Обретение себя. Глава 15

Ли -Монада Татьяна Рубцова
     Вдруг впереди как будто засветилось что-то. В воздухе заплясали десятки светлячков, как будто указывая дорогу. Артем и Малуша приостановились. Идти в неизвестность или это опасно? Может быть,  любовь освещает им путь? Взявшись покрепче за руки, молодые люди направились к свету и вышли на небольшую  полянку. Прямо посреди полянки красным огоньком сиял в ночи цветок папоротника! У обоих захватило дух. Как такое возможно? Или в эту волшебную ночь все же  случаются чудеса?
     -Перунов цветок! – закричала Малуша. – Смотри, Артем, смотри!
     Цветок и впрямь был редкой красоты. Он напоминал огненное кольцо, его соцветия пламенели в ночи. Артем подошел ближе и протянул руку к цветку.
     - Постой, любимый! – остановила его девушка.- Ты подумал, о чем мы будем просить цветок?
     - Малуша, девочка моя, когда бы я захотел здесь остаться, то и желать бы мне больше было нечего. Но я не приспособлен к таким трудным условиям: я не умею сидеть в седле, не стреляю из лука, не ухаживаю за животными. Меня тянет в мой город, где стоят большие теплые дома и ездят автомобили. Не знаю, поймешь ли ты меня, но я даже по запаху бензина соскучился! Я хочу спать на мягкой постели, разговаривать с друзьями по телефону, смотреть телевизор, шариться в интернете. Я понял, как много в жизни прошло мимо меня. Ты не представляешь, но я бы книжку сейчас   с удовольствием прочитал!  Наконец, там моя мама!  Я благодарен тебе, благодарен Велимудру, Чтиславу и Милане. Благодаря вам, пращуры мои,  я понял, что потерял себя. Теперь мне предстоит себя найти.
     Понимала ли Малуша до конца смысл его слов, неизвестно, но она молча сорвала цветок и протянула  Артему:
     - Женщина должна придавать силу мужчине, а не отнимать ее. Мне бы хотелось прожить с тобой всю жизнь, растить наших детей, вместе стариться. Но я люблю тебя, я на все готова ради тебя. Бери цветок, Артем! Он твой!
     - Малуша… - только и выдавил Артем: горло перехватило спазмом. – Я не знаю, за что Бог наградил меня твоей любовью. Я тебя никогда не забуду.
     -Не бойся, моя любовь будет вечно с тобой, - прошептала девушка, наблюдая, как ее возлюбленный стоит, окруженным радужным сиянием, прижимая цветок к груди. Малуша на секунду прикрыла ладонью глаза. Когда открыла, все исчезло: и сияние, и Артем. Цветок папоротника упал к ее ногам, его лепестки сморщились и приобрели сероватый оттенок. Малуша горько  заплакала, потом подняла цветок и пошла  в городище к Велимудру искать утешения. Потихоньку светало.
     Артема пронзила дикая боль, но она быстро прошла. Он огляделся и заорал, полный восторга: его родной городок сиял огоньками в предрассветный час.  Никакого городища не было и в помине: часовенка Николая Чудотворца стояла в центре горы Самород. Но, боже, как холодно! Трава пожухла. Значит, там осталось лето, а здесь, в настоящем, осень? Сколько же времени прошло?
    Артем, не чуя ног под собой, помчался в город. На бегу согрелся.  На его счастье, городок спал,  на улицах никого не было, никто не увидел его лохматого и небритого, в драной футболке, грязных штанах и разваливающихся кроссовках. Вот и дома его родного микрорайона. Артем не хотел будить мать, своими ключами открыл дверь. «Мама, мам!» - тихонько позвал он. Но в квартире никого не было.
      Первым делом он прошел в ванну, принял душ, подстриг ногти, побрился. Волосы отросли и придавали его внешности некоторую пикантность. Артем переоделся в чистое белье и присел на диван, подвигал ногами по паласу. Как хорошо! К носку что-то прицепилось. Артем наклонился и оторвал кусочек коры с надписью «я жив». Он хотел бы думать, что жизнь в городище вятичей – всего лишь сон, но этот кусочек коры говорил об обратном. Артем прошел в ванную. На полу валялась его  грязная и уже никуда не годная одежда. Он выудил из кармана височное кольцо в виде спиральки и автоматически положил его себе в карман.
     Путешественник во времени налил в чайник воды и поставил на газ. Открыв холодильник, убедился, что тот давно не пополнялся. Отыскал упаковку с сыром, взял в шкафу печенье, пару конфет и  устроил пир. Казалось, вкуснее сыра с печеньем он ничего не едал. Дождавшись восьми часов, позвонил  в дверь к  соседке. Та, увидев парня, схватилась за сердце. «Темушка, ты жив? Вот  радость –то! » - «А где мама?» - спросил Артем. – «В больнице мамка твоя. Уж очень за тебя переживала, вот сердце  и не выдержало». Не дослушав, Артем рванул вниз по лестнице. Еще до обхода врачей добрался до палаты. «Мама, я жив! Не волнуйся!» - сообщил он женщине, лежавшей на кровати. Светлана Константиновна, увидев сына, заплакала. Он наклонился к ней, поцеловал, концом простыни вытер слезы. «Сыночек! Темушка!» - шептала она. -  «Я теперь тебя не брошу, мама. Никогда!»  - уверял ее сын. – «Я сыночек, только и выжила благодаря надежде встретиться с тобой. Ты мне расскажешь, где  был?» - «Расскажу, мам. Все-все расскажу, без утайки. Поправляйся.»
     - Что Вы здесь делаете? – возмутилась  молодая сестричка в белом халатике.
      Что-то знакомое было в ее походке, в фигуре, во взгляде. Из-под белой шапочки выбивались черные пряди волос.
     - Машенька, мой сыночек нашелся! – радостно сообщила Светлана Константиновна.
     - Вот и чудесно! Приходите после тихого часа, - улыбнулась девушка.
     -Маша? – переспросил Артем.
     -Машенька так заботливо за мной ухаживает, славная девушка,- не удержалась от похвалы Светлана Константиновна.
     Сестричка наклонилась над больной, делая внутривенный укол, и Артем увидел в вырезе ее халата нательный крестик и маленький медный кулончик в виде спирали.
     - Извините, можно поинтересоваться, где Вы взяли этот  кулон? -  с придыханием спросил Артем.
     - Он у нас передается из поколения в поколение по женской линии. Конечно, за время существования нашего рода он рассыпался, можно сказать, в прах, но женщины обязательно заказывали похожий. Этот завет живет в нашем роду, а откуда берет начало – не знаю. Говорят, кулон притягивает родственную душу.
     Артем полез в карман и вытащил височное кольцо, как две капли воды похожее на  Машин кулон.
     - Ой, откуда он у Вас? – удивилась медсестра.
     - А давайте, Маша, я Вам потом все расскажу. Вы не против нашего завтрашнего свидания?
     - Совсем не против, - улыбнулась девушка.
     Маму отправили в санаторий на долечивание. Артем стал встречаться с Машей. А еще он поступил  заочно на исторический факультет, много читал, с большим интересом учился. Особенно привлекала его жизнь славянских племен, будучи в отпуске,  ездил на раскопы.
     В одну из ночей Артем забылся тревожным сном. Ему приснилась Малуша. Она  сидела в своей землянке и качала зыбку. Посмотрела печально на Артема и сказала: «У нас дочка, любимый».
     Об Алене Артем больше не вспоминал. Вскоре молодые сыграли свадьбу, у них родилась девочка, которую назвали Миланой.  Артем Николаевич Волосов стал учителем. Жизнь наладилась. На гору Самород он старался не ходить: слишком много пережито, мысли о  коротком периоде жизни и так не покидали его, а вот Ишутинское городище, что на Красивой Мечи, посещал регулярно. Кого он хотел найти? Милану или Баксака? Тульская земля манила. Он помнил рассказы Савлия о том, как люди исчезали при набегах хазар. Говорил старец о подземных ходах. Есть ли они теперь? Жена Маша разделяла увлечение супруга,  никогда не сетовала, да ей все равно было, куда ехать: лишь бы с любимым. Супруги ставили палатку, разжигали костер и говорили, говорили…
    А однажды Артему приснился Велимудр.
     - Вот  и мой час пришел. Я ухожу  в мир Нави, - сказал он просто. –  Ты теперь сам учитель. Скажи,  учитель, значит мы, вятичи,  зря живем? От нас ничего не останется?
     - А вот тут, старик, ты неправ, - горячо возразил Артем. – Вы помогли мне найти единственно правильный  путь. Дух ваш непокорный с нами останется, умение выживать останется, ремесла ваши останутся. А главное, любовь  и великая мудрость предков.

2018-19 г.