Чьих будешь?

Егор Аврамов
В то время, когда государство Украина расползается, как лоскутное одеяло, и отдельные ее территории вдруг оказываются в составе соседнего, вчера еще дружественного государства, граждане Украины начинают лихорадочно решать для себя вопрос самоидентификации. Для них жизненно важным становится поиск собственной системы ориентации.

Для людей, вышедших на Евромайдан, была предложена формула «я – европеец», которая по выражению Э. Фромма «является статусной идентичностью» и в современном мире подменила собой истинно индивидуальную идентичность. Сотни тысяч, миллионы людей попытались сформировать на майданах идентичность, основанную на ощущении не подвергающейся сомнению принадлежности к некоей общности, называемой европейской. Зададим сами себе вопрос: «Многие ли украинцы живут и ведут себя как европейцы, полностью разделяют их религиозные, политические, культурные установки?» Честным будет ответ «нет»! Поэтому для большинства людей единственной возможностью быть «как европеец» стал конформизм, а в итоге, самоидентификация себя как «человека толпы». В результате мы получили охлократию и «ценности Майдана», за которые люди толпы начали убивать себе подобных.

Подсознательно понимая, что происходящее даже отдаленно нельзя назвать «европейской демократией», когда принципы, ей исповедуемые, вступили в   противоречие с происходящим на украинских майданах, их участники вернулись к уже существовавшей среди части населения Украины формуле: «Я – украинец». Носителями ее являлись наиболее харизматичные и пассионарные представители Евромайдана в лице галичан из ВО «Свобода» и «Правого сектора». Но замена формулы и смещение акцентов не изменили главного – отказа от индивидуальной идентичности, за которым опять последовали проявления конформизма, потому что не каждый гражданин Украины является украинцем в понимании той же ВО «Свобода». Не каждый гражданин Украины знает украинский язык, считает героями Бандеру и Шухевича, является прихожанином украинской автокефальной или православной церкви Киевского патриархата и считает голодомор 1933 года умышленным актом геноцида украинского народа, а не результатом политики большевиков по проведению ускоренной индустриализации.

Индивидуальная идентичность требует от человека постоянной тренировки его разума, значительных умственных и нравственных усилий при создании реальной картины мира, окружающего его. Сохранять ее гораздо сложнее, чем стать конформистом и ура-патриотом. Проще в едином порыве кричать «Слава Украине - героям слава!», чем объективно разобраться в действиях ОУН-УПА во время Великой Отечественной войны. Проще не замечать, как волчата из современного гитлерюгенда громят могилы солдат Красной Армии, чем надеть георгиевскую ленточку и почтить память погибших, и поздравить тех немногих живых ветеранов, которые еще находятся среди нас. Проще растворить свое индивидуальное «я» среди тысячи футбольных фанатов, избивающих людей и сжигающих их в одесском Доме профсоюзов. Проще обвинить во всех своих бедах Россию и москалей, чем увидеть ничтожность и безумие вождей, которые вывели тебя на баррикады для борьбы за чужие геополитические интересы. Так называемая интеллектуальная элита Украины молчит, и это молчание является свидетельством отсутствия у нее развитого разума, необходимого для объективного восприятия мира. Как писал Эрих Фромм: «Разум дает человеку возможность объять мир мыслью – в отличие от интеллекта, представляющего собой способность манипулировать миром при помощи мысли. Разум – это инструмент, благодаря которому человек постигает истину, а интеллект – инструмент для более успешного управления окружением». Именно манипуляциями и созданием иллюзий относительно реального положения нашего общества и государства занята большая часть интеллектуальной элиты Украины – в первую очередь журналисты, социологи, политологи, историки и деятели искусств. Это благодаря им состоялось «проведение через огонь детей». Это благодаря им Молоху Майдана были принесены и еще будут принесены в жертву через всесожжение сотни людей.

Политическая элита видит в гражданах Украины безголосое стадо и, спекулируя на потребности людей в чувстве идентичности, бросает их в кровавую бойню гражданской войны. Эрих Фромм писал: «Что более очевидно, чем тот факт, что люди готовы рисковать жизнью, жертвовать любовью, отказываться от свободы и собственных мыслей ради принадлежности к стаду в силу конформизма и тем самым обретения ощущения идентичности, даже если оно иллюзорно?» Сегодняшнему руководству Украины и его оруженосцам и щелкоперам не нужны граждане, живущие своим разумом. В свою очередь гражданам, поддавшимся на ура-патриотическую истерию, следует помнить, что их новый господин может задать им вопрос из известного киношного диалога:
- Ты, чьих будешь?
- Что значит – чьих?
- Чей холоп, спрашиваю!
    г. Киев 13.05. – 21.05.2014 г.