Уроки истории

Сергей Эдуардович Цветков
“История ничему не учит”, –- известное выражение В.О. Ключевского (немногие знают продолжение: “но жестоко проучивает нерадивых учеников”). Но ведь, сказать по правде, она и не может ничему нас научить. Наша уверенность в “полезности” изучения истории основана на недоразумении, вернее здесь имеет место “псевдометаморфоза” (говоря шпенглеровским языком), несовместимая с нашим понятием линейного времени и, следовательно, принципиальной неповторяемости событий.

Нравственная (или иная) “польза” истории –- это доставшаяся нам в наследство античная идея, основанная на теории циклического времени, “вечного возвращения”. Греки и римляне были уверены: все повторяется, все возвращается. Именно поэтому надо знать, к чему готовиться...

Христианство изменило течение времени в буквальном смысле слова, распрямив временную спираль, и вместе с тем заимствовало у древних понятие о нравственной ценности истории. Потому-то мы так много говорим об “уроках истории” и так мало им внимаем – наше ощущение времени, истории совсем другое. Мы подсознательно уверены в том, что “то. что было, то прошло”, и никогда не вернется. Античное восприятие времени удержалось только в гегелевской «спирали» исторического развития; и Марксовом афоризме о том, что трагические события в истории повторяются в виде фарса.

Мадам История сколько угодно может вещать нам о своем опыте –- в лучшем случае мы подведем схожее событие из прошлого под “историческую параллель”. А параллели, как известно, не пересекаются… Так или иначе, но мы живем с сознанием уникальности нашего времени и потому обречены вновь и вновь наступать на грабли.