Летающий зверёк

Юрий Жекотов
Летающий зверёк (рассказ для детей и взрослых)

  Об этом обитателе дальневосточной тайги не всякий путешественник и юный следопыт  знает. Очень редкий зверёк – летяга, не каждому увидеть его удаётся. Предпочитает летяга вести ночной образ жизни, но, бывает, встречается  и в светлое время суток.
  Как-то я полдня  бродил по тайге. И ещё бы ходил столько же.  Но мои ноги устали и отказывались меня слушаться.  Рюкзак оказался вдруг чрезмерно тяжёлым, всё резче принялся впиваться лямками в плечи и предательски давить на спину. Мои же глаза то и дело выискивали подходящее место для привала.
  Делать нечего. Сдался я на милость победителям – ногам, глазам и рюкзаку, решил немного отдохнуть. Тем более предстояло возвращаться домой, а путь обратный предстоял неблизкий.  Тут и пенёк подходящий на пути попался. Скинул я рюкзак на землю: «Не хочешь на спине кататься, капризничаешь! Вот и полежи в сторонке, подумай».  Уселся поудобнее, разулся, вытянул ноги, пусть себе бездельничают, как им хотелось.   
  Глянул я вокруг и восхитился. Словно богатыри  в защитной кольчуге из шершавой красно-бурой коры со смолянистыми подтёками, прочно стояли вокруг меня деревья-великаны.  Раскинув свои ветки,  поддерживали лиственницы тяжёлое небо.   Самая высоченная лиственница в два обхвата толщиной росла недалеко от меня.  Её нижняя – комлевая часть – была покрыта пучками мха и лишайника.  Невольно залюбовался я лиственницей: «Вот же какое дерево,  растёт здесь лет двести, а то и больше! Много чего повидала за свою жизнь мудрая лиственница! Много чего могла бы рассказать! Вот только знать бы, как войти к ней в доверие, расположить к себе…»
  Размечтался я о всяких сказочных вещах, и тут неожиданно один желтоватый пучок лишайника  на лиственнице зашевелился и пополз вверх. Я от изумления часто заморгал глазами и рот открыл: «Что за чудеса такие!»
  Не удержался, встал, приблизился осторожно к лиственнице, а двигающийся лишайник уже рукой не достать – вскарабкался он намного выше.   Несколько мгновений мы изучали друг друга: я, простой человек, и неведомое мне удивительное существо, похожее на пришельца с другой планеты. Большие чёрные выпуклые глаза животного, похожие на круглые блестящие пуговицы, смотрели на меня с неподдельным удивлением.   Крепко прицепился  острыми коготками к стволу небольшой зверёк, чем-то напоминающий обыкновенную белку, только поменьше её размером.   Весь желтовато - серого окраса зверёк легко маскировался, прикрывшись со спины таким же по цвету длинным пушистым хвостом, превращаясь в  случайный лишайниковый нарост.
  «Белка-летяга!» – догадался я,  никогда ранее не встречавший этого обитателя леса. А зверёк, по-видимому, устав позировать,  оттолкнулся от лиственницы и полетел! Летающая белка не махала лапками, и крыльев у неё вовсе не было. Прыжок же её чем-то напоминал полёт воздушного змея или простого бумажного самолётика.  Вытянув лапки в сторону и расправив имеющиеся между ними перепонки, зверёк маневрировал между деревьями, опираясь только на потоки воздуха и управляя хвостом, как рулём.  Пролетев около пятидесяти метров, зверёк легко спланировал на другую лиственницу. Сделав посадку,  летяга сразу же перебралась на обратную от меня сторону дерева. Я не выдержал, подошёл, чтобы лучше рассмотреть это удивительное летающее животное. Однако летяга на этот раз не позволила собой долго любоваться, и я стал свидетелем нового   затяжного прыжка, похожего на полёт птицы.

  Всё меньше становится белки-летяги в амурской тайге. Охотятся на неё соболь и хищные птицы. Так как питается летяга почками и семенами разнообразных деревьев, то значительно влияют на её численность  вырубки лесов и пожары. Под угрозой полного исчезновения этот небольшой пушистый зверёк, занесён он в Красную книгу и нуждается в  бережном отношении и охране.  Давайте и мы, ребята, загадаем желание: «Пусть никогда не закончат своих удивительных полётов в наших дальневосточных лесах редкие животные – летяги!»