Глава 2 -3 командир вологодского поискового отряда

Нина Рябова
   Я продолжал собирать информацию о 60 СП 65СД.
  Хочу привести здесь попавшие ко мне воспоминания участника боев за г.Тихвин в составе 60 СП Василия Ивановича Полетаева из г. Бийск. Они показывают, в каких условиях приходилось воевать тогда.

 С ноября 1941 года по апрель 1942 года он был пулеметчиком, а затем до ранения в1944 году радистом во взводе связи. «Почти весь 60 СП был одет в шинели  (полушубки были только у высших офицеров), под шинелями ватные телогрейки. Ватные брюки снимали с убитых.Убитые не захоранивались, ими был полон лес вокруг Тихвина.

 Они прибыли группой 21 человек, 10 погибло, но никого не захоранивали. На вооружении была винтовка Мосина ( а не СВТ, вероятно, СВТ была у тех, кто из Забайкалья). Смертных медальонов не было. Спали прямо на снегу, одолевали тучи вшей. Старое белье выбрасывали, чистое собирали у покойников. Касок он не помнит. В его взводе было 5 человек с Алтая, все были ранены, но остались живы. Бои за Тихвин он вспоминает как сплошной ад, когда все дни слились в один, и он даже не может вспомнить дня своего 18 –летия (3 января 1942 года)» Вот так.


  Сергей Сергеевич позднее снабдил меня копиями карт боев весны 1942 года 65  стрелковой дивизии. Так я узнал, что в составе 52 армии Волховского фронта  и трех километрах южнее д. Мясной  Бор  у д. Любцы она поддерживала наступление и левый фланг наступающей 2 -ой Ударной армии. В списках погибших 65 СД , которые были в экспедиции «Долина», деда тоже не было. Оставалось одно: ехать в Центральный архив Министерства обороны (ЦАМО) в г. Подольск, может  что – нибудь там и прояснится.


  В ЦАМО я попал только зимой 2005 года. Заказал дела 65 СД, из них стало окончательно понятно, что происходило  в феврале , марте 1942 года на участке обороны дивизии.


   ЦАМО:фонд 1284, опись 1, дело 11, Журнал боевых действий 65 КСД (Краснознаменная стрелковая дивизия), 07.07, 41 – 15.03.42

  В ночь на 11.02.42, сменив части 24  СБр ( стрелковая бригада), заняли участок обороны:60 СП -  Луг (1810б), роща (1610а), отдельный сарай (1612а)…

  60 СП , обороняя рубежи вдоль лощины 200 м восточнее д. Любцы,  создал согласно приказа КСД за период 20.02.42 – 24.02.42 два узла сопротивления…

  Узел сопротивления №5: южная часть леса 1 км северо – восточнее д. Любцы, сараи 1.5км северо –восточнее д. Любцы, имея на обороне узла 2/60 СП (2 – ой батальон 60 стрелкового полка). 6 станковых пулеметов, 2 орудия ПТО (противотанковой обороны) и 3 орудия ПА (полковой артиллерии).

  Узел сопротивления №6 : район кустов и леса 0, 5 км восточнее д. Любцы, имея на обороне узла 1/60 СП (1 -й батальон 60 стрелкового полка), 4 станковых пулемета, 2 орудия ПТО  (противотанковой обороны) и 1 орудие ПА (полковой артиллерии).

  16 марта 60 СП , заставив залечь пехоту противника и нанося ей потери, вел на своем левом фланге бой с противником, прорвавшимся в район обороны левого соседа и стремившимся просочиться в тыл 60 СП. По документам убитых немцев 16.03.42 было установлено , что против 60 СП действовал 209 ПП (пехотный полк) 58 ПД (пехотная дивизия) и 2/424 ПП 126 ПД, против 311 СП -  154 ПП 58 ПД противника. Как выяснилось позднее, против 38 СП действовал 220 ПП 58 ПД




  Утром 16.03.42 из д. Крутик в д. Любцы проследовало 5 танков. Обстрелянные нашей артиллерией, они остановились у южной окраины д. Любцы. Позднее в д. Любцы прошел автобус, танк и до 100 человек пехоты. В течение всего дня 16 марта противник поддерживал наступательные действия пехоты огнем артиллерии, минометов  и авиации, которая группами до 15 самолетов с короткими перерывами бомбила боевые порядки частей дивизии все светлое время суток.


  Всего к исходу дня 16 марта наступало 5 групп противника.
  Таким образом,  на трех основных направлениях своего наступления противник ввел по одному полку и , неся потери, начал вводить в бой резервы. Между тем все резервы дивизии были исчерпаны.


 С утра 17 марта противник,  стремясь выйти во фланг и тыл 60 СП, начал с направления школы, что севернее Крутик,  силой ло 300 человек наступление на 60 СП, удлинивший свой левый фланг в связи с отходом левого соседа. К 10:00 уничтожил группу, оборонявшуюся в роще «Сапог»(1710), противник овладел этой рощей и начал подтягивать туда свежие силы. В 12:00 после мощной артподготовки при активной поддержке авиации, бомбившей и обстреливающей боевые порядки полка до наступления темноты , противник повел наступление на рощу , что в 1 км юго – восточнее ( было написано восточнее, исправлено) Любцы.

 Упорная оборона 60 СП этой рощи и предпринятые им контратаки результатов не дали. После упорных боев, в которых обе стороны понесли большие потери, противник рощу занял, оттеснив остатки подразделений 60 СП, оборонявших опушку рощи, что северо – восточнее дороги Любцы -  Пионерский лагерь «Онег» ( то есть участок соседа). Несколько атак , предпринятых после этого противником, стремившимся двигаться дальше на восток, были отбиты с большими для него потерями. И больше никакого успеха на этом участке неприятель достичь не сумел».


  Это была попытка немцев отсечь и окружить выдвинувшуюся вперед в наступление 2 – ую Ударную армию, и удар с юга был нанесен как раз на прикрывающую ее 65 стрелковую дивизию. Вот именно в этих боях и погиб дед. Оформляю в читальном зале запрос о его судьбе.
  И вот в 9 отделе учета потерь рядового и сержантского состава я держу в руках учетную карточку на моего деда, составленную 24 января 1948 года. В ней все то же: «Пропал без вести в марте 1943 года . Входящее донесение №3905 от 1948 года». А внизу другой ручкой и  почерком проставлено донесение № 3831 от 1956 года. Я заказываю в читальном зале оба эти донесения.

Донесение от 1948 года  - это послевоенные списки Кадуйского районного военкомата не вернувшихся с войны кадуйчан, на основании которых из – за отсутствия других сведений сделано заключение о пропаже без вести. Ничего нового.  Листаю толстое дело 1956 года. Взгляд цепляется за угловой штамп Новгородского областного военного комиссариата. «Начальнику отдела по персональному учету  потерь сержантов и солдат Советской Армии.


  «Высылаю обнаруженные воинской частью 61894 при разминировании территории в районе д. Мясной Бор Новгородского района три футляра с домашними адресами погибших военнослужащих Копанова Михаила Герасимовича,
Р О М А Ш О В А  А Л Е К С А Н Д Р А  П Е Т Р О В И Ч А , Крушина Федора Федуловича».  Я немею, сердце колотится!!! Перелистываю страницу:  акт №1 на Копанова М.Г., а дальше !!!


 « Акт № 2. Мы, нижеподписавшиеся , ст.лейтенант Камышев И.Ф., сержант Губанов В.Д. и рядовой  Соловьев А.И.  , составили настоящий акт в том, что 12  июля 1956 года  при выносе останков павших советских воинов на участке № 21 станции Мясной Бор в квадрате 6525Х64089 был обнаружен медальон , в котором  сохранилась  стандартная записка военных лет. Было установлено: фамилия –
 Р О М А Ш О В , имя – А Л Е К С А Н Д Р , отчество –
П Е Т Р О В И Ч, в/звание – красноармеец, год рождения -1908. Уроженец Вологодской области Кадуйского района  Пусторадицкого с/ совета д. Дедовец. Призван Кадуйским РВК. К настоящему  акту  ПРИЛАГАЕТСЯ  МЕДАЛЬОН С ЗАПИСКОЙ». Я понимаю, что возможно дальше в деле есть и сам медальон.  Руки трясутся, я переворачиваю страницу и не верю происходящему.

Я ВИЖУ МЕДАЛЬОН СВОЕГО ДЕДА!!!

  Заполнен простым карандашом рукой деда, этот почерк мне так знаком по его письмам.
  Я его нашел! Представляете, что творилось тогда со мной! Я его нашел! НАШЕЛ!НАШЕЛ!
  Так закончилась история моего многолетнего поиска.
  Позднее я установил и могилу , в которой похоронен мой дед.
РОМАШОВ  АЛЕКСАНДР  ПЕТРОВИЧ -наводчик орудия батареи дивизии. Как заходишьна  мемориал"МЯСНОЙ БОР", она вторая справа, в ней 3130 бойцов и командиров Красной Армии.
  ВЕЧНАЯ  ИМ  ПАМЯТЬ!