Ч. 12 Кто смеётся последним

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2019/01/10/964

Командующий подводными силами Германии в 1939 году  контр-адмирал Дёниц считал, что у него недостаточно подводных лодок, чтобы нанести мощный удар по торговому судоходству Британии.

Поэтому он уделял большое внимание постановке минных заграждений. Мины, наверное, самое секретное и самое коварное оружие. Самое секретное потому, что если противник узнает её устройство, то он обязательно найдёт способ, как мину обезвредить.

Ну, а самое коварное, потому что её взрыв всегда неожиданный. Существует множество типов мин. Одни предназначены для потопления кораблей, другие, сухопутные, - для вывода из строя техники и людей.

У них разные заряды. Для корабля требуется большое количество взрывчатого вещества, а, например, для пехотинца нужно очень немного: ступню оторвёт и ладно, далеко без неё не уйдёт, и бойцу будет уже не до противника, есть чем заняться.

Часть минных заграждений ставили подводные лодки, часть – надводные корабли. У нас в училище вестибюль украшали две маленькие артустановки калибром 45 мм и два здоровенных рогатых шара – мины, использовавшиеся в Первую и во Вторую мировые войны.

Чтобы такая мина взорвалась, надводный корабль или подводная лодка должны были с ней столкнуться. Первое поколение немецких подводников, которое начинало войну, имело большой опыт, обладало мастерством и мужеством.

Такие качества были необходимы для постановки минных заграждений на подходах к британским портам и в местах схождения грузовых судов, где вокруг находилось мелководье.

Кроме того, все эти места вокруг Британских островов отличаются сильными приливно-отливными течениями, поэтому управление подводными лодками там было исключительно сложным.

Естественно, что такие места тщательно охранялись сторожевыми кораблями. Немцы провели в 1939 году 34 операции по установке мин в британских территориальных водах, что говорит о высоком мастерстве командиров подводных лодок.

При этом германский флот потерял лишь две подводные лодки: U-16 и U-33. Малая подводная лодка U-16 совершила три похода по установке мин.

25 октября 1939 года при возвращении лодки из третьего похода два английских сторожевых корабля потопили её вместе с экипажем из 28 человек. Подводная лодка U-33 не только ставила мины, но и топила корабли. Всего она потопила десять кораблей за три похода.

Но вот третий поход для неё оказался роковым. В половине девятого утра 21 ноября 1939 года командир подводной лодки показал рукой на англичан, которые спасались на шлюпках из торпедированного подводной лодкой траулера.

Стоявшие рядом с ним в рубке немцы захохотали, глядя, как кувыркались на волнах бурного моря моряки тонувшего судна.

Спаслись только семь человек. Через час U-33 потопила другой траулер. Смеялись в этот раз подводники или нет, неизвестно, потому что погибли все рыбаки, 13 человек. Но не зря говорится, что хорошо смеётся тот, кто смеётся последним.

12 февраля 1940 года британский тральщик  «Gleaner» в течение нескольких часов преследовал подводную лодку U-33, вынудив её всплыть.  25 членов экипажа подлодки  погибли, оставшихся 17 подняли из воды английские корабли.

Командир подводной лодки роздал нескольким членам экипажа части шифровальной машины «Энигма», чтобы они бросили их в море, но тем, видимо, было не до того: они спасали свои жизни, и при обыске англичане эти части обнаружили и отобрали.

Это как раз оказались те детали, которых недоставало в «Энигме», переданной поляками английским криптологам, чьё бюро находилось в Парке Блетчли. Зарубежные историки писали, что с начала войны до 1 марта 1940 года на поставленных немцами минах подорвались и затонули 115 судов общим тоннажем 394 533 тонны.

Что же собой представляли немецкие мины? Сначала я пролью бальзам на души наших патриотов. Первую морскую мину с электрическим подрывом изобрёл друг Пушкина, русский учёный (только фамилия немного подкачала, но пусть патриотов это не смущает) Павел Львович Шиллинг. Случилось это в 1812 году.

В Крымскую войну Кронштадт и Санкт-Петербург мины спасли от нападения британского флота. После того как на минах подорвались корабли её величества «Merlin», «Vulture» и «Firefly», англичане отказались от плана атаковать столицу Российской империи.

На сей раз применялись мины русского инженера Морица фон Якоби  и шведа Иммануила Нобеля, трудившегося в России.

Мины Якоби оказались намного лучше мин Нобеля. Я только так и не доискался в архиве, почему наши выдающиеся черноморские адмиралы даже не пытались поставить минные заграждения в Чёрном море, на Дунае и у Николаева.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/01/15/1190