Образ Ленина в советском изобразительном искусстве

Вадим Ирупашев
       Из статьи «Образ Ленина в искусстве», журнал «Красная Нива» за 1933 год: «Образ Ленина – глубоко волнующая и ответственная тема для советских художников.
Осуществление этой темы – задача гигантской трудности. Здесь ничего не подскажут образы вождей других классов, ни Юлий Цезарь, ни Лоренцо Великолепный, ни Гракхи, ни Дантон, ни Робеспьер, ни Кромвель, ни Марат.
       Ленин – человек новой эпохи молодого класса – пролетариата – могильщика классового и строителя бесклассового общества.
       При воссоздании образа Ленина в изоискусстве главное – раскрыть, изучить и показать черты, выкованные в 30-летней борьбе за партию, и в руководстве пролетарской борьбой и строительством.
       Художникам необходимо учесть характеристики, данные Ленину его учеником, другом т.Сталиным. Т.Сталин выделяет в деятельности Ленина две особенности: русский революционный размах и американскую деловитость.
       Т.Сталин отмечает и удивительную скромность Ленина: «…простота и скромность Ленина, это стремление остаться незаметным или, во всяком случае, не бросаться в глаза, не подчеркивать своего высокого положения…»

       А по воспоминаниям близких к Ленину людей, лицо его отличалось живостью, разнообразием выражений, раскрывающих в простых внешних чертах огромное внутреннее богатство, а выражение острого прищуренного взгляда, а также выразительность быстрых движений и поворота головы, неповторимы.
       Воссоздать в искусстве образ Ленина – гения пролетарской революции, так, чтобы об этих произведениях можно было сказать, что не только сегодня, но и «через двести лет он будет похож», – так говорил Микеланджело о своём Лоренцо Великолепном, – это лозунг творческого соревнования художников, достойный эпохи социалистической революции, достойный искусства передового класса.
       Выставки советского искусства за 15 лет, показавшие лучшие образцы портретов Ленина в самых разнообразных видах изоискусства, демонстрировали успехи советских художников на этом пути.
       И всё-таки мы далеко ещё не вправе считать решённой эту громадную задачу.
       Невозможно даже представить количество портретов Ленина, созданных советскими художниками в разнообразных видах изобразительного искусства. Количество их неизмеримо!
       Работа художников над портретами Ленина имеет свою историю. К сожалению, немногим художникам посчастливилось рисовать Ленина с натуры. Проникнуть в кабинет Ленина и писать, рисовать, ваять его, удалось только художникам Альтману, Гринману, Пархоменко, и скульптору Андрееву. Большинство же художников делали свои наброски с натуры во время общественных выступлений Ленина.
       Интенсивная работа над созданием портретов Ленина началась уже после его смерти. Материалом для художников служили фотографии, зарисовки, воспоминания соратников Ленина.
       А в более поздние советские годы, когда имя Ленина было «обожествлено», написание портретов Ленина и картин с ленинской тематикой стало для советских художников уже непременным условием признания их заслуг и получения государственных премий, званий заслуженных, народных, академиков.
       И советские художники с энтузиазмом включились в процесс создания художественной «Ленинианы». Художники тиражировали образ Ленина в своих бесчисленных картинах на темы: «Ленин на пути в Петроград», «Ленин в Смольном», «Ленин на трибуне», «Ленин и ходоки», «Ленин и Сталин», «Ленин и Горький», «Ленин и дети».
       Но над созданием образа великого Ленина трудились не только художники-профессионалы. Большой вклад в создание ленинской «иконографии» внесли и художники-оформители.
       Но вклад этот был, к сожалению, не столько художественным, сколько количественным.
       В советском обществе была огромная потребность в портретах Ленина. И многотысячная армия художников-оформителей удовлетворяла этот спрос.
       Но и среди художников-оформителей встречались настоящие мастера, способные удивлять своим «художественным» ремеслом. Мой приятель, работавший на машиностроительном заводе, мог нарисовать великого вождя вслепую. Приятелю завязывали глаза, и он на листе ватмана карандашом за тридцать секунд рисовал портрет Ленина.
       А портреты Ленина можно было увидеть повсюду: в кабинетах партийных руководителей, чиновников, в школах, дворцах культуры, больницах, воинских казармах, местах заключения.
       Даже в детских садах на детей смотрел с портрета дедушка Ленин, как бы говоря будущим строителям коммунизма: «Учиться, учиться и ещё раз учиться!»
       Портретов Ленина было написано, изваяно советскими художниками сотни тысяч, а быть может, и миллионы!
       Но в истории случаются удивительные метаморфозы! Как-то вдруг разрушился Советский Союз, исчезли КПСС, коммунистическая идеология, а на смену «развитому социализму» пришёл «прогнивший капитализм». И воцарилась в стране идеология наживы.
       И как-то быстро советские люди забыли своего великого вождя Ленина. Исчезли портреты Ленина из кабинетов чиновников, картины с ленинской тематикой из экспозиций музеев, дворцов культуры.
       А новый кумир масс – «великий вождь нового времени» – ещё не появился. И художники, лишившись госзаказов, переключились на пейзажную и натюрмортную живопись.
       И уже затруднительно было увидеть где-либо изображения Ленина. Какая-то часть «Ленинианы» в девяностые годы была скуплена зарубежными коллекционерами как «исторический курьёз», а остальное изотворчество советских художников, посвящённое Ленину, пылилось в запасниках музеев. Но многое было и утилизировано!
       Помню в девяностые зашёл я как-то на почту письмо заказное отправить. Я часто пользовался услугами этого почтового отделения и уже привык видеть на стене помещения портрет Ленина, и был удивлён, не увидев портрета. А портрет Ленина стоял на полу, прислонённый к стене. Я полюбопытствовал, спросил работницу почты, мол, почему портрет-то со стены сняли. А работница почты невозмутимо и пояснила: «Списали портрет Ленина по указанию почтового начальства, за ненадобностью». Надо признать, что портрет этот не представлял художественной ценности, но был вставлен в великолепную раму. И так мне захотелось заполучить эту красивую раму, что я поинтересовался дальнейшей судьбой портрета. И тут уж работница почты и вовсе удивила меня своим ответом: «По закону списанный портрет мы обязаны уничтожить – сжечь вместе с рамой». И помню, очень мне было жаль красивую раму.
       И снесены были по всей стране памятники Ленину, и исчезли куда-то многочисленные бюсты великого вождя мирового пролетариата.
       Но не все исчезли безвозвратно.
       Как-то мой сосед приобрёл гипсовый бюст Ленина у рабочего городской свалки. Сосед установил бюст во дворе своего дома, на огороде. И когда я захожу к соседу в гости, то вижу гипсового Ленина, стоящего в одиночестве на грядках с луком и морковью.
       Всем известно, что Юлий Цезарь, Дантон, Робеспьер, Кромвель, Наполеон, Марат имеют сомнительную репутацию, и что их роль в истории человечества оценивается современными историками неоднозначно.
       Но ведь не сожгли же потомки портреты этих исторических деятелей вместе с рамами.
       А не сожгли потому, что не поднялась рука уничтожить великие произведения художников прошлого. И сейчас эти портреты можно увидеть в художественных галереях Италии, Франции.
       А нашим советским художникам то ли таланта не хватило, то ли не смогли они рассмотреть в Ленине сложную, противоречивую, но яркую личность, а видели в нём только «могильщика мирового капитализма». Но этого, как оказалось, было недостаточно для того, чтобы создать истинно высокохудожественные произведения искусства. И, к сожалению, все портреты Ленина, написанные советскими художниками, схематичны, а в лучшем случае передают правдиво лишь внешние черты лица Ленина.
       Как-то зашёл я в супермаркет, в кондитерский отдел, и глазам своим не поверил: лежат на полках плитки шоколада в красочных обертках и с портретом Ленина. А когда я увидел на полках бюсты великого вождя мирового пролетариата, изготовленные из шоколада, то уж и не знал, что и подумать: то ли это шутка какая, то ли рекламный ход.  Но когда, выходя из магазина, увидел я подростков, поедающих шоколадного Ленина, то уж и поверил, что это всерьез.