О школьной травле

Петровдп
В последнее время, шастая по просторам Интернета, все чаще натыкаюсь на обсуждение проблемы школьной травли или, как ее нынче модно называть, буллинга. Проблема, нужно сказать, серьезная, по крайней мере, судя по тому, что что про нее пишут и по видеороликам, выкладываемым преследователями: как хотите, но в тоталитарные советские времена даже в самых "отмороженных" случаях преследователи не прыгали у жертвы на голове и не снимали это на видео с последующим распространением... хотя, впрочем, возможно это связано не с более гуманными нравами, а с отсутствием соответствующих технических возможностей в те времена.
Сразу скажу, что я и сам подвергался травле и участвовал в таковой и даже - о ужас - пару раз выступал в роли зачинщика, поэтому с проблемой знаком со всех сторон и далеко не понаслышке.
Итак, вопрос первый: причина травли? Почему одних детей травят, а других - нет? Начну немного издалека: человек - существо ... сказать "стадное" будет не совсем верно, лучше, пожалуй, сказать "стайное". В каждом из нас есть врожденная прошивка-интерфейс организованных действий в группе, но у кого-то она "прошита", скажем так, проблематично. С чем это связано, сказать не готов, но совершенно очевидно, что одни дети группируются с другими прекрасно, другие - так, на троечку, а вот у третьих, выражаясь компьютерным языком, как будто бы драйвера слетели. Эти ребята сразу же попадают в разряд "непонятных" и вот они-то и выступают в первую очередь объектами травли. Каким бы заморышем-ботаником-очкариком ни был ребенок, при налаженной коммуникации травить его не будут. Он будет не на первых ролях, но травле, скорее всего, не подвергнется.
Из ответа на первый вопрос следует вопрос номер два: а что с этим делать? Ответ на него может показаться ужасным, но, увы, это так и есть: сделать с этим нельзя ничего. Да-да. Человеческий мозг не пересадишь и не перезагрузишь. Но сделать так, чтобы ребенка обижали меньше, а то и вовсе не обижали вполне возможно. Для этого нужно ввести его в группу в качестве слабого звена. Да, он будет на третьих ролях, к нему будут относиться пренебрежительно - но изгоем он не будет. Из двух зол выбирают меньшее. Ну или менять среду: класс, школу, спортивную секцию...
Следующий вопрос: а если отдать ребенка на какое-нибудь зубодробительное единоборство? Поможет?
Да. Поможет и очень. Объясню: занятия каким-либо видом спорта, включая единоборства, оказывают на детей поистине магический эффект: да, на фоне своей секции ребенок, возможно, будет в серединке, но вот на фоне не занимающихся... я в детстве занимался волейболом и хотя в секции считался звезд с неба не хватающим, в классе играл выше всех на голову. То же самое касается и единоборств: пара лет - и хулигана, решившего покуражиться над вашим чадом ждут крайне неприятные ощущения: наглость против техники не рулит. А если придачу к единоборству ребенок будет заниматься еще и чем-то силовым - я его обидчикам и вовсе не завидую.
В общем, спорт поможет. Но: ребенок ваш от этого понятнее и ближе для других детей не станет. Впрочем, в случае школьной травли, если трогать боятся - это уже очень неплохо.
Следующий вопрос: а поможет ли правовой путь? Да. Поможет и еще как. Если издевательства попадут на видео, которое вкупе с соответствующим заявлением попадет к инспектору по делам несовершеннолетних, а еще такая же бумажка упадет в прокуратуру - администрации школы и родителям обидчиков станет очень душно. Очень. Примеров хватает. Поэтому "дети сами разберутся" - глупость несусветная. Если вашего ребенка начали травить - подключайтесь немедленно.
Отсюда вытекает следующий вопрос: а как узнать, что у ребенка не все благополучно?
Во-первых, с ребенком изначально нужно выстроить доверительные отношения. Он должен видеть в вас не инспекторов, а старших друзей и защитников. Если вы начнете его грузить, мол "проблема в тебе" - он замкнется и фиг вы от него что узнаете, пока дела не примут ну совсем скверный оборот (а при невмешательстве они его примут). Скажите ребенку с самого начала: если будут обижать, не бойся и скажи нам, а мы ситуацию разрулим.
Во-вторых, нужно присматриваться к ребенку: фингалы, шишки, оторванные пуговицы, испачканная одежда. И - не ругать, а доброжелательно интересоваться: не обижают ли?
Продолжение следует.