Люк Линн. Ансельм о вере и понимании

Инквизитор Эйзенхорн 2
АНСЕЛЬМ О ВЕРЕ И ПОНИМАНИИ
Люк Линн (2007)
https://www3.dbu.edu/naugle/PCS_Papers/Luke Lin/2005 PEW Anselm.pdf

Возможно ли когда-нибудь понять веру? Можно ли сделать веру ясной? Эти вопросы поднял Ансельм Кентерберийский в своей книге Proslogion, которая является работой, стремящейся обрисовать поиск верой подлинного понимания. Когда Ансельм пытался найти Бога и искать понимания, он применил грани своего интеллекта и рациональности. Тем не менее было ли для него разума достаточно, чтобы направить его веру к пониманию, которое удовлетворило бы его страсть к познанию Бога? Если нет, то что позволило ему разобраться в своей вере и прийти к подлинному пониманию?  Как современный христианин способен применить уроки Ансельма, чтобы сделать веру подлинной реальностью? Я намерен показать, что вера Ансельма могла успешно искать и находить понимание только с помощью Божественного просветления, полученного от благодати Божьей. Мы начнем с изучения августиновских мотивов, присутствующих в работах Ансельма, чтобы понять всерьез, как вера вообще может искать понимания.  Затем онтологический аргумент Ансельма в его основной форме будет рассмотрен как пример использования разума верой в поисках понимания. Впоследствии роль его чувств и его горячее желание видения Бога будет проанализировано как средство демонстрации его намерений. Наконец, метод, с помощью которого его вера смогла прийти к подлинному пониманию, будет обсуждаться в свете собственной личной веры. Лишь исследуя эти аспекты понимания Ансельма, можно глубже понять, как можно познать Бога, несмотря на ограничения, которые, кажется, препятствуют успешному достижению этой цели.

1. Влияние августинцев на Ансельма и происхождение веры в поисках понимания

В качестве отправной точки интересно отметить, что есть много общего между стилем "Прослогиона" и "Исповедью" Августина Гиппонского. Оба стремятся найти и познать Бога, и  оба используют молитву и Писание как средства достижения этой цели. Как и у Ансельма, вера Августина заставила его искать понимания. Свою "Исповедь" Августин открывает молитвой, где его вера взывает к пониманию: «Позволь мне искать Тебя, Господь ... и позволь мне произнести мою молитву, веруя в Тебя... Моя вера, Господь, взывает к Тебе, вера, которую Ты мне дал" (1). Точно так же Ансельм начинает с сердечной просьбы к Богу, выражая свое желание получить понимание для его веры: «Но я действительно желаю немного понять Твою правду, ту истину, в которую мое сердце верит и которую любит" (2). Точно так же они оба стремятся найти и познать Бога, хотя используют несколько разных методов в их соответствующих поисках. В то время как Августин использует свою память для созерцательного поиска Бога в своем уме, Ансельм использует свой ум, чтобы рассуждать рационально о существовании Бога, а также попытаться понять Бога через Его разум. Оба они, однако, прежде всего заинтересованы в том, чтобы подтвердить свою веру подлинным пониманием Бога. На самом деле Ансельм дает более полное название Proslogion в «Предисловии», которое подчеркивает тему работы: "Вера в поисках понимания" (3). В этой работе содержится призыв Ансельма реализовать свою веру: он не может прийти к вере, но он может прийти к Богу и, увидев Бога, узнать Его с большей уверенностью, чем когда-либо прежде.

2. Ансельм в поисках понимания

Конечно, вера Ансельма искала понимания. Но как был структурирован этот поиск? В чем состояло искание верой понимания? Его понимание началось с его взгляда на творение человека. Поскольку человечество было создано по образу Бога, люди обладают Его образом, который предназначен для любви к Богу и размышления о Нем. Однако, поскольку образ Божий во всех людях омрачен грехом, люди не могут должным образом его использовать и по-настоящему любить Бога (4). Единственное решение заключается в обновляющей работе Бога, Который должен преобразить человека, чтобы восстановить в нем Свой образ. Это восстановление необходимо для того, чтобы человек осознал истинную цель познания и любви к Богу. В конечном счете Бог должен восстановить образ и обновить интеллект в отдельных людях, чтобы получить надлежащее понимание ими Самого Себя. После восстановления интеллекта и образа Божьего человек может жить и действовать так, как было задумано, размышляя о Боге и находя Его. При этом можно исполнить цель, ради которой он был создан, а именно - видеть, знать и понимать Бога.
Однако, поскольку человечество вынуждено иметь дело с последствиями греха, люди не могут правильно понять Бога, используя только свой интеллект. Таким образом, Ансельм понимает, что его вера ищет понимания; то есть с отправной точкой веры и через дар Божьей благодати он стремится понять веру и Бога своей веры. Он выражает это так: Я не стремлюсь понять, чтобы я мог поверить; но я верю, чтобы я мог понять" (5). Он не искал причины, почему он должен верить, но, поверив, он стремился понять и реализовать веру, которую он уже имел. Другими словами, вместо того, чтобы «смотреть, прежде чем прыгнуть», он считал, что это тот случай, когда мы совершаем прыжок веры, а затем пытаемся расшифровать и понять смысл того, что уже принято верой.
Таким образом, связь между верой и разумом заключается в том, что вера является той отправной точкой, на которой покоится разум. Благодаря использованию разума вера реализуется, позволяя человеку по благодати Божьей видеть и понимать Бога, как только образ человека переделан, а интеллект обновлен. Однако понимание может прийти только через благодать Божью. Когда Ансельм стремится принести понимание своей вере, он осознал, что лишь благодаря просветлению и благодати он может видеть и понимать Бога (6).
В поисках понимания для своей веры Ансельм использует разум как инструмент, с помощью которого он пытается понять и познать Бога. Основа использования разума для достижения понимания основана на предпосылке, что человек разумное существо. Поскольку люди разумны, их естественной тенденцией является использование рациональности для понимания чего-либо*. Таким образом, обращение к разуму как способу обретения и познания Бога имело смысл, так как Ансельм вообще имел своей целью познать Бога. Однако вопрос его эффективности в достижении  конечной цели прояснился по мере того, как он стремился к пониманию.

3. Онтологический аргумент Ансельма как средство поиска понимания

В главах 2–4 Прослогиона Ансельм представляет свой онтологический аргумент в качестве рационального доказательства существования Бога. Аргументация начинается с утверждения, что Бог - это «нечто, что не является чем-то большим, чем можно помыслить" (7). При этом Ансельм утверждает, что Бог обязательно существует, потому что качество существования, которое принадлежит Богу, превосходит качество чего-то, воображаемого только в уме, но не существующего в реальности. Таким образом, когда он утверждает, что Бог - это то, больше чего ничто нельзя помыслить, он утверждает, что Бог логически обязательно существует. Он проводит свой аргумент, демонстрируя, что существование Бога является Его величайшим атрибутом. Для иллюстрации он приводит пример художника: "Таким образом, когда художник заранее планирует то, что он собирается выполнить, он имеет это в виду, но он еще не думает, что это действительно существует, потому что он еще не выполнил это. Тем не менее, когда он на самом деле нечто нарисовал, он это имеет в виду и понимает, что это существует, потому что он теперь сделал это» (8). Используя художника и идею живописи, он показывает, что то, что существует в реальности, больше, чем то, что существует только в уме как мысль.  Отсюда следует, что если Бог больше всего, что можно помыслить, Бог должен существовать на самом деле, в противном случае, Бог не соответствует своему определению,  и могло бы быть помыслено нечто большее, существуй Он только в уме. Так как Бог есть то, больше чего ничего нельзя помыслить, Бог существует не только в уме, но и в реальности.
Более того, Ансельм усиливает свой аргумент, показывая абсурдность мысли, что Бога может не быть. В главе 3 он формулирует свой аргумент так: "Ибо можно представить себе, что существует нечто такое, чего нельзя представить себе как несуществующее; и оно больше, чем то, что можно представить себе как несуществующее. Поэтому если то, больше чего нельзя себе представить, можно представить себе как несуществующее, тогда то, больше чего нельзя представить себе, не есть то, больше чего нельзя себе представить; противоречие. Значит, нечто, больше чего нельзя себе представить, существует так подлинно, что нельзя и представить себе его несуществующим" (9). Другими словами, если рассматривать такой объект, было бы немыслимо думать, что этот объект не может существовать. Ансельм отмечает, что это конкретное качество объекта ознчаает больше, чем другой объект, который не существует. По этой причине невозможно, если что-то, больше чего ничто не может быть помыслено, могло бы не существовать, потому что определение существования больше, чем небытие. Бог не мого бы быть тем, больше чего ничего нельзя помыслить, если бы Его не было. Таким образом, согласно аргументу, Бог не только существует, но Бог не может не существовать, если Бог есть то, больше чего ничего нельзя помыслить.
 Установив свои доказательства, Ансельм продолжает показывать, что претензии тех, кто отвергает бытие Божие, несостоятельны. Глава 4 - это библейское описание глупца, который считает, что обоснование необходимого существования Бога в принципе понятно, но в то же время не верит, что Бог существует. Основываясь на своих аргументах, Ансельм отклоняет эту позицию как логически ошибочную. Нельзя, "понимая, что такое Бог, считать, что Его не существует" (10). Если человек действительно понимает, что Бог есть то, больше чего ничего нельзя помыслить,  нельзя утверждать, что Бог не может существовать. Тем самым неуместно представление, что можно понимать смысл существования Бога и утверждать, что Его нет.
  Используя свои рациональные способности, Ансельм установил доказательство существования Бога. Тем не менее это не конец его поисков понимания. Даже после того, как он изложил свои онтологические аргументы, Ансельм еще не удовлетворен познанием Бога, которым он обладает. Его рациональность поддерживает его знание о существовании Бога, но ему еще предстоит полностью найти и познать Бога. Его страсть к поиску Бога все еще присутствовала, но представлялось, что Бог был «за пределами понимания… сокрытый в неприступном свете" (11), который он не мог постичь. Несмотря на то, что он нашел то, больше чего ничего нельзя помыслить, задумавшись, он спросил, почему его душа не испытала Бога. Он еще не нашел предмет своего поиска.
Так Ансельм пришел к пониманию, что понимание Бога было функцией знания, которое превзошло пределы его конечных человеческих способностей. Однако это осознание не отрицало его цель познать Бога и не ослабило его стремление достичь своей цели. Его страстное желание увидеть Бога сохранило стремление идти к пониманию веры, хотя он понял, что знание Бога превысило его рациональные способности. На самом деле, на протяжении всей работы его желание увидеть Бога становится ясной темой. Убедительность с точки зрения веры - это близкое общение между познающим и Познаваемым, так что видение Предмета становится убедительным методом подтверждения знания о Нем. Таким образом, Ансельм страстно желает видеть Бога и сделать свое знание Бога подлинным. Он молится так: Господи Боже мой, создатель и воссоздатель мой, скажи душе моей страждущей, что Ты есть другое, чем то, что она видит, чтобы она чисто видела то, чего желает. Она напрягается больше видеть и ничего не видит сверх того, что видит, кроме потёмок; вернее, не потёмки видит, ибо нет их в Тебе, а видит, что она не может больше видеть из-за темноты своей" (12).  Его собственная человеческая ограниченность и греховность были факторами, которые ограничивали его способность видеть и знать Бога. Однако его неспособность не помешала ему искать Бога, и его жажду видеть Его греху было не одолеть.

4. Страсть Ансельма воплотить свою веру в видение

 Фактически, на протяжении всей работы Ансельм использует язык, который подчеркивает его желание видеть Бога и знать Его. Например, в первой главе  он делает свою цель найти Бога очень ясной, и он также проявляет сильную страсть и стремление к достижению этой цели. Его  прошение и мольба к Богу таковы: "Приди, Господи Боже мой, научи мое сердце, где и как искать Тебя, где и как найти Тебя" (13).  Он стремится искать Бога, и страсть, с которой он это делает, показывает его сильное стремление видеть Бога и наполниться знанием Его. Он описывает этот голод и желание так: «Я отправился голодным искать Тебя, и я молю Тебя, Господи, не оставь меня в этом голоде. Я пришел к Тебе как голодный; не отпускай меня без еды" (14). Во всех своих страстных устремлениях он приходит к пониманию основной истины: Бог должен быть инициатором откровения. Чтобы мы могли увидеть Бога, Он должен открыть Себя нам. Это видно по молитвам Ансельма, где он обращается к Богу, чтобы Он позволил ему увидеть и научиться: «Научи меня искать Тебя и открой Себя мне, как я ищу, потому что я не могу искать Тебя, если Ты не научишь меня, и я не найду Тебя, если ты не откроешь Себя" (15). Таким образом, Ансельм  полон решимости найти Бога, но также понимает, что это будет невозможно, если Бог не откроет Себя Сам.

5. Ансельм о Божием просвещении и благодати

Следовательно, Ансельм понял, что только из-за Божьего откровения и дела он мог узреть Его. Его молитвы отражали это понимание: «Подними меня от себя самого к Тебе. Очисти и обостри око моей души, чтобы оно могло видеть Тебя (Пс.12.4)" (16). Его желание увидеть Бога могло быть исполнено, лишь если Божия благодать расширит понимание, которое позволило бы ему увидеть и познать Бога. Его рациональные  способности оказались недостаточными для того, чтобы видеть Бога так, как он того желал; скорее, только через Божью благодать и просвещение он мог достичь своей цели. По сути, все его стремление увидеть Бога зависело от явления Божией благодати, с помощью которой он смог увидеть, как эта благодать принесла свет и понимание в его душу и веру. Благодать Божья стала важным элементом для понимания Ансельма, потому что, хотя его вера жаждала видеть и понимать Бога, его рациональные способности для этого были ограничены. Нет никакого способа, которым интеллект сам по себе может прийти к пониманию и познанию Бога, которое могло бы удовлетворить такую страсть к видению Бога. Его вера не могла по-настоящему прийти к пониманию без работы благодати из-за влияния греха на образ Божий, что проявляется в ограничениях нашего ума. Таким образом, его модель для поиска верой понимание обязательно включает в себя осознание того, что он не может видеть, пока Бог не откроет ему знание и не осветит его понимание. Тем не менее, несмотря на ограничения его ума и способностей, Ансельм не отступил от своей цели видения Бога. Вместо этого он проявил решительную страсть к достижению понимания Бога, используя все свои возможности, какими бы ограниченными они ни были. Вера в поисках понимания была реализована для Ансельма в тот момент, когда его стремление познать Бога пересекалось с просвещением, данным ему по благодати Божьей.

6. Применения для современного христианина

Эффекты дихотомии факта-ценности достигли сегодня такой степени, что академическая наука и большинство профессионалов рассматривают продукты математики, естествознания и других «позитивных» дисциплин в которых каждый приходит к знанию через устойчивое доказательство, гораздо более важными и актуальными, чем такие дисциплины, как христианское богословие, которые, кажется, только предлагают информацию, которая не может быть проверена или доказана. Придите в любой крупный университетский городок, и вы найдете богословские изыскания в самом низком статусе, как предмет насмешек ученых-естественников и других профессиональных исследователей.  Можем ли мы когда-нибудь познать свою веру так, чтобы мы могли быть уверены в ней. Неужели наши догматические воззрения - это просто вера, которая была передана из поколения в поколение, но у которых нет никаких доказательств или реальности, кроме случайных харизматических ощущений эйфории или случайных совпадений, что некоторые считают чудесами? Все эти вопросы требуют законных ответов среди современного и постмодернистского мира и постхристианской критики. Как бы трудно ни было защищать свою веру, у Ансельма можно многому научиться в его попытках веру реализовать. Его стремление видеть и понимать веру не было тривиальным;  это обеспокоенность тем, что каждый серьезный богослов и последователь христианской веры должен бороться в попытке осмыслить мир, особенно в свете современной и постмодернистской критики. Надо помнить, что вера христианства уникальна среди других конфессий и утверждает, что требует ответов. Любой серьезный христианин признает, что вера существует не без трудностей - например, как совместить наше чувство несправедливости мира с бытием всеведущего и всемогущего Бога? Однако, если мы начнем в вере искать понимания, мы можем начать понимать нашу веру более глубоко и останемся верными ей,  даже когда трудности порождают вопросы.
Однако, как и Ансельм, мы должны стремиться увидеть свою веру - не для того, чтобы мы могли верить, а чтобы, веря, мы могли  наконец прийти к актуализации и окончательной реализации нашей веры. Мы должны подойти к современным трудностям и мировоззренческим вопросам с христианской верой как надежным основанием, на котором можно прояснить многие нюансы. Веря, мы начинаем понимать, а в понимании мы постепенно приходим к тому, чтобы увидеть и понять реальность веры, к которой мы так долго стремимся. И все же не наше понимание или способности позволяют зрению прийти в наши слепые сердца и глаза, но Божественное озарение исходит из глубины благодати Божьей, которая жаждет, чтобы реальность веры стала для каждого из нас своей и бесспорной реальностью. Разумеется, христианин, приверженный вере и ее пониманию, не освобождается от трудностей, но когда человек вооружен поручительством подлинной веры, которая была преобразована зрячее понимание, он может справиться с этими трудностями с убежденностью, преданностью и настойчивостью.

7. Заключение

В заключение отметим, что Ансельм страстно пытался найти способ, которым его вера могла бы достичь удовлетворительного понимания и познания Бога. Этот поиск был основан на вере, которая стала отправной точкой, с которой он в конечном итоге стремился понять его веру и увидеть Бога. Хотя он использовал разум и свои рациональные способности как средство для достижения своей цели, он обнаружил, что пределы разума не позволяют ему достичь ее самому. Ансельм изо всех сил пытался понять, как он должен знать Бога, если его интеллект был ограничен и образ Божий внутри него испорчен. Хотя он мог доказать существование Бога с помощью разума, этого было все еще  недостаточно, чтобы удовлетворить его страстное желание увидеть Бога. Стремясь увидеть Бога, он надеялся достичь понимания веры, которая сделает Бога реальным для него и превратит его веру в зрячую веру.  И только Бог мог просветить его зрение, чтобы он мог увидеть. Таким образом, Ансельм зависел от Божьей благодати, чтобы принести понимание в свою веру. Он осознал, что благодать была важнейшим элементом, благодаря которому возможно понимание. Вера не могла успешно искать и находить понимание без благодати. Однако посредством благодати он понял, что его понимание должно быть просвещено, чтобы его вера могла видеть. Почти так же, как Ансельм, мы все сталкиваемся с невыразимой тайной познания Бога, хотя наши интеллектуальные способности далеки от этого. Мы должны позволить нашей вере искать понимания и жаждать видеть Бога, как это делал Ансельм. Тем не менее, так как наши возможности в конце концов не в состоянии успешно сосредоточить внимание на Боге, в конечном счете, Божья благодать освещает наше понимание и позволяет нам увидеть то, что мы не могли видеть раньше. Когда наша вера действительно ищет понимания, и мы начинаем задумываться об этом и анализируем нашу веру, так же, как было  с Августином и Ансельмом, мы понимаем, что только по милости Бога наша вера может быть актуализована. Вера в поисках понимания - это процесс, который включает в себя все наше существо - чтобы мы могли любить Бога всей нашей душой, разумением и силами. Хотя наши лучшие усилия все еще не дают нам ясного видения Бога, наши ограничения не снимают с нас обязанности искать Его. В конечном счете, как существа, которые стремятся придать понимание вере, мы убеждаемся, что важность Божьей благодати становится первостепенной, поскольку только по Его благодати мы можем прийти и увидеть. Таким образом, наша вера должна искать понимания, не для того, чтобы она могла верить, но чтобы, веря, мы могли прийти, понять и увидеть Бога нашей веры.

1. St. Augustine of Hippo. Confession. tr. FJ Sheed (Indianapolis, IN: Hackett Publishing Company, 1993),
2. Anselm of Canterbury. Proslogion. Tr. m.j. Charlesworth in Essential Writings. ed. B.Davis, G.R. Evans (N.Y., Oxford UP. 1998, P.87)
 3 Там же, 83.
 4 Там же, 87.
 5 Там же. 6 Это будет развито позже в статье.
 7 Там же, 87.
 8 Там же.
9 Там же, 88.
 10 Там же, 89.
11 Там же, 91.
 12 Там же, 96. Подчеркивает мое.
 13 Там же, 84-85.
 14 Там же, 86.
 15 Там же.
16 Там же, 97

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn