползли на обочину точно при 100 км/час. Автобус затрясло мелкой неприятной дрожью. Ситуация опасная. На такой скорости  потерять управление… ой-ой!

          Парни, подтолкнувшие  водителя к этой “гонке”, побледнели и сжавшись молчали. У водителя капли пота выступили на лбу. Он рулем пытался вернуть автобус на шоссе.

       Мышцы рук  его напряглись. Лицо окаменело. Я пытался определить, сколько еще времени до того, как управление  машиной будет потеряно.
 Но водитель не делал резких движений. Уловил момент и переключил на на одну передачу вниз.

         Это улучшило дело. Правые колеса  начали перемещаться ближе к асфальту. Несколько секунд и автобус всеми четырьмя своими опорами - колесами, ехал по дороге. Водитель начал снижать скорость.

         И вовремя, потому что начался серпантин. Ехавшие за моей спиной, наверное, ничего не видели и не знали. Это хорошо. Я почувствовал испуг. Сильный.

          А у кабины думал о другом. Когда понял, что опасность миновала, начал потихоньку успокаиваться. Автобус  взобрался на перевал. Мы спустились в долину. К самому лагерю автрбус не поехал. Остановился на площади, рядом с магазином. Все вышли. Парни куда-то делись.

ГЛАВА 2. Устроились

         В лагерь мы пошли пешком. Около сорока минут вверх по дороге. Ворота были распахнуты. На небольшой площадке  нас распределили по домикам, павильонам и палаткам. По какому принципу распределяли, не знаю. Нам досталась палатка номер 16.

         Мы взобрались по крутой тропинке и увидели наше обиталище. Солдатская шестиместная палатка была отдана нам двоим. Внутри две раскладушки с постелями и столик, на столике стопкой сложены одеяла. Штук шесть. Из цивилизации лампочка на потолке. Отлично!

         - Лагерное время 11.20! - возвестил Миша.
         - Объявление! Обед в столовой ровно в 13.00. Приятного аппетита! - сообщил в ответ репродуктор со столба.
         - Идем, осмотримся! - предложил я.
         - Конечно! - Миша потянулся и встал. Мы вышли из палатки.

         Мы прошли по дорожке до удобного спуска к речке. Прикинули и определили из чего и в каких местах соорудить плотины, чтобы получилась запруда. Будет отличная купальня! Потом мы узнали, где кто разместился. Погуляли по лагерю, запомнили основные места. Мы шли к себе, когда нас окликнули.

ГЛАВА 3. Компания

         - Мальчики! Не проходите мимо! - это были знакомые девчонки из параллельных групп.
         - А Вы чего здесь? А защита? - спросили мы.
        - На следующий день после ваших! - ответили нам.
         - Приходите к роднику через час после обеда! - пригласил их Миша.

         Мы решили осмотреть место, где стояла наша палатка. Одна из стенок была в двух метрах от обрыва. Метров восемь пришлось бы катиться вниз. Но за этой стенкой стояли две раскладушки. Вполне исправные.

         Разбираться зачем и почему не стали. Мы их сложили и спрятали внутри палатки. Миша счел, что пригодятся. Прозвучал сигнал на обед. Мы съехали на корточках вниз, прямо в столовую! Нам выдали бумажки с номером стола.

         Компанию нам составили два аспиранта.  Мы познакомились и обед прошел  отлично. Потом мы повалялись в палатке. Переоделись в рабоче - купальные костюмы (Плавки, майки, панамки) и пошли к роднику.

         Девчонкам наш план понравился. Они попросили на другом берегу упорядочить камни, на которых они собирались загорать и сидеть. Затем мы быстро соорудили три плотины. Их строили и до нас. Камни были рядом. Запруда получилась.

         Потом ее будут улучшать. А мы устроили холодильник в роднике. Вокруг были большие  камни и мы сделали  девять сидячих мест. После можно будет добавить. Девочки скинули халаты и опробовали купальню. Мы тоже вошли в чистую обжигающе холодную воду.

         В первые мгновенья дыхание просто останавливается. Но через минуту-две уже все в норме. Никого из воды не вытащить! Здорово! Девочки предложили, по вечерам, после ужина,  здесь устраивать посиделки. Пить понемногу вина и рассказывать разные истории.

ГЛАВА 4.  Вечер у родника

        - У Вас есть интересные всем истории? - это Маргуба ( мы ее звали марго ), заводила у девочек, спросила нас с Михаилом.

         - На восемь лет хватит! - успокоил Миша.
         - Марго! А что такое  “понемногу вина”? - попробовал уточнить я.
         - Не знаю! Думаю, чтобы не пьянеть! - мы             решили вечером определить на практике.

         Съехали в столовую. За нашим столом сидели две красивые девчонки. На наши удивленные взгляды одна из них спокойно объяснила:

         - Мы решили, что четверо парней за одним столом неправильно! Поэтому поменялись местами. Я Лиза! - она рассмеялась.
         - Я Умида! - коротко представилась вторая.
         - А Вам незачем представляться! О Вас мы все знаем! Не удивляйтесь! Мы были на защите. - растолковала  она.

         Мы не возражали против такой рокировки. Девочки были умные, красивые и явно к нам расположены. Мы ужинали и спокойно беседовали. Через час встретимся у родника.

         Мы проверили наш “винный погреб”. Всего шесть бутылок сухого по 0,7л.
        - Возьмем две с собой! Там посмотрим! - я посмотрел на Мишу, он кивнул.
         - С тарой непонятно! Из чего пить? - сетовал  михаил. Он был задумчив.

          - После твоего рассказа, когда все разойдутся, мы от души искупаемся! На сон грядущий! Возьмем полотенца! - решил он.
         - Рассказывать буду я?  Весьма интересно! -я соображал, что рассказать.

         - А девочки! Они что-то задумали? Что в этих красивых головках? - рассуждал я.
         - Неважно! Идем! Рассказ готовь! - мы взяли пакеты и начали спускаться с нашей кручи.

         Уже начало темнеть. Мы поставили бутылки в родник. Подошли девочки. Шестеро. Они тоже принесли вино, поставили охлаждаться. Все расселись. Нас поздравили с защитой.

        Мы пожелали им успехов. Разлили вино в картонные стаканчики. Миша пожелал нам хорошего отдыха. Мы немного поболтали потом марго сказала:

         - А теперь слушаем рассказ! - она жестом предложила начать. И  я начал:

ГЛАВА 5. История с  оценками

         - Как Вы знаете, позавчера прошла первая защита. Так вот! Один дипломант из мехтеха,  неплохо изложил суть своего проекта. Толково и грамотно ответил на вопросы комиссии. Все, казалось бы, уже позади. - начал я рассказ. Все слушали.

         - Он получил разрешение снимать чертежи. Ему, конечно, помогли и через пару минут все скатали в рулон. Вот с этого момента и начинается эта история! - заинтриговал я публику. Мне в стаканчик налили вина. Мы выпили и я продолжил:

         - Председатель комиссии поздравил его с успешной защитой. Но не с окончанием института! Тут вышла неурядица. При проверке документов  выяснилось, что у него нет оценки за курсовой проект по “деталям машин”! - я сделал паузу.

         - Как так? Не может быть! Это ошибка! - шум в  “зале” показал, что слушали внимательно. Стаканчик опять наполнили вином. Я выпил, успокоил жестом слушателей.

         - Парень стоял растерянный, бледный. Не знал  и не понимал, что делать. Председатель комиссии усадил его. Парню дали попить воды. Попросили подождать. Наконец председатель вес ясность. - я набрал воздуху.

         - Парень учился в одном из филиалов института. Там приняли решение вместо двух курсовых: по “деталям машин” и по “подъемно-транспортным машинам”, сделать один, общий. - пояснил председатель

      - Идея, сама по себе, неплохая, но ни с кем не согласованная. - я потребовал подпитки и получил ее. Продолжил рассказ.

         - В итоге у него есть оценка за  “подъемно-транспортные”, но нет оценки за  “детали машин”. То есть, он как бы, не защитил курсовой. - я опять сделал паузу.
         
         - И что решили в итоге? Парень не виноват! -раздались голоса. Я поднял руку, прося внимания.
        - Решили, что до следующей защиты ему надо сделать этот, злосчастный  курсач! Тогда все оценки будут в порядке. Не волнуйтесь! Все уже хорошо! Вот такая история! - я закончил рассказывать!

         - Удивительная история! Отлично! - Умида хлопала, улыбалась, потом спросила:      
         - А еще, такие же интересные есть? - она стояла рядом со мной.
          - Есть! И не одна! - ответил я.
         - Нет! Хорошего понемногу! Допиваем вино и спать! - это Марго включилась.

         Мы допили вино. Девочки, поблагодарили нас и ушли к себе. А мы кинулись в воду! Блаженство! Накупавшись, мы полезли на нашу горку.

ГЛАВА 6. Дежурство

         На следующий день утрясли  график дежурств по столовой. Обязанности нехитрые.  надо было собрать два полных эмалированных ведра дикой алычи. По ведру красной и желтой. Сливовые ( алыча, вид дикой сливы) деревья росли на крутых склонах. Сбор ягод был небольшим походом.

          Потом, когда компот и чуть сладкий сироп  сварятся, надо спустить огромные (по 80 литров) кастрюли к речке и поставить их охлаждаться. Быстрая, холодная вода прекрасно с этим справлялась! К обеду следовало притащить эти чудовища назад.

         Наше дежурство выпало на завтрашний день. Лиза и Умида будут помогать на кухне, а мы с Мишей собирать алычу. Ну и таскать кастрюли.

         Каждый день по полтора часа все обитатели зоны отдыха работали на благоустройстве. Поправляли дорожки. Чинили скамейки, укрепляли палатки. И прочие мелкие дела тоже требовали внимания и умелых рук.  Мы решили, что сначала соберем ягоды.  После этого устроим безопасный спуск к речке.

         Притащили лом, кирку и лопату. Начали делать ступени. Мы оформили аккуратную лестницу. Пришел завхоз, сказал, что сейчас пришлет строителя. Он цементом укрепит нашу  работу. Мы пошли и искупались. Потом вернулись в палатку. Пошел дождь. Мелкий.

ГЛАВА 7. Дождь

         Дождь прекратился, солнце моментально все осушило. Мы улеглись и лежа обсуждали разницу между погодой в городе и здесь.  Минут через двадцать пошел сильный дождь. В палатку влетели Умида и Лиза. Обе в купальниках и в рубашках . Насквозь мокрые.

         Мы их усадили на раскладушки, дали полотенца. Сказали, чтобы вытерлись и  спрятались под одеяла. Мы с Михаилом отвернулись. Девчонки ожили. Не зря Миша решил поставить запасные раскладушки!

         Девочки лежали под одеялами, мы подвешивали их  “одежду”, чтобы хоть чуть-чуть подсушить. Дождь сделал перерыв. Солнце где-то задержалось.

         - А мы так и будем голые лежать? - Лиза согрелась.
         - Нет! Что ты! Вы можете также сидеть и стоять! - доброжелательно откликнулся Миша.
         - Ну серьезно! Дайте взаймы какую-нибудь одежду! - сквозь смех просила Умида.

         Мы выдали им сухую одежду из наших гардеробов. Девочки влезли в нее, поцеловали нас и убежали. Миша вытащил наружу одну раскладушку, я другую! Положили сушить одеяла и полотенца на ветерке. Репродуктор позвал обедать.

         Мы не без риска съехали вниз по скользкому склону. Вода в реке была мутной. Девочки принесли наши вещи. Выглянуло солнце.в Жизнь вернулась в обычный ритм.

         - А ты вечером будешь рассказывать? - Лиза смотрела с любопытством.
         - Если хотите, пожалуйста! Есть одна очень симпатичная история.  - согласился я.
         - Вчера нам всем было интересно! Просим еще таких историй! - поддержала подругу Умида.

         - Для тебя, Умка, что захочешь! - пошутил я.
         -  Ой! Ты меня Умкой назвал! Какая прелесть! А наши говорят, что Умида - это место встречи! У МИДа! - смеялась она.
         - Я давно придумал, но опасался, вдруг обидишься! - признался я.
         - До ужина! - девочки пошли в свой павильон.

ГЛАВА 8. Ректор

         Нам сообщили, что приехала сама ректор. Мы шли по аллее, когда она лично окликнула нас, выглянув из “ректорского” домика.

         - Ну-с, коллеги! Загляните ко мне! - мы переглянулись и вошли. Поздоровались.
         - Поздравляю Вас! В добрый час! А сейчас помогите мне немного. Притащите из родника воды! - мы взяли ведра и пошли за водой.

         - Вот! Четыре ведра! - доложили мы.
        - Спасибо! Вот бурдюки с кумысом, откройте, наливайте, угощайтесь! И без жеманства! - она рукой показала на пару бурдюков.

         Мы разлили кумыс по большим чашкам. Он был отменным! Ректор была нынче в отличном настроении. Она опять наполнила наши чашки.

         - Мне понравилось, как на конференции ты поддел москвича: “Вас не сдует!”, а еще я помню твою шутку из КВН. - она весело рассмеялась.

         - Ты знаешь, что он ответил на вопрос  “Какой у тебя склад ума?” - спросила она у Михаила.
         - Нет, не знаю! - подыграл ей Миша.
        - Он ответил: “Большой!”  У него “Большой склад ума”! - она опять рассмеялась.
         - Ладно! Идите! Мне надо плов готовить! - отпустила нас ректор.

         Мы отведали отличного кумыса. Сама ректор-академик нам наливала! Жизнь хороша!

         - Удивительно! Она знает и помнит твои шутки! - Миша с интересом посмотрел на меня.
         - Это сказал тогда наш капитан, Леша! -напомнил я.
         - Все знают, что придумал эту супер шутку ты! -  Миша расхохотался.
            
ГЛАВА 9. История с такси

         Мутные потоки унеслись. Но паводок  попортил наши плотины. Мы их поправляли, когда пришли девчонки. Вино поставили в родник. Он тоже пришел в норму. Все заняли места и Марго разлила вино по стаканчикам.

          Мы выпили за наше могучее здравие. Потом мне предложили рассказывать. Я начал повествовать.

         - История имеет свое начало, связанное с временем трансляций хоккейных матчей. Ехать мне долго и идти потом еще минут пятнадцать. Чтобы успеть к началу я приберег рубль. Хлтел на такси доехать домой быстро. - я сделал паузу. Марго налила мне вина. Я глотнул из стаканчика и продолжил:

          Едва я перешел через дорогу, как  увидел зеленый огонек. Уселся, поехали. Я очень радовался, что так сложилось. Успею! На дороге стоял человек и махал рукой.

         - Возьмем? - спросил водитель.
         -  Конечно! Вон у него клюшка, нога, видно не в порядке! - согласился я.
         -  Мне  направо, первый поворот налево, потом я покажу! - едва сев, начал распоряжаться незнакомец. Это был красавец с шикарными, ухоженными усами.

        - Мой план, попасть к телевизору побыстрее и не опоздать к началу важного матча, был в опасности! Незнакомец мог помешать этому! Волна обиды, недовольства, досады и жажды справедливости захлестнула меня. И я высказал свое мнение по этому поводу. - я опять прервался, чтобы подышать. Потом вернулся к рассказу.

         - Признаюсь, я выразил свои мысли не совсем в парламентских выражениях. Ненормативную лексику я знаю отлично! Но пока я говорил, меня обожгла мысль. Что я творю? Из-за  пустяка. Мне стало стыдно. Я осекся. - я глотнул вина и продолжил

         - Давай завезем товарища, а потом отвезешь меня! Сказал я водителю. Тот кивнул и повернул направо. Незнакомец, когда я ругался, не проронил ни слова. Теперь он подсказывал водителю дорогу. - я остановился, чтобы сделать глоток вина.

           Через пару минут он был дома. Я вышел, помог ему выбраться из машины. Помощь он принял, все молча. Чуть тронул мое плечо и захромал к дому. Я сел в машину и мы поехали  ко мне.

         - Ну ты спец ругаться! Где научился? Я кое-что запомнил! - с удивлением и восхищением спросил водитель.
         - На фабрике! Учителя хорошие  были! - я протянул ему рубль.

         На следующий день, пара только началась, в аудиторию вошел декан и с ним вчерашний мой попутчик. Тот самый красавец с усами! Ничего себе! Неужели я его так обидел? И он разыскал меня?! Тем временем незнакомец уперся в меня взглядом. Однако, мне показалось, что взгляд веселый.

         - Представляю Вам нового преподавателя художественного конструирования и эргономики! Магомедов Тофик Рустамович! - декан пожал ему руку и покинул нас.

         - А Вас я попрошу сюда! - обратился ко мне новый преподаватель. Я пошел к доске.
         - Влт с Вашим товарищем я познакомился вчера…

         И он рассказал эту историю. Сам развеял всякие и разные инсинуации. Рассказал, как было. Мне было неловко. Но беспокойство исчезло.

         Он отметил что я “виртуозно использую ненормативную лексику”. Ребята смеялись, аплодировали и требовали, чтобы я повторил. Наконец все успокоились. Мы слушали лекцию с открытыми ртами. - закончил я свой рассказ.

         - Подтверждаю! Все так и было! - раздался  голос самого Тофика Рустамовича. Он подошел тихо, никто не заметил.
         - Мой пай! - он протянул картонную коробку с грильяжем. Марго и Умида поставили ее , чтобы все доставали. Тофику подвинули резервный камень.

         - Ребята! Нет! Коллеги! Я рад был услышать историю,  одним из героев которой являюсь! Кстати вино я поставил, куда надо! - он  был  в отличном настроении.

             - Давайте выпьем за новых инженеров! Те, кто защищаются через несколько дней, понятно, обязательно станут дипломированными специалистами! - мы дружно осушили наши хрустальные бокалы. Никого не смущало, что они из картона.

         Так проходили наши вечера у родника. Рассказывали истории, анекдоты. Шутили, пили немного вина. Незаметно прошли дни. Мы с Мишей уехали на два дня раньше срока. Попрощались со всеми. Пожелали удачи. Закинули за спины рюкзаки и пошли на автобус. Через три часа мы были дома.

      Защита наших одногруппников прошла прекрасно. Сразу после ее завершения мы все и наш Олег Сергеевич, поехали домой к Виктору. Там состоялся наш долгожданный праздник по случаю окончания института.