Кенгуру Стаббса как химера

Константин Матаков
                ***

В 1772 году английский художник Джордж Стаббс впервые в истории написал цветную картину с изображением кенгуру. Ну и что тут такого? – спросят некоторые. О, это история со странностями.. Как и кенгуру на этой картине. Картина была написана по заказу натуралиста Джозефа Бэнкса, участника плавания Джеймса Кука в 1768-1771 гг. При этом сам Стаббс никогда не видел кенгуру, а при работе над портретом ориентировался на описания тех, кому посчастливилось вживую увидеть животное. Ему предоставили шкуру и череп убитого животного, и поскольку он был профессиональным знатоком анатомии, считалось, что Стаббс хорошо справится с задачей изображения кенгуру.. И он справился, и даже в течение полувека эта картина считалась образцом изображения кенгуру.. Картина, кстати, официально называлась «Кенгуру из Новой Голландии».
Но, это, конечно, не конец истории. И даже не начало.. Когда в 17 веке голландцы открывают Австралию, и видят кенгуру, а затем в 18 веке ее начинают осваивать англичане, то, наблюдая это животное, они испытывают колоссальное чувство беспокойства. Что это? Как это назвать? С чем это сравнить? Поначалу указывали, что это напоминает передней частью кролика, а задней частью – лошадь; манеру прыгать у кенгуру сравнивали с прыганьем кузнечика; как вам это нравится? Полукролик-полулошадь, прыгающий как кузнечик?! Просто химера какая-то.. В судовом журнале корабля «Индевор» от 24 июня 1770 г., Кук записал, что видел «диковинное животное мышиного цвета, размером с гончую собаку и с длинным хвостом. И прыгало оно как заяц или олень». Полукролик, который прыгает как заяц – это еще куда ни шло, но как олень – это еще одна химера.. Заметим, что великий мореплаватель здесь отказывается от сравнения кенгуру с известными ему животными – просто диковинный зверь мышиного цвета размером с большую собаку.. Но тут невольно возникает еще одно сравнение – с мышью. Итак, кенгуру для европейцев 17-18вв - это сочетание кролика, лошади, мыши с манерой прыгать как у кузнечика, оленя или зайца. Да такому дикому соединению образов и сама химера позавидовала бы!
И теперь стоит вернуться к картине Стаббса. Как мы видим, кенгуру-химера отчасти присутствует и на ней. И дело тут не только в неправильно нарисованных ушах и не совсем правильно – задних лапах. Дело в образе, который эта картина создает в сознании человека, который кенгуру не видел (как и сам Стаббс). Вот увидел европеец эту картину – и что он должен представлять? Скорее тут представляется либо огромная мышь, которая почему-то встала на мощные задние лапы, либо гигантский тушканчик – судя по прыжкам.. Сейчас бы сказали – сюрреализм. Но тогда не знали такого слова, и потом – какой сюрреализм? Изображение вполне реалистично, в нем нет желания добавить «сюр», сами кенгуру вполне реалистичны, но вот возникает нечто, что лучше бы назвать «химерореализм».. Словно столкнулись два «не может быть»: человек увидел кенгуру, сказал – такого не может быть! – и начал комбинировать образы, чтобы «представить это»; но, попав в сознание человека, уже кенгуру говорит сознанию, - не может быть, ты мне не нужно, я не могу здесь находиться! Если угодно, сознание «отразило» кенгуру, а затем, испугавшись этого отражения, «отразило» уже «отражение» - как щит отражает опасные удары.. Кенгуру пересекло границу нашего сознания, но долгое время оставалось на этой границе, став таким «пограничным животным», полусознанием-полуреальностью. Именно так сознание реагирует на непостижимую поначалу реальность - своего рода это колебание между "принятием" и "бунтом". Как будто в мастерскую художника заглянула химера, и спросила «который час?».. Кенгуру ударил  стекло сознания так, что оно рассыпалось на осколки, и потом, как в калейдоскопе, возникло соединение совершенно разных, не относящихся друг к другу цветных стеклышек. Кстати говоря, в одном из них можно разглядеть, что кенгуру еще и на косулю похож, только на двух задних лапах.. Да, и субстанция кенгуру, и характер его передвижения, - были неподвластны человеческому разуму раннего Нового времени. Кенгуру выходил только «представлением», которое отталкивало реальность. А уж когда европеец видел, как кенгуру целой толпой прыгают по траве – словно приобретшие сознание бильярдные шары, которые сошли с ума, и начали скакать – как должно было реагировать его сознание? Да так: кенгуру нужно приручить, приручить не как биологический вид, а как предмет сознания. И потому создана мысленная конструкция кенгуру, которая, хотя поначалу и полухимерична, но позволяет «жить с этим», не испытывая экзистенциальный ужас от встречи с невиданным животным. И эта конструкция просуществовала почти 200лет, она вошла в плоть и кровь тогдашней культуры. И лишь затем произошло полное превращение кенгуру из химеры в реальность, но и сегодня, видя их вблизи, мы вздрагиваем: кто ты, и как явился в наш мир?