Глава 2-1 командир вологодского поискового отряда

Нина Рябова
               
                Я НАШЕЛ ТЕБЯ, ДЕД!


  Глава  была написана Иваном Александровичем Дьяковым  и опубликована им в 2010 году.

  Печатается с  разрешения автора.
      
               

  «Извещение. Кадуйский районный военный комиссариат, 5 февраля1948 года. Ваш муж солдат  Ромашов Александр Петрович,1908 года рождения, уроженец Вологодской области Кадуйского района  деревни Дедовец, находясь на фронте, пропал без вести в марте 1943 года. Кадуйский райвоенком Дудников».


 Можно считать, что с этой маленькой пожелтевшей бумаги и начался для меня поиск, который впоследствии стал не просто увлечением, хобби, а частью моей жизни.


  Это извещение на моего деда, отца моей мамы. Его передал мне вместе с письмами деда с фронта в 1998 году родной брат мамы Ромашов Александр Александрович, проживающий в городе Череповец. Дядя Саша до этого сам пытался выяснить судьбу своего отца, посылал запрос в Центральный архив Министерства обороны,  но достоверно точно выяснить ничего не удалось.



 Начиная свой поиск, я имел на руках, как я теперь, имея определенный опыт в этом деле, понимаю, довольно – таки много начальных сведений. Спасибо деду, который так часто писал письма домой и моим родственникам, бережно сохранившим  эти последние весточки. Благодаря этому, мы сейчас можем проследить весь путь моего деда от призыва до гибели. Представляют определенный интерес и некоторые детали службы , дающие представление , как все происходило на самом деле в то военное время.


  Приведу выдержки из всех его писем в хронологическом порядке.
  Письмо от 17 июля 1941 года:
 «Мы находимся в городе Грязовце. Валентин, Палька, Павлин, пока мы все вместе и остальные кадуйские, которые взяты со мной вместе, прибыли благополучно двенадцатого июля на место. Но, наверно, скоро отправят на фронт, уже обмундировали. Ждем, что с часу на час повезут. Адрес: г. Грязовец Вологодской области, почтовый ящик 15, литер И».

  Примечание: В сентябре 2002 года в документах Кадуйского райвоенкомата я нашел письмо: «Кадуйский районный военный комиссариат, №1/1107  от 11 июля 1941 года .Командиру 532 стрелкового полка, город Грязовец.



 На основании телеграммы Вологодского облвоенкомата от 9 июля 1941 года направляю в Ваше распоряжение военнообязанных запаса, команду 777 в количестве 15 человек, старший команды младший командир Туриков, команда обязана прибыть к месту назначения 12 июля 1941 года. На путь следования от ст.Кадуй до ст.Грязовец команда удовлетворена продовольственно – путевыми деньгами на 2 суток из расчета по 7 рублей  в сутки по 12 июля включительно. На проезд по железной дороге от ст. Кадуй до ст. Грязовец выдано требование  формы №1за №610219. За Кадуйского райвоенкома старший политрук Максимов».


  В этой команде как раз и был мой дед. Что интересно, судьба деда могла сложиться и по –другому. Он был включен в команду в количестве 19 человек, убывающую в город Череповец 7 июля 1941 года ( письмо Кадуйского районного военного комиссариата №1/0707 от 7 июля 1941 года). Но по какой – то причине  из списков команды были вычеркнуты 15 человек, в том числе и мой дед, и в Череповец поехали всего 4 человека.


  Письмо от 25 июля 1941 года :
 «Я нахожусь все еще пока в городе Грязовце Вологодской области. Нас здесь обучают…Палька и Валька были вместе, а теперь их увезли, не знаю, куда. Знакомые здесь со мной смердячи  да Мишка Балашов».

  Письмо от 10 августа 1941 года :
«Я нахожусь пока в Грязовце на старом месте. Нас обучают, но не знаю, долго или нет будут обучать и куда повезут, но говорят, что придется побыть на фронте. Учат нас крепко так, что и спать мало приходится».



  Письмо от 17 августа 1941 года:
 « Я тебе сообщаю, что нас перевели 14 числа на другое место в артиллерию, изучаем пушки…Будут обучать , говорят, что месяц, не то больше. Адрес: г. Грязовец Вологодской области , почтовый ящик 15 литер Д -2».


  Письмо от  28 сентября 1941 года :
 « Посылаю хотя плохие шесть карточек, снялось неважно, так как лучше фотографии нет, посылаю тебе и детям, может быть и на память,  смотрите как на меня». Одна из этих фотографий сохранилась, она находится у меня.

  Письмо от 4 ноября 1941 года :
 « Нахожусь опять на новой квартире, из города перевели  в первую батарею, в военный городок… Я пока живу хорошо и здоров, но только ходить на занятия холодно, зимнего обмундирования пока не дают, ходим в пилотках».

  Письмо от 10 декабря 1941 года :
 «Еще пишу, что увидал здесь своих ребят, Силина Павла Силантьевича и много селищских: Ваню Павлова, Пешу Кузнеца и кадуйских с Нежбуя: Митьку Пятушка, Васю Пятушка и много со Смердячу».
  Письмо  от 11 декабря 1941 года :
 «Я теперь нахожусь сегодняшнюю ночь в городе Вологде…Если будут переобмундировывать в новое;то ехать на фронт, если не будут;то останемся».

  Письмо от 20 декабря 1941 года:
 « Нахожусь уже неделю как в Вологде…Зачислены в маршевую полковую артиллерию да и обмундирование уже заготовлено».
  Письмо от 29 декабря 1941 года:
 «Нахожусь пока все в Вологде. Уже нас обмундировали, дали полушубки, шапки, валенки, теплое белье. Ждем со дня на день, что вот отправят на фронт. Адрес: город Вологда, почтовый  ящик №80, литер 10 – 3».


  Письмо от 6 января 1942 года:
 « Я это письмо пишу со станции Ярославля в вагоне. Нас повезли на фронт. Из Вологды мы выехали 4 января. Везут нас якобы на фронт между Ленинградом и Калинином".

 Письмо  от 21 января 1942 года:
"Мы приехали уже на фронт. Стоим, не доезжая фронта, говорят, десять километров, но слышим,  как наши стреляют…Мы уже ночевали в лесу у пожка под открытым небом шесть ночей. Хотя и холодно, но ничего, а ждем, что вот поедем на передовую, там хуже будет…Нахожусь сейчас на Волховском направлении».


  Письмо от 8 февраля 1942 года:
 « Сообщаю, что я нахожусь на фронте, на передовой, уже участвуем в бою, но пока жив и здоров,вперед не знаю.Нахожусь в районе, не знаю, в каком, только знаю, что выбивали немцев около реки Волхов и из деревень  близ спичечной фабрики Грузино. Адреса точно я не могу дать, потому что Грузино взяли, а теперь переехали с другой стороны , на другое место...Месяц уже не бывал в избе, то в землянках, то на воле под открытым небом."