глава 3 командир Вологодского поискового отряда Ив

Нина Рябова
                МЯСНОЙ  БОР

«МЯСНОЙ  БОР... Там погиб мой дед,  - скажет  не раз Иван Александрович, когда речь заходит о войне. - И откуда такое необычное  странное название?  Какая – то непонятная ирония: Мясной и …Бор…»
  Здесь, возле маленькой деревни,  когда – то была скотобойня. А еще не раз рассказывали о каком – то юродивом или сумасшедшем, постоянно говорившем одно и то же:
 - Ой, кровушки прольется! Кровушки!


  Так ли это, не так ли, но сейчас мы знаем: Мясной Бор – самое  большое в мире  место, которое полностью покрыто останками погибших солдат. Здесь погибли десятки тысяч защитников нашей Земли.
 
  Готовилась  наступательная Любанская операция, целью ее было деблокировать Ленинград.
Здесь, вблизи этой деревни Мясной Бор,   в 1941 году  2 –ая  Ударная Армия выходила из окружения,  ей удалось сломить сопротивление врага  и выдвинуться  вперед.   Но  это было недолго. Армия  попала в окружение.  Оставался лишь «коридор», который постоянно сжимался, от  3 – 4 километров до 300 ( ! ) метров, по нему  шло пополнение, снабжение, военная  техника. Здесь проходили ожесточенные бои с декабря 1941 года.

 
  Постоянные обстрелы, удары с воздуха, к тому же кругом лесистая местность, болота,  нарушено снабжение войск.  И продвижение  прекратилось. 
 «Коридор» был уничтожен  превосходящим по силе врагом. Полное окружение. Здесь погибла  2 – ая  Ударная Армия.  Здесь погибли защитники Ленинграда…


Генерал Власов сдался в плен. Всех, кто был под его руководством, стали называть «власовцами», предателями.
 
Узкая полоска леса и непроходимых болот к западу от деревни Мясной Бор с марта  1942 года  получила название «Долина Смерти».


Конечно, Ваня и раньше читал об этом. Сейчас он  изучил карту, ход боев, движение дивизий, прочитал все, что было рассекречено.
Представить все, что пережили солдаты, было  жутко. Голод. Холод.  Отсутствие обмундирования…  В течение шести месяцев.

 
«Говорят, Мясной Бор стал зоной хрономиражей.  Мол,  концентрация человеческих страданий в этом месте была настолько плотной, что изменила саму структуру пространства и  времени , - написала мне Лидия Павловна Любомирская, поэтесса, когда прочла первые главы книги. - Вот и слышатся в новгородских лесах то немецкая музыка военных времен, то рокот танков, то крики идущих в атаку и стоны умирающих людей. Жители деревни рассказывают, что призраки мертвых солдатиков к ним в дома стучатся, еды просят. На болотах ночами замечают полупрозрачные фигуры, которые неслышно плывут над трясиной.
  А еще  - здесь птицы не поют. Да и нет их в «Долине Смерти», будто специально облетают стороной гиблое место…»
И написала свои стихи…
                ВОЛХОВСКИЙ  ФРОНТ
                Памяти бойцов Волховского фронта и всех других фронтов…
            В час закатный, час весенний
            На ветвях чернеют галки.
            Разбегутся в чаще тени…
            Неприступною весталкой

               Кружит белая волчица.
               Отмель – средь болот веретье…
               Где обещанная жрица –
               Маргарита  - фройлян Гретхен?


               Кружку пива и сосиски…
               Столик на троих…и Штирлиц…
               Шкаф славянский…пули в диски…
               Вдруг  запела Марлен Дитрих.

                Бор Мясной  - седой кочкарник…
                Метится солдат мышиный.
                Бой…там бой в туманной хмарне…
                Осыпается осина.

                Кто ушел, а кто на страже
                Среди шорохов болота.
                И осколками пейзажа
                В раны бред вставляет  кто – то.

  Иван Александрович   одержим мыслью  посетить эти места.  А пока пишет Котилевскому.

  ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ
  Котилевский Сергей Сергеевич (17.03.1956 – 26.01.2012 г.г.) новгородский поисковик. Основатель новгородской поисковой экспедиции  «Долина». Его отряд «Сокол» был образован в 1968 году.   Поднято и захоронено  98839  защитников Земли нашей.  При его непосредственном участии было возвращено из неизвестности   более  12 000 солдат и офицеров 2 -ой Ударной Армии, которая сражалась в ожесточенных боях вблизи Мясного Бора.
  С помощью особых  иголок, скальпелей  он разворачивает  вкладыши   из солдатских медальонов, вымачивает их в особых растворах, закрепляющих размокшую  бумагу, высушивает их.  Это и долго, и трудно, но все окупается человеческой радостью: вернули имя пропавшему без вести.


  Сергей Сергеевич Котилевский – автор  книги «Теория и практика поисковых работ». Книга была неоднократно переиздана.

  И вот с этим опытным, много видевшим Человеком начинает Иван Александрович переписку, а потом едет к нему в Новгородскую область.


Так он оказался в экспедиции новгородского отряда «Долина».
 - Не заметили, как прошла ночь. Говорили, говорили… Я столько узнал!  Я увидел то, о чем читал. Но это было еще ужаснее, чем я представлял. Было жутко… Шок… Две недели я испытывал шок. Конечно, я ничего  и никого не нашел. Я был просто наблюдателем.
  Два наших полка должны были наступать. Их отсекли. Два(!) полка. Бойцы 800 человек  пытались выйти из окружения.  Немцы же хотели  просто их уничтожить. В живых осталась половина. Потом …30(!) бойцов…И все они погибли в окружении... Все! Я видел место их гибели. Его нашли поисковики. Они лежали недалеко от федеральной трассы. Меня  это поразило, ведь я ожидал увидеть братское захоронение, мемориал, имена… С тех пор я стал ездить…


  Иван Александрович вспоминает слова Котилевского Сергея Сергеевича:  «Если еще раз приедешь, будешь ездить постоянно. Просто иначе уже жить не сможешь».
  Так оно и случилось. Иван Александрович Дьяков стал поисковиком. Настоящим поисковиком,  убежденным, смелым, вдумчивым.

  Поиск стал смыслом его жизни.