Память

Евгений Медиокритский
 22 июня 2018 года ночью вдоль всей Крымской набережной в Москве люди зажгли 1420 свечей в память о начале Великой Отечественной Войне. Такой рукотворной вереницы огней, уходящей почти за горизонт в темноте ночи, мне, пожалуй, никогда не приходилось видеть. Потрясающее зрелище. И это по телевизору.
 77 лет назад началась ужасная война, унёсшая 27 миллионов жизней россиян. Вы только вдумайтесь – 27 000 000! Намного больше , чем все людские потери остальных стран, участвовавших в этой бойне. Память вновь «сработала» и...
 Стоял жаркий июньский день. Воскресение. С утра родители с двумя знакомыми семьями  отправились на противоположный берег Исети в сосновый бор. На двух лодках, взятыми напрокат. На пикник, у воды, почти в лесу. То ли меня перекупали в реке, то ли я простудился или «просквозился», но к полудню  у меня поднялась температура и все начали помаленьку собираться к отъезду. Неожиданно мимо проплывала лодка, с которой люди кричали – «Война! Началась война!». И тогда уже стремглав, все погрузились в лодки, отчалили и, быстро заработав вёслами, устремились к противоположному берегу. Домой.
 Это было 22 июня 1941 года. Мне шел седьмой год.
... 9 мая 1945 года. Только что по радио объявили о Великой Победе. Утро с серыми облаками. Накрапывает дождик. Я вышел к углу нашего дома №1 по ул. Каменской в Соцгороде УАЗа в г. Каменске-Уральском. В 200-х метрах ворота в городской парк. Но ни людей, ни толп людских, никого не было видно.  Наверное, было ещё рано....Завтра мой день рождения.  Мне 10 лет. Много позже – через 70 лет, внучка Наташа Медиокритская прислала из Лондона, где она проживает (см . кн. ПО ВОЛНАМ ПАМЯТИ НАШЕЙ   и   БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК ЧЕЛОВЕЧЕСТВА) фотопортрет отца Леонида Петровича Медиокритского, играющего на аккордеоне в дни Великой Победы в особняке в г. Зорау под Дрезденом, где размещалось военпредство Советской Армии – победительницы  в этой страшной войне.

  А... 22 июня 2018 г. под вечер, когда целый день простояла жара в 30 градусов,  во  время матча Нигерия- Исландия на ЧМ – 2018, который смотрели с женой по телевизору, сидя перед раскрытой балконной дверью, перед нами прошёл смерч или по-польски – вихор. Действо развивалось стремительно и заняло каких-то 10-15 секунд: вдруг появилась мутная серая стена какой-то пыли или суспензии, которая резко наклонила кроны деревьев и с право - налево устремилась на соседний (в 50-ти метрах) паркинг, на котором спокойно стояли порядка 30 частных автомашин. Что там произошло не было видно, но только через полчаса появившиеся прохожие останавливались, качали головами и подавлено следовали дальше. Дождя так и не было. Мы вышли из своей квартиры, прихватив с собой фотоаппарат. И вот что предстало перед нашими  глазами: пять жестко раздавленных легковых автомашин двумя огромными неохватными тополями...
Ещё через полчаса с воем сирен появились пожарные специализированные автомашины и началось  «освобождение из плена» изуродованных автомашин, не подлежащих восстановлению.

... В начале июня 1947 г. в сибирском городе Ленинске-Кузнецком выпал град величиной с куриное яйцо (по рассказу Гали Петровской, в будущем  Медиокритской. Тогда ей было тоже 10 лет). В тот роковой день  были затоплены угольные шахты с большими человеческими жертвами. Погибли и утонули коровы, домашняя птица. Дома и постройки плавали в водах разлившейся р. Ини. Стон стоял народный. Три девочки-пионерки пришли в школу, чтобы пойти вместе с классом и классным руководителем-учительницей в поход после окончания учебного года. Разразилась буря и выпал очень крупный град , расколотивший все окна школы. Хорошо, что учительница не пришла, и девочек защитили стены школы. Могли быть жертвы и среди детей.   

...  Через три дня после прискорбной даты - 22 июня   по Интернету мы получаем от наших друзей Алюшиных удивительное эссе, автор которого до сих пор неизвестен и не определён. Но оба человека-герои эссе, нам давно известны. Что они были соединены незримой, но прочной неразрывной 20-летней связью –  нет. И связь эта называется любовь человеческая. Итак:  ОН и ОНА...               
 
"ТЕПЕРЬ НЕ УМИРАЮТ ОТ ЛЮБВИ —

насмешливая трезвая эпоха.
Лишь падает гемоглобин в крови,
лишь без причины человеку плохо.
Теперь не умирают от любви —
лишь сердце что-то барахлит ночами.
Но «неотложку», мама, не зови,
врачи пожмут беспомощно плечами:
"Теперь не умирают от любви...".
                Юлия Друнина.

Это имя известно каждому человеку, который хоть однажды прикоснулся к стихам. 10 мая ей исполнилось бы 91год. Но поэтесса трагически ушла из жизни, покончив с собой 20 ноября 1991 года.
Она готовилась к смерти неспешно и тщательно. Так готовятся к серьезному делу. Собрала сборник стихов, теперь он называется посмертным. Последним положила в книгу вот это стихотворение:

СУДНЫЙ ЧАС
Покрывается сердце инеем —
Очень холодно в судный час…
А у вас глаза, как у инока —
Я таких не встречала глаз.
Ухожу, нету сил,
Лишь издали
(Все ж крещеная!).
Помолюсь
За таких вот, как вы,
За избранных
Удержать над обрывом Русь.
Но боюсь, что и вы бессильны,
Потому выбираю смерть.
Как летит под откос Россия,
Не могу, не хочу смотреть!

Твердым почерком написала предсмертную записку, в которой почти нет эмоций: строгие и точные указания, точнее, просьбы, что нужно делать после ее смерти дочери, зятю («Андрюша, не пугайся. Вызови милицию, и вскройте гараж»), внучке, подруге, которых очень любила. Встала из-за стола, вышла, закрыла дверь и пошла в гараж, закрылась в нем, села в машину, (приняла снотворное), включила мотор и… отравилась выхлопными газами.

Так погибла Юлия Друнина. Санинструктор, сестренка, сестра фронтовая… Сколько видела она в жизни горя, страданий, крови, жизней, оборванных в самом начале. Это она написала знаменитые строки: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне». Выдержала. Поэт, испытавший и непризнание, и безденежье, и славу. Выдержала и то, и другое.
«Почему ухожу? По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире, такому несовершенному существу, как я, можно только, имея личный тыл».
Рухнуло все, чему верила и служила, ушел из жизни тот, кого любила. Любовью невероятной. Неземной. Нереальной. Вроде бы абсолютно несовременной, нездешней. Но бывшей на самом деле и длящейся не год и не два, а четверть века. Две папки — стихи и любовь. Судьба.
«Поздравляю тебя, чудо, случайная искорка…. будь счастливой, веселой, трижды любимая, трижды прекрасная, трижды единственная». Это писал не мальчик, не пятнадцатилетний восторженный юноша. Когда они встретились, ему было 50, ей — 30.
Алексей Каплер и Юлия Друнина. Это было как раз, когда у нее не было денег, и стихи не печатались. Решила поступить на высшие сценарные курсы. Поступила. И записали ее в мастерскую к некому Алексею Каплеру. Кто такой, она понятия не имела. Пришла на первое занятие. И так распорядилась судьба, что из семи слушателей она пришла единственная. И Каплер тоже пришел. А потом — любовь в четверть века!
«Родная моя, сегодня 8 марта, я приехал на дачу. Нет у меня ни слов, ни таланта, чтобы рассказать, что я почувствовал, когда вошел в наш дом, когда увидел прорытые тобой дорожки и… пустую кормушку. Все твои птицы улетели. Тихо. Ни одной ангельской души. Как странно, противоестественно быть без тебя, моя любимая. У меня сейчас буквально разрывается сердце, и я не могу дождаться твоего возвращения. А это письмецо пусть лежит тут, на даче. Мало ли что, вдруг меня действительно не будет на свете, а ты его прочтешь и вспомнишь, что был такой толстый, противный человек, для которого ты была жизнью. А ведь, правда, никогда не думал, что могу так мучительно, до дна любить. Жил дурак дураком. И что мне делать, чтобы ты всегда была счастлива, чтобы не спускалась на тебя тень никогда?»
Они жили в большой квартире, состоящей как бы из двух квартир. Каждый работал в своем кабинете, и если не встречались они часа два, то Алексей Яковлевич подсовывал ей под дверь записочки или оставлял на столе. Чтобы она вышла на кухню, а там послание. «Моя самая! Я пошел за чем-нибудь насущным… Я тебя обожаю».
«Юленька, дорогая, я дерьмо, дурак, мелкий подлец, крупный подонок. Я тебя люблю».
Представить себе, насколько знаменит был кинодраматург с мировым именем, ведущий «Кинопанорамы» Алексей Каплер, сегодня просто невозможно. Его любила вся страна. И, может быть, надо было пройти через сталинские лагеря, в которые попал за знакомство с дочерью Сталина Светланой, через предательство друзей, чтобы научиться так иронично относиться к самому себе. А может быть, для этого надо быть просто интеллигентом, понимающим, что почем в этом мире. А нам, простым обывателям, все важней любви, на все времени хватает, кроме вот таких мелких, но по-настоящему великих знаков внимания. Когда Друнина уезжала, он посылал телеграммы в поезд, на борт самолета, а уж в гостиницу — обязательно. «Сидел дома, занимался, и вот меня выстрелило срочно бежать на телеграф, сказать, что я тебя люблю. Может быть, ты не знаешь или забыла. Один тип». И когда уезжал сам — телеграммы посылал каждый день, а то и несколько раз на дню. «Который ужасно скучает по тебе. Который как полчеловека без тебя. Который очень любит тебя, обнимает и целует свою милую, дорогую, трогательную. Командировочный человек». Оставшись как-то раз один, он взял томик стихов Друниной, раскрыл и стал читать. Читал так, как будто впервые, как будто никогда не знал. Читал и плакал. «…Кланяюсь тебе в ножки, любимая моя, за все, за все. И, прежде всего, за стихи, которые я прочел, сам становясь под их светом лучше. Твой человек и любитель».
Можно ли научиться такому отношению к женщине? Наверное, нет. Тут уж так: или есть, или нет. А когда Друнина заболела и попала в больницу, он чуть с ума не сошел. «Родная моя, не знаю, как добрался, когда узнал. Не могу без тебя не то что жить - дышать. Я не знал до конца, как люблю тебя, что ты для меня. Ни одной минуты не буду без тебя, любимая, жить. Я тут с ума схожу от страха. Только будь здоровенькой, а все остальное я сделаю так в нашей жизни, чтобы ты чувствовала себя счастливой совсем-совсем. Моя дорогая, самая красивая на свете, самая благородная, самая умная, жизнь моя, любимая моя, я Богу молюсь, будь здоровой скорее».
А однажды Юлия Друнина приехала на дачу в свой день рождения. Вся дача была разукрашена плакатами: «Встанем на трудовую вахту в честь 10 мая — праздника всех угнетенных мужей!», «Да здравствует моя любимая жена!», «10 мая — праздник всех трудящихся и бездельников».
Читая эту историю любви, понимаешь, как ущербно мы живем. С какой необыкновенной легкостью требуем справедливости, с какой радостью (порой) обвиняем друг друга. А вот любить не научились. Себя отдавать другому человеку не получается. Признаться, что без кого-то жить не можем — это ниже нашего достоинства. Жизнь свою разучились дарить другому человеку. И это страшно. А как дорого стоит одна коротенькая телеграмма Каплера: «Жду тебя, любимая».
Предсмертное письмо Юлии Друниной подруге заканчивается так: «А теперь, пожалуй, самое-самое сложное. После кремации урну надо отвезти в Старый Крым и захоронить ее рядом с памятником А. Я. Под плитой, понимаешь? Я бы с удовольствием сделала это сама, но… Еще бы мечталось перенести на плиту наш общий снимок, который прилагаю. Так надо! Господи, спаси Россию!».
Понятно, что А.Я. — это Алексей Яковлевич Каплер. Она и «там» не захотела быть без него. В одном ее старом стихотворении есть строчка:

                Теперь не умирают от любви ..."

Потрясающее эссе, потрясающее произведение литературы.  Мне припомнилось, что глаза Алексея Каплера, на самом деле, были глазами, «как у инока».

Завтра наступит Новый 2019 год по старому стилю.

С Новым Годом, уважаемые читатели! Здоровья,счастья,успехов!