Открытое письмо министру обороны Узбекистана

Марат Авазович Аваз-Нурзеф
Я – Авазов Марат Авазович, 1947 г.р. Принимал участие в забегах на 12 км (25.12.2018, в рамках месячника патриотизма) и на 10 км (13.01.2019, в честь Дня защитника отечества). В обоих забегах пришел к финишу далеко не последним.

Организатором первого забега выступало Министерство обороны Узбекистана. Второй прошел под эгидой нескольких ведомств, в том числе и военного. Последнее мероприятие в своей организации отвечало должным требованиям (минимальным). Если же сравнивать с первым забегом, то условия второго были отличными. А "патриотическому", положа руку на сердце, дам оценку "плохо".

Во-первых, это был будний день, вторник, самый пик активности транспорта: начало забега за несколько дней было объявлено на 10 утра, старт был дан с опозданием, где-то на полчаса. Во-вторых, только минут десять бега по Малой кольцевой прошли без автомобилей: их движение было перекрыто, как выяснилось позже, временно. Весьма скоро пришлось бежать по обочине, с потоком машин, иногда по соседству, буквально впритык, с тяжелыми грузовиками. А на светофорах – пропускать транспорт. А перед Северным вокзалом – ломать голову: как его преодолеть? По полутёмному тоннелю, по которому мчатся гурты "лошадиных сил"? – Чрезвычайно опасно! Поверху, слева, навстречу автомобилям, но удлиняя путь? Справа, сквозь несколько светофоров, что трассу делает еще длиннее? Или прямиком через изгороди и по газонам?

Авангардная группа бегунов, может быть, была в лучшем положении. Но мы, следовавшие за ней со значительным отрывом, уподобились тыловым структурам, которые командованием, увлекшимся атакой, были позабыты и оказались в окружении врага.

В сравнении с этими угрозами для жизни то обстоятельство, что Минобороны не позаботилось о передвижной гардеробной для гостей забега (не от военного ведомства, для своих-то была и палатка-раздевалка и множество всяких автомобилей, перевезших верхнюю одежду и рюкзаки бегунов), – мелочи, привычные для узбекистанцев неудобства, халатность инстанций, их недоумие.

Наверняка чиновники ведомства, ответственные за тот "патриотический" забег, рапортовали министру обороны о массовости мероприятия, участии в нём не только военных спортсменов, но и любителей от Налогового комитета, Союза молодёжи и других организаций. А министр, быть может, отправил депешу в администрацию главы государства.

Ох, как нам подобное памятно по временам прошлого века! Компанейщина, для отчёта, для "верхов", для "галочки", "и так сойдёт" (как весело отмахивался в советском мультфильме Заяц, который ко всему относился с позиций тяп-ляп, построил дом, а тот очень скоро развалился)!..

А если кого-либо из нас зашибла бы на трассе машина? Недисциплинированных, некультурных водителей на дорогах Ташкента (а если без обиняков – придурков) хватает. И фраза от В.С. Черномырдина (российского премьера): «Хотели как лучше, получилось как всегда», – жертву не утешило бы…

Духовой оркестр, флаги, речи – они были в обоих мероприятиях. Но без всего такого забеги вполне хороши, если их организация отвечает минимальным требованиям по другим – обязательным! – статьям. А вот то, что я описал о "патриотическом" соревновании, "лакированном" (по иронии судьбы, тот забег начинался от лакокрасочного завода), – это отвратительно. И ничто Минобороны в этом плане не оправдывает. Как бы ни изворачивались чиновники: мол, основная группа спортсменов бежала скученно, и должная безопасность им была обеспечена; мол, любители бега сами виноваты, коль отстали. Нет! Согласились принять гостей забега, будьте любезны чуть-чуть напрячь мозговые извилины!
Что, Минобороны суть самая захудалая, самая бедная, самая беспомощная организация с сотрудниками, которые в школе перебивались с "двойки" на "тройку", а диплом вуза – купили?
Надеюсь, что не так. Во всяком случае, далеко не все…

13 января 2019 года.