Источник Бокек

Лев Неронов
 Путешествия. Оглавление. http://www.proza.ru/2019/03/16/1237

        Молодые – Настя и Нир вывезли нас с Аллой 16 мая 2009-го года в тиюль (поход), к источнику-ручью, что впадает в Мертвое море, в южное его зеркало.  Накануне, Настя спросила меня, что лучше – посмотреть северный пейзаж, с цветочными лужайками или полазать среди каменюк Иудейской пустыни. Я ответил, что цветочки мы и в России видели, а жить в Израиле и не окунуться в пустыню обидно.
 
        Мы засиделись дома, обленились и, честно говоря,  были не очень готовы к подвигам. Кеды Аллы потрескались в подошвах при первом же выходе на асфальт. Я стянул трещины скобками. Мои кеды прошли испытания при восхождении на Масаду. И там они оказались надежнее, чем я сам. Учитывая опыт Масады, меня одели в шорты, чтобы было легко поднимать колени. Оба мы приготовили темные очки. Алла выбрала среди своих головных уборов широкополую шляпу "сомбреро". Отыскали для меня мини рюкзак. Главное в пустыне – это вода. Ее мы взяли и в рюкзаке и, как запас, в машину. Алла старательно готовила гречку с мясом индейки для всех.
      
        Заранее мы не знали куда идем, какие будут в пути препятствия. Накануне вечером, в конце шабата, позвонила Настя и предупредила, что нужны еще сланцы, чтобы ходить по воде. Я кинулся укреплять перепонки босоножек, нарушая стуком молотка тишину и режим шабата.
 
        Утром к нам пришли Нир и Настя, осмотрели нашу готовность. И Настя забраковала кашу с индейкой. – «Нир это есть не будет, и у нас есть еда для всех». На Нира не угодишь!
   
        Мы едем в южном направлении. Солнце светит с востока в левые окна автомобиля. За рулем работает Нир. Двигаемся по новому отличному шоссе, почти пустому, по бесплатной его части. Путь неблизкий. У молодых жизнь насыщена работой на двух-трех работах и светскими мероприятиями. Вечером, например, они  ездили на север гулять на свадьбе, вряд ли выспались. Что опасно для водителя. По радио накануне сообщили, что один водитель уснул за рулем, и в столкновении было четыре покойника, из них двое детей.

        Вообще, на дорогах Израиля в автокатастрофах людей гибнет больше, чем в терактах и в противостоянии с арабами. От водителей требуется внимательность. Но мы надеемся на Нира, он водитель опытный и всегда абсолютно трезвый, поскольку даже гречку не ест. Настя в роли штурмана, у нее в руках карта дорог Израиля. Нам же дали полистать путеводитель, где описан 101 туристический маршрут по стране. И нашему маршруту № 80 отведен разворот этой книги.
 
        Приближаемся к Беер-Шеве. Вдруг нас спрашивают, нет ли у нас денег с собой. Разумеется, что нет. Оказалось, что Нир, по невнимательности, забыл дома кошелек с деньгами и кредитной карточкой. А сейчас пора заправляться бензином. Заехали на попутную заправочную станцию. Пытаются выкрутиться. В Беер-Шеве живет сестра Нира, Дафна, но по мобильнику выяснилось, что сейчас она в Кирьят-Гате. Попытка выклянчить бензин с оплатой по почте не удалась: «Многие, такие, как вы, забывчивые, нас накалывали». Оставалось надеяться на заезжих водителей. Настя взялась проявлять свое женское обаяние.

        В Самаре был забавный случай. Стою я в очереди в кассу за билетами на поезд. Долго уж в очереди все стоим. Один мужик в кассе не может билеты выкупить. Жена дала ему в кулачок сумму точно, как она это понимала, чтоб не растратил муж деньги зря. А теперь ему и обидно, и стыдно. Нашелся другой мужик в очереди, более самостоятельный и дал тому мужику 15 рублей без отдачи!
      
        Итак удалось Насте найти водителя без предрассудков, и он одолжил ей, аж 200 шекелей!!! Мы заправились бензином и поехали дальше. Не дешевы поездочки на автомобиле, ой не дешевы!
 
        Местность становится очень холмистой. Дорога завиляла многочисленными крутыми поворотами. Мы опустились на 300 метров ниже уровня мирового океана. Немного закладывает уши, и я глотаю слюну, чтобы отпустило. Мы попадаем в зону молчания связи.  Нет сейчас некоторое время возможности разговаривать по мобильнику. В древние времена, люди разводили сигнальные костры на вершинах этих холмов. И была система сигналов, чтобы передавать на расстояние важную информацию.
 
        На одном из поворотов нас останавливает полицай. Миловидная женщина в чистенькой полицейской амуниции очень вежливо просит показать  водительские документы. Мы ничего плохого не предвидим. Но очень опасна эта деланная вежливость прятавшихся за поворотами пути рэкетиров "ГАИ-шников". Существует множество поводов оштрафовать водителя. Другой цели у полицаев нет! Сейчас скажет, что окна у автомобиля запыленные, шины лысые или у водителя утомленное лицо. Выясняется, что есть причина придраться. В стране произошел поголовный обмен водительских удостоверений, чтобы лишний раз «почистить» водительское братство и, заодно, почистить карманы водителей.

        Нир обновил свои водительские права. Но они лежат сейчас дома вместе с деньгами и кредитной карточкой. А в машине есть старые права, но устаревшие, и нет денег, чтобы уплатить за это нарушение штраф 250 шекелей. Нир очень вежливо извинился, объяснил ситуацию. Полицай записала номер машины, номер телефона и разрешила продолжить путь. Не понятно, пришлют ли штраф или нет. И не сообщит ли она коллегам по маршруту, чтобы еще кто-нибудь поиграл на нервах на обратном пути.
 
        Дорога выныривает из холмов на плато, видны многоэтажные, красивые строения санаториев, гостиниц и жилых зданий. Вдали видно Мертвое море, пересыхающее из-за отсутствия обильных дождей уже не один год. Мы подъезжаем к высокой каменной стене. В стене образована  глубокая расщелина. И установлен информационный щит на иврите и на английском языке, о том что это и есть ручей «БОКЕК».

        Сначала мы рассредотачиваемся, чтобы оправится на природе после долгого пути. Не нести же с собой! Сделать это в жилых местах мы попытались, но найти эти места среди бесконечных узких торговых лабиринтов, совершенно здесь неуместных, было невозможно.
    
        Мы сразу же разбились на пары. Молодые, обутые в «вездеходы», испытанные многократно, пошли по каменистому дну ручья, «аки посуху». А мы пошли в сухости по каменистой тропе. Нир заботливо снабдил Аллу альпенштоком. Договорились встретиться в конце маршрута. Расщелина была вся из прочного камня. Попадались небольшие пещеры.  Камни были насыпаны в изобилии на пути.

        «Змеиная тропа» требовала продвигаться аккуратно, взбираясь на необработанные валуны, твердо ставить ступню, чтобы избежать вывихов. Не всегда удавалось помогать друг другу. Алла продвигалась, как вездеход, зря я за нее втайне волновался.  Дно, где протекал ручей, было усыпано скользкими острыми камнями  и заросло на всем пути высоким камышом. Мы шли по тропе, но приходилось перебираться и через ручей, боясь замочить обувь. В некоторых местах в ручье образовались неглубокие озерца. В них барахтались путешественники.

        Было здесь и очень много детей, совсем маленьких и таких милых. Постепенно мы приноровились и полюбили это благословенное место.  На маршруте, краской на камнях, был обозначен рекомендуемый маршрут. Весь наш путь был не продолжителен и скоро мы встретились с Ниром и Настей. Это был условный конец интересного маршрута, хотя можно было идти вверх по ручью и дальше. Нир ходил и исследовал верховья ручья.
 
        В этом месте было более многолюдно и более интересно. Многоструйные водопады низвергали воды свои, и вымыли каменные чаши-ванночки. В этих природных чашах и резвилось водоплавающее население. Я, не разуваясь, забрался  в одну из чаш. Было скользко, но под руками оказалась услужливая ручка, заботливо и надежно зацементированная в каменную твердь. Теплые струи водопада поливали меня щедро сверху. Алла забыла про водобоязнь, и тоже испытала удовольствие прямо в кедах и в «подштанниках с лампасами». А чего же ради, трудилась в пути!

        Я, естественно,  вел в пути фотодневник с помощью «фотомыльницы». Настя тоже фотографировала своей профессиональной цифровой камерой.
 
        Затем мы приступили к обеду. Из всего нашего провианта пригодились только скатерть и вафли. Настя, традиционно,  напитала питы (лепешки-карманы) салатом и сосисками. Нир удивительный человек: салаты не ест. Ест только мясное, хлебное и балуется крекером. Пьет только воду из бутылок, кока-колу и апельсиновый напиток.
 
        Обратно мы все четверо пошли по воде, по дну ручья, прямо в кедах. Таким образом, мы с Аллой, считай, совершили «кругосветку», туда шли посуху, а обратно по воде. Спускаться вниз менее удобно. Но шагать по воде более приятно, чем бояться замочить обувь. В шлепанцах идти хуже, камешки попадают под ступни, лучше ходить в кедах.

        Вид на высокие каменные берега расщелины только местами был живописен, когда была видна излучина, и открывалось глазу больше простора. Было по-летнему тепло, но еще не жарко, всего 24 градуса. В ущелье было много тени. А вода, как парное молоко. Было немного жалко, что маршрут окончился.
 
        Затем, Нир повез нас немного дальше к югу, чтобы посетить еще одну достопримечательность – пещеру, где по легенде укрывалась от врагов семья Лота, племянника Авраама – легендарного праотца и для евреев, и, частично, для арабского населения . 

        Вход в огромную пещеру хорошо виден. Пещера обширна и глубока, в ней  прохладно, здесь легко заблудиться. Каменная  твердь возвышается над пещерой и обрывается отвесно перед плоской долиной. Место это, по видимому,  было частью территории вблизи Мертвого моря, охваченной природным катаклизмом.  Высоко вверху видны причудливые каменные нагромождения. Среди них имеется знаменитый «соляной столб».
 
        Сейчас следует привести некоторые сведения из Торы и дополнить их известной легендой, чтобы ощутить в полной мере  историческую важность места, где мы сейчас находимся.
 
        Нахор родил Тераха. Терах родил Авраама, Нахара и Арана. Аран родил Лота. Таким образом, Лот – племянник Авраама. Люди и стана Авраама  и Лота жили некогда на одной территории, и было им тесно. Авраам предложил дружелюбно разойтись по разным землям.  Лот переселился в окрестности городов Садома и Гоморы. Однако жители этих городов были враждебны к пришельцам. Кроме того, были они поголовно охвачены пьянством и развратом. Лот же был праведником и доброжелательным.

        Однажды его посетили ангелы, и Лот пригласил их в свой дом. Жители городов пожелали надругаться над гостями Лота, требовали выдать им гостей, чтобы познать их. Лоту с трудом удалось вывести ангелов незаметно. Бог разгневался и собрался разрушить города Садом и Гомору и уничтожить всех жителей. Лот просил Бога не делать этого. Он торговался с Богом по числу безгрешных жителей, чего Богу было бы достаточно. Но в этих двух городах не нашлось и десятка безгрешных жителей. И Бог повелел Лоту и семье его уходить оттуда немедленно. И, главное, даже не оглядываться, на то, что будет происходить у них сзади.

        Тогда Лот, жена его и две дочери бежали к этой пещере. Города Садом и Гомора  стали проваливаться под землю и исчезли с лица земли полностью. Жена Лота не выдержала условия и оглянулась. И она превратилась при этом в соляной столб, который и виден сейчас на вершине горы. Сам Лот и две дочери его стали жить в этой пещере. Сыновей, наследников у Лота не было от его законной жены . Не успела она родить ему наследника.

        Дочери задумали напоить отца вином и лечь с ним по очереди, полагая, что отец этого не заметит. В итоге, Лот родил от каждой дочери сыновей – Моава и Амина. И не угас род его. И посеяли сыновья Лота народы - маовитян и аминовитян. Такая вот история.
    
        У входа в пещеру Алла обнаружила осколок соляного столба. Языком чувствуется вкус поваренной соли. Мы прихватили эту каменюку соленую домой, на память. И еще, на пути перед машиной обнаружился рукотворный колодец без крышки. Туда опасно провалиться колесом. А может и потолок подземного пространства обрушиться под тяжестью автомобиля! И будет это продолжением Божьего промысла.
 
        Усталые и довольные походом, мы возвращались домой. Солнце успело переместиться на запад и опять светило нам в левые окна автомобиля. Неожиданно Нир заехал на попутную заправочную автостоянку, припарковался среди дремлющих автомашин и задремал, точно как Штирлиц, на 15 минут. А у нас выдалось время вспомнить события дня.

        Мы прошлись в пустыне по интересному, своеобразному и безопасному маршруту. А случается, что в Негеве туристы попадают в крутой переплет, сбиваются с пути, мучаются от жары и жажды.  Вызывают службу 100 для спасения. По радио сообщили, что турист-одиночка пропал в пустыне Негев. Его искали энтузиасты и вертолет. Нашли его мертвого. Он провалился в пропасть вблизи ручья Арогот, у горы Ишай.
 
        Обратно мы проехали без происшествий за два с половиной часа пути. Что-то жутко горело по дороге. Возможно, это жгли покрышки забастовщики или арабы учинили пожар. Засидевшись в пути, я с трудом поднимал ноги на четыре ступеньки перед нашей дверью.  Мы благодарны Насте и Ниру, что они взяли нас в это путешествие.

 Путешествия. Оглавление. http://www.proza.ru/2019/03/16/1237