От катаклизма к героизму или Гоголь, ты не прав

Гелена Труфанова 2
           Итак ,паны-братья ( и сестры) не пора ли нам замахнуться на Николая нашего Гоголя? Я понимаю,что это святое и руками ничего не мацать.Я люблю Николая Васильевича нежно и трепетно и часто его перечитываю.Вот вы помните на какой реке стоит Миргород? А я помню - на реке Псел. То-то же,прошу не обвинять в ереси.ПРосто я тут нечаянно попала на канал по тв,где демонстрировался фильм Бортко "Тарас Бульба" с несравненным Богданом Ступкой,мир его праху - глыба актер.Единственный,кто спас фильм от звания "Золотой малины".
       И вот после лицезрения идиотско-пафосных сцен ,в которых человек,поднятый на четыре копья,ухитряется произнести патриотическую речь,мне захотелось перечитать повесть Гоголя и проникнуться так сказать идеей поступков героев.
       Итак казацкий полковник Тарас Бульба,человек влиятельный в своих кругах и не бедный,встретив после окончания учебы своих сыновей,отправляется с ними на Сечь.Выражаясь современным языком ребят после школы сразу призвали в армию.Только армия эта в основном занята пьянкой и гулянкой. Бульбе это не по душе(это понятно),он приходит к кошевому атаману и намекает,что не худо бы пойти на турок,потому как его парням до зарезу нужна война.без войны жизни он не мыслит. Кошевой вполне резонно отвечает,что с Турцией заключен мир и идти на них нельзя. То есть кошевой предстает перед нами как человек вполне разумный и понимающий.что нельзя провоцировать такую махину,как Османская империя.
      Бульбе это абсолютно по барабану - ведь надо бить басурманов. Он баламутит казаков,созывает раду и добивается избрания своей креатуры Кирдяги.Тот кстати тоже не глуп и пытается смягчить будущий набег - дескать пусть молодежь на челнах погуляет. Но тут - Ура!! - появляются невесть откуда потрепанные вестники польских безобразий и тут уж вся Сечь подрывается идти на Польшу.В кино попытались придать этому порыву немного логики путем убийства жены Бульбы. В книге этого нет.
       И вот вся эта бандитская орава ,кое-как спаянная строгой дисциплиной военного похода,отправляется мстить. Мстит она своеобразно,разбивая по пути монастыри и набивая телеги награбленным. Ну вот сочетают приятное с полезным.Все это сопровождается патриотическими речами о русском братстве и святом православии.Наконец осада Дубно. На кой лешего казаки занимаются осадой,если это не их военный профиль? Во всяком случае получается это у них неважно,пьянки и гулянки значительно уполовинивают войско.
        И здесь подходим к щекотливому моменту - предательство Андрия.Одна ли любовь была тому причиной? А может Андрий сильно разочаровался  и в Сечи и в самой идее казачества. Возможно бесчинства похода оставили след в его душе. ВСе-таки одно дело рубиться в бою,а другое сжигать монахов и жителей в стенах монастыря.И любовь была не началом,а как бы завершением его душевной ломки. И тогда понятен его решительный ультиматум отцу и брату - он не приемлет их философии бесконечного убийства.Но этот век не его,его время не пришло и гибель закономерна. Не случайны слова Тараса:Я тебя породил - я тебя и убью. Он сам убил сына давно,своими поступками,своей идеей войны.
        А в это время Бульба теряет всех: свою армию.своих сыновей. Зачем был этот поход? Абсолютная бессмыслица,которая закончилась гибелью всех персонажей. Постояли под городом,ничего толком не сделали и потеряли всех.Логика? А по фиг.Чтобы там не говорил о братстве и товариществе,не выдержала сборная вольница регулярного польского войска.пафосные речи о православии и единстве кончились пшиком. Короче все умерли в общем. А для чего? Зачем Бульбе была война? Нет ответа.

       И вишенка на торте. В кино очень ясно видно как контрастны в сравнении нарядные подтянутые поляки и жутко ободранные с  бандитским видом казаки.Варвары против Европы, дикари против цивилизации. Я бы поспрашивала Бортко насчет такой режиссуры. Николай Васильевич,прости великодушно за критику. Конечно время наше другое,но смысл думаю должен быть везде.